$ - 102.5761
€ - 107.4252

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

ФИЛАРМОНИЧЕСКИЕ СЕЗОНЫ

Она поет - и звуки тают, как поцелуи на устах...


Она поет - и звуки тают, как поцелуи на устах...

Несмотря на то, что в детстве я ходила в музыкальную школу, каким-то особенным голосом природа меня не наделила. Поэтому я с восхищением (и легкой долей зависти) выхватываю из Сети новости о вокалистах нашей республики. Так, полтора года назад впервые встретила на информ-лентах имя Флариды Иркиной, солистки Башкирской государственной филармонии имени Хусаина Ахметова. Тогда они запестрели сообщениями о том, что певица заняла первое место на прошедшем в Твери VII Международном конкурсе вокалистов имени А.П.Иванова. Помню, в тот момент подумала: “Каково это - иметь такой дар?”.
- ...Добро пожаловать в мою “святая святых”, - Фларида Рифкатовна приветливо улыбается, приглашая меня в кабинет для репетиций, а я с любопытством озираюсь вокруг. Ничего лишнего - зеркало, стул, пианино. Но каждый день к этой маленькой “компании” присоединяется четвертый участник - необыкновенный голос. И обычная репетиционная в эти мгновения преображается, светлея и наполняясь звуками музыки.
- Фларида, как родилась Ваша любовь к музыке? И почему Вы выбрали именно классическое пение?
- В нашей семье - а родилась я в Узбекистане, в благословенной Бухаре - музыкантов как таковых не было. Но прабабушек и прадедушек с обеих сторон Создатель одарил хорошим слухом. А один прадедушка - мулла, имел отличный голос и нараспев читал молитвы. Я с детства росла музыкальным ребенком. Занималась в музыкальной школе по классу фортепиано. В те поры и пришли мысли о том, что мне больше нравится петь. Играть на музыкальных инструментах казалось менее, может быть, захватывающим. И началось! Всевозможные конкурсы, утренники, концерты... Старалась не пропускать ни одного музыкального события.
В Уфимскую государственную академию искусств имени Загира Исмагилова (по классу вокала) я поступила по зову сердца, тогда уже определилась окончательно и не представляла жизни без музыки. Да и родные - сестры, мама - поддержали меня в желании связать свою жизнь с искусством.
- А как же Вы оказались в Казанской консерватории?
- После окончания учебы в УГАИ начала преподавать в педагогическом колледже, но желание петь меня все равно не покидало. Подумав, немного поколебавшись, выбрала все-таки карьеру певицы. Мне много раз приходилось слышать о высоком уровне обучения в Казани, о ее сильной вокальной школе, и я рискнула. В аспирантуре Казанской государственной консерватории моим руководителем была профессор Зиля Сунагатуллина, народная артистка России и Татарстана, лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая. Замечательная женщина, прекрасный педагог, чуткий наставник! И я многому у нее научилась.
- Помните свой первый серьезный конкурс?
- Да, это был Всероссийский конкурс в Калининграде. Гран-при на нем завоевала Вероника Джиоева - сегодня это оперная певица с мировым именем, солистка Большого театра. Тогда я не стала призером, но получила нечто более ценное - встречу с известным педагогом, профессором Тамарой Дмитриевной Новиченко. Знаменитая Анна Нетребко тоже училась в ее классе. Новиченко была членом жюри, я подошла к ней, мы разговорились. И после конкурса я загорелась идеей заниматься у нее. Сказано - сделано: через месяц я уже разучивала с ней очередную партию. Тамара Дмитриевна - жесткий, но в то же время справедливый человек, быть ее ученицей очень почетно. До сих пор помню ее слова: “Не бойся выходить на сцену, она всему тебя научит”. Уже три года работаю в Башкирской государственной филармонии и все отчетливее понимаю, насколько она была права. Сцена действительно подсказывает тебе, как лучше, правильнее поступить - вплоть до поклона, ведь теория никогда не заменит практики.
- Фларида, кого из сегодняшних российских и зарубежных вокалистов Вы считаете достойным особого внимания?
- Как бы банально ни звучало, поскольку речь идет о всеми признанной звезде оперной сцены, но это Анна Нетребко. Очень часто пересматриваю записи с ее выступлениями, каждый раз стараюсь брать что-то новое от этой певицы, ведь у нас обеих сопрано. И не могу не отметить волшебные голоса немки Дианы Домрау и кореянки Суми Чо...
К слову, я очень люблю смотреть старые концерты по телеканалу “БСТ”. Бросаю все дела и в тишине внимаю мотивам прошлых лет. Каждый раз будто заново открываю для себя Гали Хамзина (с которым имела счастье выступать в совместных концертах), Галию Султанову, Хайдара Бегичева, Фариду Кудашеву... У них так точно, так четко получалось передать чувства посредством голоса, музыки... К сожалению, подобное нечасто встретишь у современных исполнителей...
- Вы принимали участие во многих концертах, побывали за рубежом, были свидетельницей выступлений исполнителей высочайшего класса... Велика ли разница между российской и западными вокальными школами?
- Она есть, несомненно. Через много лет, пройдя десятки творческих состязаний, могу отметить, что у каждой страны - своя изюминка, свое отличие. Скажем, исполнители из США сильнее своей эмоциональностью, актерским мастерством. Но мы, к счастью, мощнее технически. Казань, Москва, Санкт-Петербург - певцы из этих городов каждый раз заставляют меня аплодировать российской вокальной школе!
- Знаю, что в прошлом году Вы с сольными концертами побывали в Праге. Что удивило или привлекло Ваше внимание в этом городе, в самой Чехии?
- Наравне с первой премией на Международном конкурсе вокалистов Vissi D’ARTE , прошедшем в Чехии, я получила еще один подарок, поистине бесценный. Это сертификат на двухнедельные сольные концерты в Праге. В первую очередь поразила, конечно, красота старинного города. Его не зря считают одним из красивейших в Европе. Хрустальный зал (там я и выступала), Карлов мост, крупнейший в мире Пражский замок, подобная Эйфелевой Петршинская башня... Об этом можно говорить бесконечно. Что удивительно - роскошные здания, памятники и дворцы не вяжутся с обликом жителей столицы Чехии. Несмотря на то, что здесь довольно высокий уровень жизни, чехи одеваются очень просто, обычно. Примечательно и то, что здесь много русских, татар... Со студенткой УГАИ, вокалисткой Диной Хусаеновой, тоже приехавшей на этот конкурс, мы даже побывали на радио “Азатлык” (“Свобода”), давали интервью.
- Скажите, пожалуйста, классическая музыка востребована у сегодняшней публики?
- Живое звучание классики никогда не сравнится с поп-музыкой. Живой контакт с вокалистом будет востребован залом всегда, что бы там ни говорили... Конечно, многое зависит и от исполнителя. Как ты сможешь передать что-то слушателю, если не чувствуешь музыки, не в состоянии понять эмоций своих героев? Публику не обманешь - она всегда определит, где фальшь, а где подлинное проникновение. К счастью, у нашей аудитории есть редчайшая особенность - она остается преданной классике. И мне кажется, эта связь вечна. Россияне ходят на все концерты, изучают, сравнивают, не остаются равнодушными, и это главное. Поэтому будущее у классической музыки есть. И еще какое!
- Конечно же читателям “Вечерней Уфы” будут интересны планы певицы Флариды Иркиной...
- Сейчас моя голова всецело занята одним - формирую репертуар для сольных концертов, особое внимание уделяю башкирским народным песням, разучиваю новые для меня произведения. Планы колоссальные. Главное, чтобы хватило сил и возможностей для их осуществления. В такой момент очень важно заручиться поддержкой близких, и я могу сказать, что на сто процентов уверена в своих родных. Супруг Халиль, сыновья Оскар и Эрик не только поддерживают меня во всем, но и сами радуют меня успехами, своими удачами, интересными новостями. И это для меня является дополнительным зарядом бодрости, своеобразным стимулом. А работа в филармонии подарила мне еще одну надежную и верную подругу - концертмейстера Елену Александровну Мороз, я могу во всем на нее положиться.
...Напоследок я попросила Флариду поделиться секретами того, как держать голос в форме.
- Все просто - больше молчать, - смеясь, ответила она. - А если серьезно, я ежедневно даю своему голосу отдохнуть, особенно после репетиций, концертов. В то же время не забывайте и о “тренировках”. Стоит пропустить день-два, провести их без репетиций, и голос уже не слушается, теряется тонус. Мы, говорю о певцах и актерах, понимая, что это “инструмент”, данный нам природой, думаем о нем и в первую очередь, и во вторую, и в третью... Нам без голоса никуда!
...Скрипнула крышка старого пианино, будто напомнив нам о том, что пришло время репетиции. Тепло попрощавшись с моей героиней, выхожу из филармонии, думая при этом, что обязательно сюда вернусь. Для того, добавлю, чтобы насладиться голосом Флариды Иркиной. А еще мне так хочется услышать в ее исполнении арии очаровательной Лакме из оперы Делиба и обольстительной Кунигунды из “Кандида” Леонарда Бернстайна... И пусть этот час наступит быстрее!
Луиза ТИМАШЕВА.
Фото из архива героини.

Дата создание новости 16-05-2013   Комментарии (0)   Просмотров: 2 628     Номер: 91(12239)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.