Короли мирового свинга на подмостках БГФ
В пятницу, 19 февраля, Большой зал Башкирской филармонии качало! И эту амплитуду создал Биг-бэнд БГФ и его небезызвестный лидер – маэстро Касимов с новой программой уже знакового проекта «Короли свинга»!
Этот проект давно получил признание среди уфимцев. Танцевальные ритмы свинга в исполнении филармонического джаз-оркестра неоднократно обрушивались на зал с большой сцены филармонии, и посему по многочисленным просьбам зрителей в этот вечер были снова представлены короли эпохи свинга. Несмотря на то что программа проходила под номером три, звучали абсолютно новые для оркестра произведения.
Впрочем, дадим слово бэнд-лидеру – народному артисту Башкортостана Олегу Касимову: «Мы «перелопатили» кучу нотного материала и подготовили совершенно новую (для нас) и уникальную программу. Мы попытались воспроизвести легендарные пьесы «золотой эры свинга», и кроме упомянутых на афише Глена Миллера, Каунта Бейси и Дюка Эллингтона (этим «монстрам» мы уже посвящали свои выступления), прозвучали такие имена, как Бенни Гудмен, Томми Дорги, Чарли Беннет, Чик Уебб, Рэй Нобл, Кеб Кэллоуэй, Джимми Лансфорд, Элла Фицджеральд, Клайд Маккой... Мы совершили полное погружение в «золотую эру биг-бэндов».
Как всегда, Олег Валерьянович сам вел концерт, но, что важно, при работе над программой мэтр настолько углубился в историю, что ему было важно поделиться с публикой не только всеми тонкостями и нюансами создания композиций, но и рассказами о личности самих создателей. Как известно, эра свинга – это огромный пласт джазовой культуры, самый яркий период истории джаза. Его расцвет приходится на 30-40-е годы прошлого столетия, когда США погрузились в пучину Великой депрессии. Чтобы хоть как-то отвлечься от проблем, люди тотально увлекаются большими ансамблями джазовой музыки, под звучание которых можно было танцевать – биг-бэндами. В тот период насчитывается более 200 известных оркестров, причем бэнд-лидеры и музыканты их были очень яркими звездами – популярнее джазовых вокалистов.
Конечно же, рассказ начался с Короля джаза Бенни Гудмена, который стоял у истоков создания первых джазовых оркестров. Его композицией «Потанцуем»/Let’s Danc и был задан ритм всей программе.
В Hot Liрs неожиданно просолировал инструмент казу в исполнении известного уфимского трубача Артура Гимаева. Как признался музыкант, этот инструмент специально выписывали из... Китая.
Далее были интересные истории из жизни и творчества братьев Дорси – тромбонист Томми и саксофонист Джимми, причем Касимов находил любопытные факты, к примеру, поведал о размолвке между братьями на долгие 11 лет, когда Томми пришлось уйти из общего с братом оркестра Dorsey Brothers. А всему виной был неверно взятый темп: «Не слишком ли быстровато ты считаешь этот такт?» Данная фраза и стала яблоком раздора. Зато Томми Дорси создал свой собственный коллектив, который возымел успех. В подтверждение прозвучал известный Opus one авторства Томми.
К слову, Том Дорси явил миру талантливого исполнителя, который сделал восемьдесят записей с его оркестром за два года! Впоследствии его узнал весь мир – это не кто иной, как Фрэнк Синатра, одиннадцать раз становившийся лауреатом премии «Грэмми». Песню мэтра Pennies from Heaven/«Гроши с неба» исполнил харизматичный солист оркестра Сиявуш Шерматзадэ. Важно сказать, что на концерте был анонсирован трибьют-концерт из песен Синатры, который ожидается в апреле. Сиявуш пообещал не только спеть известные песни мировой звезды, но даже станцевать!
Вернемся к нашим королям свинга. Следующим именем этого жанра стал Чик Уэбб – джазовый барабанщик, руководитель оркестра по прозвищу «Малютка». Согласно данным, рост музыканта составлял метр тридцать! В его продвижении большую роль сыграл Дюк Эллингтон. Кстати, известен большой батл в клубе “Савой”. Два биг-бэнда – Малютки Уэбба и Бэнни Гудмена так сражались между собой, что критики потом назвали сей батл знаменитой «Музыкальной битвой века». Произошло это 11 мая 1937 года. Как гласит история, в зал набилось четыре тысячи зрителей посмотреть на бой оркестров, а на улице собралось свыше пяти тысяч любителей джаза, которых не вместил зал “Савоя”. У Чика была репутация победителя, который часто брал верх на подобных музыкальных рингах! Так случилось и с оркестром Бенни Гудмена в борьбе за звание «Короля Свинга».
Интересный факт: в 1935 году Чик удочерил юное дарование, взяв ее в свой джаз-бэнд вокалисткой. Названная дочь добилась успеха и после ранней смерти своего отца и руководителя какое-то время была лидером оркестра Уэбба. Речь о знаменитой Элле Фицджеральд. По версии музыкального журнала Metronome, издававшегося с 1881 по 1961 год, она признана певицей номер один. Ей было отдано более 90 процентов голосов!
На сцене филармонии прозвучала песня, которая, по признанию певицы, её преследовала всю жизнь – A-Tisket-A-Tasket. Исполнила известную композицию Полина Кобец, как ее назвал Касимов – «наша Элла».
В ее же исполнении прозвучала The Very Thought of You/«Сама мысль о тебе» британского композитора и бэнд-лидера Рэя Нобла.
Далее, чтобы немного «подсластить» атмосферу, оркестр сыграл Sugar Blues/«Сахарный блюз», который в свое время блестяще исполнял трубач Клайд Маккой. Башкирским Маккоем стал Фаиз Сабитов.
Не обошлось без чернокожего Графа – Каунта Бейси, одной из самых значительных фигур в истории свинга. Биг-бэнд исполнил его знаменитую композицию 9:20 special.
Конечно же, была отдана дань, пожалуй, наиболее известному джазовому музыканту XX века – виртуозу-исполнителю, композитору Дюку Эллингтону. Уфимский трубач Артур Гимаев искусно исполнил композицию мэтра «Парень знакомится с трубой», где нарочито выводил неумелые звуки и откровенно киксовал! Что поделать – такова концепция музыкального материала! Также прозвучала довольно сложная для дыхания композиция Blue Cellophane для тромбона, которую мастерски исполнил Ильмир Юнусов.
Соло-саксофон мэтра Касимова прозвучал в Cherokee американского саксофониста и руководителя оркестра Чарли Барнета.
Уфимская публика также послушала не столь известное широкому зрителю, но, безусловно, заслуживающее внимание джазовое сочинение Caribbean Clipper любимца отечественной публики еще со времен Иосифа Виссарионовича Сталина. Речь о руководителе одного из лучших свинговых оркестров (конец 1930-х – начало 1940-х годов), кавалера Бронзовой звезды (1946, посмертно) Гленна Миллера. Его имя советскому зрителю стало известно благодаря трофейной киноленте «Серенада Солнечной долины», очень уважаемой «отцом народов».
Большой всплеск эмоций и бурные овации вызвала задорная композиция Minnie the Moocher/«Минни-воровка» Кэба Кэллоуэя в исполнении Сиявуша Шерматзадэ, где он активно общался и с оркестром, и с залом, которые послушно подпевали ему! Это действительно было занятно…
И в финале под сокрушительный шквал аплодисментов прозвучало известное джазовое сочинение Lunceford Special американского джазового альт-саксофониста Джимми Лансфорда.
Концерт состоялся! Программа была очень насыщенной, описать все композиции, а особенно эмоции, испытанные на живом концерте и при живом звуке, просто невозможно.
Хочется поблагодарить всех солистов, а кроме вышеуказанных, это были: саксофонисты Александр Ленков, Антон Бузз и Альберт Хатымов, Марат Валеев (труба), Загир Ласынов (тромбон), Игорь Атапин (фортепиано).
Спасибо творческим друзьям оркестра – лидерам Уфимской школы джазовых танцев, главным линдихоперам Максиму Терентьеву и Аделине Халиковой за замечательное визуальное обрамление концерта. Вот уже три года они не пропускают ни одной джазовой программы филармонии, придавая нашим вечерам особую пластическую составляющую. Ведь свинг – это энергичный танец, как сказала бы известная киногероиня.
Напоминаем, 2-4 апреля в Уфу прибывает «Розовая Пантера», это будет уже ее двадцать четвертый визит. Впрочем, как говорится, это уже совсем другая история...
Оксана ИВАНОВА.
Фото предоставлено литчастью БГФ.
Фото предоставлено литчастью БГФ.
26-02-2021 (0) Просмотров: 929 Номер: 14(13484) Версия для печати