НЕИЗМЕННЫЕ ВЕЛИЧИНЫ
Мир в красках черно-белой фотографии
Николай Посников.
Жизнь Николая Юрьевича Посникова, недавно отметившего юбилей, достаточно тесно связана с "Вечерней Уфой". Во всяком случае, сколько себя в "Вечерке" помню, столько же по времени знакома я с этим скромным, негромким человеком, может быть, не часто, но с определенной долей периодичности появляющимся в моем редакционном кабинете - с неизменной аккуратной папкой, содержащей неизменный же сюрприз. Говорю о фотографиях, не раз, как вы понимаете, и не два украшавших полосы нашей газеты.
Впрочем, все, о чем я сейчас рассказываю, не есть новость для читателей "ВУ", давным-давно открывших для себя и запомнивших имя Николая Юрьевича. Ведь это он подарил им встречу с Аллой Дмитриевной Ларионовой, любившей Посникова, с нежностью называвшей его Колей, принимавшей у себя дома и даже некогда приехавшей в Уфу на день рождения к своему преданному другу... Это он вернул на страницы нашей газеты великую, но забытую иными Раневскую, которую когда-то навещал в Москве, сделав в квартире Фаины Георгиевны снимок, вошедший теперь в экспозицию дома-музея актрисы в ее родном Таганроге... А еще Николай Юрьевич языком фотографии "рассказал" всем о другой, настоящей Людмиле Марковне Гурченко. Гурченко без мишуры и блеска украшений. Гурченко, с потрясающей силой правды исполнившей песни военных лет и написавшей пронзительную книгу "Мое повзрослевшее детство"... И речь не только о его снимках, каковых в архиве Посникова такое количество, что число их даже невозможно представить (большинство - с автографами!). Говорю сейчас о том, что изредка Николай Юрьевич сам берется за перо, и в бисерных строчках выстраданных оригиналов, таких, казалось бы, сдержанных, взвешенных, начисто лишенных амикошонства, поскольку прикасается он к непростым судьбам, боясь невольно ранить своих героев или задеть, читается огромная любовь уфимца Посникова к вечному искусству, к эпохе некогда потрясшего весь мир советского кино, к балету, музыке, большой вокальной школе...
Талантливый, изящный, тонкий человек, он много ездил, не расставаясь с фотоаппаратом ни на миг. Он много видел, побывав на массе кинофестивалей, в разных театрах. И это многое - характер, потаенный взгляд, оттенки настроения - запечатлел с особой бережностью, наблюдательностью, трепетом. Достаточно напомнить вам историю о том, как Высоцкий, сгорающий от чувств к Марине Влади, спешил на встречу с ней. Тут, у гостиницы, его и поджидала давняя поклонница, работавшая на фирме "Мелодия", Галина Федоровна Калмыкова и вручила Владимиру Семеновичу роскошный букет роз (на правом верхнем снимке). И Посников писал об этом. И многое он снял в родной Уфе, снял на обожаемую старшим поколением газеты "черняшку", доминирующую в нынешней подборке. Но годы шли, и Посников освоил "цифру", стало быть, и цвет, и в них оставшись органичным.
...В Национальном музее Республики Башкортостан сейчас развернута персональная экспозиция фотохудожника, портретиста Николая Юрьевича Посникова. Между прочим, по многочисленным просьбам посетителей работа ее продлена до конца августа. А еще одна фотовыставка мастера (в ней он отдал дань своей фантастической привязанности к Черному морю, крымским пейзажам и природе Башкирии) не так давно радовала и изумляла зрителей в галерее "Урал". Нынешняя, открытая на страницах "Вечерки", - третья в череде юбилейных "смотрин" Николая Юрьевича. Думаю, нет, я просто уверена, в газете нашей она далеко не последняя!
Владимир Высоцкий с поклонницей, 1975 год.
Киноактрисы Людмила Шагалова и Маргарита Володина.
Киноактриса Нонна Мордюкова, Уфа.
Махмуд Эсамбаев исполняет башкирский танец, 1978 год, Уфа.
Людмила Гурченко, 1979 год.
Владимир Васильев в балете "Спартак", 1982 год.
Певица Лариса Мондрус, Уфа.
Режиссер Никита Михалков.
Валентина Толкунова в Уфе, 21 октября 2005 года.
Начинающий тренер Татьяна Тарасова, 1974 год, Уфа
.Поет Эдуард Хиль, Уфа.
Илюзя КАПКАЕВА.
19-07-2012 (0) Просмотров: 6 248 Номер: 138(12036) Версия для печати