$ - 102.5761
€ - 107.4252

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

«Потомки Салавата не отступят!», или Несколько мыслей о премьере в Башкирском академическом театре


«Потомки Салавата не отступят!», или Несколько мыслей о премьере в Башкирском академическом театре

В минувшую субботу, 19 ноября, в Башкирском государственном академическом театре драмы имени Мажита Гафури прошла необычная премьера – именно в этот день на Камерной сцене БГАТД стартовал проект – театрализованное представление «Потомки Салавата не отступят!», посвященный славным бойцам 112-й Башкирской кавалерийской дивизии и светлой памяти ее легендарного комдива генерал-майора Минигали Шаймуратова, принявшего страшную, мученическую смерть при выходе полка из рейда по тылам противника в Ворошиловградской области…

В постановочную группу этого проекта входили – автор сценария Зухра Буракаева, режиссер Хурматулла Утяшев, художник Альберт Нестеров, хореограф Раис Низаметдинов, за музыкальное оформление отвечал композитор Урал Идельбаев, консультантом проекта был историк Салават Хамидуллин.
Те, кто 19 ноября собрался на Камерной сцене флагмана национального искусства республики, принимали премьеру горячо, долго и бурно аплодируя артистам, занятым в театрализованном представлении, а также постановочной команде. Безусловно, это право людей, ощущающих чувство восторга и гордость за то, что честь славного сына Башкортостана, выдающегося военачальника Минигали Шаймуратова восстановлена, и 30 марта 2020 года Президент нашего государства Владимир Путин подписал такой долгожданный для всех жителей республики Указ о присвоении нашему земляку звания Героя Российской Федерации.
Но я, всем сердцем любя Башкирский академический театр, не могла разделить этих восторгов зала, потому что знаю, сколь высоко профессиональное мастерство и его труппы, и его постановщиков, знаю, каких степеней искренности и проникновения могут все они достигнуть, по-настоящему увлекшись идеей и литературной первоосновой будущего спектакля, сколь глубоко могут копнуть в процессе поиска зерна роли и деталей подлинно художественного образа… Не обижайтесь на меня, но то, что вы явили нам в минувшую пятницу, можно обозначить как «сведенное в четкую визуальную формулу сообщение, предназначенное современнику для выводов и конкретных действий». Да-да, читатель, я говорю именно о плакате, связанном с броским изображениеми броским заголовком. Но ведь это вид агитационного искусства, предполагающего, что плакат должен быть виден на расстоянии, выполнен понятно и хорошо восприниматься… Все эти правила в «Потомках Салавата» соблюдены, и даже в каком-то смысле возвращают нас в конец июня 1941 года, когда великий мастер Ираклий Тоидзе создал свой знаменитый плакат «Родина-мать зовет!».
Но вы же Театр, да-да, именно так, с большой буквы! И вы способны на очень многое. Скажу больше – Башкирский академический не в первый раз обращается к трагической фигуре Минигали Мингазовича… Я хорошо помню спектакль Азата Надыргулова по пьесе Флорида Булякова «Шаймуратов-генерал» - столь глубокого по раздумьям, по решению трагического образа легендарного комдива!..
И ныне я ждала от БГАТД больше тонкости и чисто театральных решений в работе над этой постановкой. Тем более что по времени театр попал, что называется, в яблочко. И речь не только о долгожданном Указе Москвы, и не только о том, что скоро на Советской площади будет выситься памятник генерал-майору Шаймуратову!.. Речь и о том, что именно 24 декабря, только семьдесят девять лет назад, в 1941 году, на основе Постановления бюро Башкирского обкома ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров БАССР «О формировании двух кавалерийских дивизий из местных национальностей» соответствующий приказ подписал военный совет Уральского военного округа.
Я не стремлюсь никого задеть, но мне почему-то казалось, что театр не настолько в лоб будет решать эту дорогую сердцу каждого башкира тему. Когда я шла на премьеру, мне почему-то виделось, что постановочная команда использует прием дистанцирования, не конкретно играя бойцов 112-й Башкирской кавалерийской дивизии, а как бы «договорившись», мол, мы, актеры Башкирского академического театра, отдавая дань уважения нашим знаменитым землякам, попробуем представить, как это могло быть в далекие 41-й и 42-й годы… И ведь для этого у академиков есть абсолютно все: талант, мастерство, но главное – душа, чувство национального самосознания и неуспокоенность, нерв, благодаря которым они подчас берут в плен не только зрительскую аудиторию БГАТД, но и других городов и даже стран. Возможно, все дело в литературной первооснове – за многое уважая Зухру Дикатовну, не могу не сказать, что к этой работе она отнеслась в определенной степени формально, и линейный, лишенный подтекста материал, представленный ею, не дает повода режиссеру мыслить композиционно. Все к месту – документальные кадры и фотографии, проецируемые на экран, но, увы, лишь один истинно художественный момент тронул меня по-настоящему – сцена разговора Шаймуратова (Артур Кабиров) с матерью (Сара Буранбаева), чей приход пригрезился ему в процессе тяжелых ночных раздумий… Это действительно было решено абсолютно точно и по-театральному выверено. И еще меня растрогала сцена, в которой женщины, ждущие своих мужей, сыновей и братьев в тылу, читают их письма с фронта и из госпиталей – особая моя благодарность Айсылу Юмагуловой и Минзале Хайруллиной за эту проникновенность. Что и говорить, настоящий актер остается верен профессии в любой ситуации. Сейчас я думаю и о мужском составе проекта – артисты сумели наделить своих персонажей чисто человеческими качествами, подарив строю бойцов индивидуальные черты, из плакатных героев превратив их в живых людей. Может быть, только это примирило меня с новой постановкой. И еще: все, что касается истории с генералом Борисовым, смотрится в проекте чрезвычайно неделикатно, если не сказать грубо. Такие вещи сцена не прощает, вызывая у зрителя не священный гнев по поводу события, которое не доказано (тем более, зачем педалировать ситуацию, когда по одной из реплик публика уже поняла, что речь идет об интригах в кругах военного руководства), а вызывает внезапную антипатию ко вполне симпатичному мне актеру, к коему я отношусь с большой приязнью.
Напоследок скажу: безусловно, «Потомки Салавата» будут иметь успех у непритязательной аудитории как действо, посвященное героям войны, как представление, которое можно будет вывозить для выступлений на специализированных площадках, на народных праздниках. И вам будут аплодировать так, что на какое-то мгновение вы даже поверите: все хорошо, все сложилось… Но не обольщайтесь – в этом случае работает то, что называется народной любовью к шаймуратовцам. Да, я понимаю, что вы были поставлены в тяжелые условия – сроки поджимали, вокруг бунтует ковид, но даже при этом вам всегда нужно помнить, какого уровня вы актеры и какую высокую планку некогда взял и продолжает держать Башкирский академический театр…

Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.


«Потомки Салавата не отступят!», или Несколько мыслей о премьере в Башкирском академическом театре

«Потомки Салавата не отступят!», или Несколько мыслей о премьере в Башкирском академическом театре

Дата создание новости 24-11-2020   Комментарии (0)   Просмотров: 2 182     Номер: 82(13461)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.