Рассказ о легендарном директоре. К 100-летию со дня рождения Наджета Аюханова
В пятницу, 11 декабря, исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося театрального деятеля, заслуженного работника культуры РСФСР и БАССР, бывшего директора Башкирской государственной филармонии, Башкирского государственного театра оперы и балета и Башкирского государственного театра кукол, в прошлом заместителя министра культуры БАССР Наджета Аюханова.
Наджет Миннигалеевич руководил Башкирским государственным театром кукол 20 лет (с 1969-го по 1989 год), и эти времена стали для театра поистине «золотыми». Обладая уникальным чутьем на таланты, Наджет Аюханов собрал вокруг себя «звездную» команду выдающихся деятелей искусств: Владимира Штейна, Сергея Миролюбова, Павла Мельниченко… Блестящий тандем директора – Аюханова и режиссера – Штейна сделал для театра в те годы все возможное и даже невозможное.
Именно при Аюханове Театр кукол получил свое собственное здание, в котором он располагается и поныне. С появлением своего дома у театра началась новая, поистине творческая жизнь, полная открытий и свершений. В новом здании театр кукол впервые представил на суд зрителя спектакль для взрослых – знаменитую «Божественную комедию» по пьесе Исидора Штока в постановке Владимира Штейна. Спектакль произвел эффект разорвавшейся бомбы, и театр стал пользоваться популярностью не только у зрителей – будущие драматические актеры – студенты театрального факультета Уфимского государственного института искусств мечтали освоить азы искусства кукловождения. Да что там! В самолетах, следующих рейсом в Уфу, стюардессы среди достопримечательностей города называли Башкирский государственный театр кукол и его «звездный» репертуар: «Божественная комедия», «Белый пароход», «Галима», «Не бросай огонь, Прометей»… Наджет Миннигалеевич блестяще руководил организационным процессом и всячески помогал созданию этих спектаклей.
Театр кукол при руководстве Наджета Аюханова получил огромное признание: его стали приглашать на всевозможные театральные фестивали не только в Советском Союзе, но и за рубеж. К примеру, Башкирский государственный театр кукол единственный представлял Россию (РСФСР) спектаклем «Белый пароход» на Международном фестивале стран Азии и Востока в Ташкенте. За спектакль «Галима» (по повести Мажита Гафури «Черноликие») театр получил Диплом Международной организации кукольников УНИМА «За наивысшие художественные результаты, достигнутые на VI Международном фестивале театров кукол в Венгрии». А за спектакль «Индийская легенда» театр был удостоен Международной премии имени Джавахарлала Неру, и по сей день Башкирский государственный театр кукол – единственный в России обладатель этой почетной государственной награды Индии. Таким образом, БГТК стал одним из самых известных театров кукол в Советском Союзе.
А теперь дадим слово народному артисту Российской Федерации и Республики Башкортостан, кавалеру ордена Салавата Юлаева Айрату Ахметшину:
«В моей судьбе Наджет Миннигалеевич Аюханов сыграл одну из ключевых ролей. Он всегда очень по-доброму, я бы даже сказал, по-отечески ко мне относился, даже, несмотря на ошибки, которые я, бывало, совершал по молодости. Стоило мне в чем-то провиниться, нарушить трудовую дисциплину, так он сразу же вызывал меня к себе и долго вел со мной беседы, наставляя на путь истинный. Говорил: «Пойми! Тебя ждет очень большое будущее. Не вздумай попусту растрачивать свой талант!» Только не подумайте, что он только и гладил меня по головке: Наджет Миннигалеевич, бывало, и наказывал меня, и зарплату понижал, и премии лишал, и выговор объявлял. Будь я посредственным работником, с ленцой, то он, наверное, уволил бы меня сразу, да и все. Честно говоря, если бы не Аюханов, я бы, может, и сам даже ушел из театра – молодой ведь был тогда совсем, горячий. А он меня оградил от необдуманного шага, за что я ему до сих пор премного благодарен.
Уже сейчас, с высоты моего жизненного опыта и прожитых лет, я с уверенностью могу сказать, что Аюханов был нашим лучшим директором. Он был признан лучшим не только нами – его подчиненными, но и директорами других театров кукол – об этом часто говорили на фестивалях, куда, благодаря ему, БГТК выезжал очень часто. Наджет Аюханов был гениальным организатором театрального дела, который прошел долгий путь от артиста балета до руководителя. В начала своего пути он даже побывал на фронте и был отмечен наградами.
Лишь только приступив к руководству Театром кукол, Аюханов стал искать кандидата на должность главного режиссера. Он долго разъезжал по разным городам, смотрел спектакли, беседовал с претендентами, советовался с профессионалами. И вот однажды в Москве он познакомился с Владимиром Штейном, работавшим тогда в Государственном академическом центральном театре кукол имени Сергея Образцова. И так зацепил Наджета Миннигалеевича этот молодой человек, что он сразу же пригласил Штейна на постановку спектакля по мотивам грузинской сказки «Чинчрака». Успех первой постановки Штейна окончательно убедил Аюханова в решении доверить ему должность главного режиссера.
Наджет Миннигалеевич имел профессиональное чутье и обладал прекрасным художественным вкусом. Когда мы выезжали на фестивали, то все всегда отмечали нашу богатую рекламную продукцию: и афиши, и буклеты очень впечатляли комиссию и коллег, многие отмечали, что даже столичные театры не имели того, что было у нас. Все это тоже заслуга директора. Когда люди смотрели эти буклеты, то очень удивлялись тому, что практически все наши артисты были со званиями. В других театрах артисты столько званий не имели. Самое интересное, что звания были не только у артистов. Было звание у художника по свету Наиля Рахматуллина, у работников производственных цехов... Все отмечали, что у Башкирского театра кукол – самое богатое и почетное досье.
А ведь до Аюханова о нашем театре вообще никто за пределами Башкортостана и не знал. А при нем театр еще и обрел свой нынешний статус – Башкирского государственного театра кукол. Раньше он был Республиканским объединенным театром кукол. Наджет Аюханов всегда смотрел на много лет вперед – репертуарный план по спектаклям был у нас расписан на пять лет. И постепенно эти спектакли выпускались. Случались, конечно, и корректировки, но в целом БГТК придерживался заданного плана.
Вообще работа была очень четко поставлена, театр работал как единый механизм. При Аюханове был идеальный порядок. Каждый вторник и пятницу директор проводил с нами оперативки по репертуару, по спектаклям, по текущим делам. Отдельно он проводил оперативки с техническими цехами. Ведение театрального хозяйства – это и творчество, и штат, и финансы – было у него на высшем уровне. Наджет Миннигалеевич был очень уважаемым человеком, везде его знали и тепло принимали: и в министерстве, и в правительстве. Так получилось, что Театр кукол стал для него последним местом работы.
Мы никогда не ставили спектакли лишь бы для того, чтобы выпустить новую работу. Под руководством Аюханова и мы все строго исходили из творческих возможностей театра, его материальной части, актерского потенциала. Не зря и сам Владимир Штейн писал в своих воспоминаниях, что с Аюхановым было очень легко работать. Он мог достать для коллектива абсолютно все. И делал он это не из своих корыстных побуждений, а лишь для того, чтобы лучше было театру, чтобы у нас выпускались неординарные спектакли.
К сожалению, уже очень много талантливых людей ушло из театра, и потом о них переставали слышать… А я остался, и во многом благодаря Аюханову. Мои заслуги – это и его заслуги. Мои заслуги – это и заслуги театра. Когда Наджет Миннигалеевич ушел, мы все осиротели. Мы лишились крепкого, надежного плеча, настоящего защитника, с которым можно было сворачивать горы. Ушел Аюханов, и ушла эпоха, которая теперь навсегда осталась в нашей истории…»
Память о легендарном директоре Надже
те Миннигалеевиче Аюханове навсегда останется в летописи Башкир-ского государственного театра кукол, в книгах, в статьях и в сердцах его преданных коллег.
Подготовила Диана ГАРАЕВА.
Фотография предоставлена литературной частю БГТК.
Фотография предоставлена литературной частю БГТК.
8-12-2020 (0) Просмотров: 1 286 Номер: 85(13464) Версия для печати