Театр без границ
Именно так назывался один из самых интересных театральных фестивалей, проходивший в конце 90-х – начале 2000-х в Магнитогорске. Волею судеб здесь, в небольшом рабочем городе, встретились настоящие подвижники – режиссеры, художники и руководители театра. Благодаря их азарту и родилась идея крупного международного форума. И в Магнитку за годы существования этого феста съезжались театральные коллективы из многих-многих стран, привозя спектакли, поставленные в самых разных стилистиках. Бывал на нем и Государственный академический русский драматический театр Республики Башкортостан.
Сегодня удивительный посыл названия того фестиваля вспоминается совсем не случайно (ныне, что скрывать, в памяти всплывают многие счастливые события!). Да, все мы сейчас находимся в условиях изолированности друг от друга. И этот дефицит человеческого общения заставляет нас искать возможные способы связи с дорогими, значимыми для театрального сообщества людьми.
Поэтому, наверное, с большим энтузиазмом поклонники Академического русского театра восприняли идею каждодневных Прямых эфиров, которые проходят в социальной сети «Инстаграмм». Ровно в семь часов вечера, когда в театре прозвучал бы третий звонок, в онлайн-пространстве встречаются коллеги-актеры.
Но наступил момент, когда было решено: а давайте преодолеем границы и сократим расстояния? И приглашения к диалогу полетели в разные города и страны.
Первым гостем, таким далеким и таким близким, стал режиссер из Италии Паоло Эмилио Ланди. Именно благодаря ему в репертуаре нашего театра появились спектакли «Венецианские близнецы» по комедии Карло Гольдони, «Шум за сценой» по пьесе Майкла Фрейна, «Скупой» Жана-Батиста Мольера, «Неаполь – город миллионеров» Эдуардо де Филиппо и, конечно же, хит прошлого и нынешнего сезонов – «Дом для сумасшедших» Эдуардо Скарпетта.
Обаяние и жизнелюбие синьора Паоло, по верному замечанию актрисы ГАРДТ Айгуль Шакировой, которая вела встречу, подарили всем участникам этого эфира массу самых положительных эмоций, даже несмотря на то, что разговор не мог не коснуться серьезных тем. За часовую встречу мы как будто побывали на итальянской земле. Небольшой дом в пригороде РимА, сад, вдалеке лес. «Взгляд» видеокамеры Паоло скользнул по кустам посаженных им роз и ирисов, потом перекинулся на виноградник, оливковые деревья. Удивительно передалась через экраны атмосфера дождливого, туманного дня – ведь неслучайно вторая профессия Паоло Ланди – тележурналист. А это значит, что он остро чувствует все, что сейчас происходит в его родной Италии, в США, где он тоже работал и где остались его друзья, за которых он переживает, следит за ситуацией в России.
«Когда откроются театры, мы все будем немного другими. И зрителям будут нужны хорошие спектакли, человеческие, добрые комедии, потому что юмор – это то, что помогает людям даже в самое трудное время», – размышляет Паоло.
А на следующий день мы смогли виртуально перенестись на берег Черного моря, в Севастополь, где сейчас живет и работает большой друг нашего театра – режиссер Григорий Лифанов. Сегодня он руководит сразу двумя коллективами – Севастопольским академическим русским театром драмы имени А.В.Луначарского и Екатеринбургским театром юного зрителя. «У меня сейчас две колеи!» – говорит про себя Григорий Алексеевич. А в нашем театре он поставил спектакли«Преступление и наказание» по роману Федора Достоевского, «Фабричная девчонка» по пьесе Александра Володина и «Мнимый больной» по комедии Мольера.
Ценность этих онлайн-встреч в том, что в едином культурном пространстве собираются зрители, актеры, сотрудники цехов из самых разных городов. Виртуальные приветствия летели в эфир с Лифановым не только из уже названных коллективов, но и из Самары, Москвы, Нижнего Новгорода…
Получился глубокий разговор о том, что такое профессия актера, каким видят театр разные поколения режиссеров, как его хочет менять молодежь. «Сегодня все больше боятся открытой театральности, боятся накала страстей. Молодежь избирательнее в выразительных средствах, скупее в эмоциях. Но ведь зритель идет в театр именно за эмоциями, особенно в знаковых, ключевых местах! Если в финале «Ромео и Джульетты» мы будем просто констатировать факт: все, друзья, герои умерли! – то мы не выйдем на ту трагическую вертикаль, вертикаль духовную, ради которой и существует театр!»
Услышать из первых уст о том, что же думают молодые режиссеры, мы смогли буквально на следующий вечер. Прохладой питерских улиц повеяло на нас, когда в эфир вышел Денис Хуснияров. Сегодня это один из самых известных молодых российских режиссеров – лауреат театральной премии «Прорыв», номинант Национальной театральной премии «Золотая Маска», художественный руководитель театра «Мастеровые» (Набережные Челны) и режиссер Драматического театра на Васильевском. В его режиссуре идет на сцене ГАРДТ РБ спектакль «Зыковы», вызывающий немало размышлений, отмеченный экспертами «Золотой Маски» и вошедший в Лонг-лист этой национальной театральной премии.
«Когда к тебе приходит тот или иной автор – будь это Горький, Чехов или Толстой – ты погружаешься в их мир, изучаешь все то, что их окружало, читаешь и растешь вместе с ними, меняешься с актерами, с которыми работаешь. Тексты приходят к тебе сами, выбирают тебя, когда ты к ним готов. Работая над спектаклями, я пытаюсь разобраться с самим собой, пытаюсь стать лучше. В этом и вижу смысл и цель театра».
У театра действительно нет границ – он может быть разным! В одном, не сговариваясь, сошлись все наши гости-друзья (и их в комментариях поддержали зрители!): театр – искусство, где важен живой контакт, взгляд, дыхание!.. И все с нетерпением ждем, когда мы отключим свои мобильные устройства и с замиранием сердца в темноте услышим шелест распахивающегося занавеса…
Елена ПОПОВА.
P.S. Записи всех эфиров мы бережно сохраняем на нашем канале YouTube, и каждый может их пересмотреть.
P.S. Записи всех эфиров мы бережно сохраняем на нашем канале YouTube, и каждый может их пересмотреть.
24-04-2020 (0) Просмотров: 1 880 Номер: 28(13407) Версия для печати