В филармонии поведали «Сказки о Маме»
26 марта впервые в Башкирской государственной филармонии имени Хусаина Ахметова композитор, мультиинструменталист Марат Файзуллин, известный в музыкальных кругах как Татурас, вместе со своими собратьями по творческому цеху представил уникальную мультимедийную программу «Сказки о Маме». Она прозвучала в рамках филармонического проекта «Лаунж-концерт».
Русская медитация
Музыка, свет, звук, проекция фрагментов фильмов, слово, пение – все составляющие этого завораживающего действа за полтора часа сформировали цельную картину иного мира: путешествие в почти мифическое измерение исконной Северной Руси с ее русалками и лешими, визуальным рядом северных ландшафтов... Все настолько далеко от повседневности, что призывает зрителя позабыть о времени и прикоснуться к Вечности, к чему-то важному за горизонтом нашего обыденного восприятия.
В этот вечер в Малом зале филармонии выступили молодые уфимские музыканты – Диляра Крайнова (флейта), Регина Абдрахманова (скрипка), Дарья Верестникова (альт), Никита Иванов (виолончель), Полина Ганина (фортепиано), Альберт Габб (перкуссия), Дария Гранат (художественное слово, вокал) и, конечно же, сам Марат Файзуллин - Татурас (электроника, гусли, калюка, ethnic FX и другие инструменты). Со стороны филармонии проект поддержали режиссер Фархат Гайнетдинов, Фаниль Кашфуллин (видеопроекция), Вячеслав Тыняный (свет), Фанис Ахметшин (звук), Анна Брусенцова (вступительное
слово).
«Сказки о Маме» созданы на основе саундтреков к фильмам «Атлантида Русского Севера» и «Сказки о маме» режиссера Софьи Горленко. Постановщик говорила, что слово «мама» в данном контексте – аллегория родной земли: она хранит в себе сказки, а имеющий уши всё услышит.
«Сказки о Маме» — это такая русская медитация. Нам всегда хотелось влезть внутрь настоящей, дремучей мифологии, – делится своими размышлениями Софья Горленко. – Это не псевдославянские мифы и не позднейшие сказки, а реальный живой фольклор и поверья, собранные учеными в регионе Каргополья, у реальных людей. Кино хотелось сделать символичным — и образ странника, постепенно погружающегося в другую реальность, аллюзии к Китеж-Граду — это то состояние, которое испытывали мы сами, создавая эту мозаику из поверий и образов. При этом, все герои у нас играют самих себя, и все истории, рассказанные местными жителями, — реальные. Так что фильм смело можно назвать документальной фантасмагорией. Знатки, водянихи, плавучие иконы, клады, народная философия, заговоры, скитание и осень уходящего мира. Вот образы, с которыми мы работали. Потому что еще десяток лет — и все. «Сказки о Маме» — это реквием по северному русскому мифу и попытка сохранить его в вечности».
«Музыка в фильме занимает особое место. Мы работали над ней год. Несколько месяцев искали только состояние и звучание, – дополняет соавтора Марат Файзуллин. – Пробовали разные инструменты, приемы, музыкантов, студии. В итоге я засел в кочевнической юрте и записал язычковый металлофон, гусли? на которых временами играл смычком… К этому, уже на студии, я добавил разные металлические звенелки, кучу обработки… Для меня это было погружением длиною в целый год! Мистику и глубину с ходу не сделаешь, это надо прожить, изложить, выстрадать. Именно так получается суровое звучание трипа вглубь неизведанных забытых миров».
«В отсутствии сюжета, интриги, – считает кинокритик Дмитрий Островский, – определенная слабость даже рыхлость картины.– Не каждый сможет выдержать это очень неспешное фольклорное повествование. Сила фильма – в замечательной музыке, очень красивых съемках и конечно – в
искренности, которой все меньше становится как в нашей жизни, так и в кино, и которой так хорошо можно научиться и так глубоко напитаться на заповедных землях русского севера».
Особо отмечу, что проект не имеет аналогов, это творческий продукт студии Cinemusic, SirinCinema и издательства AeraRecords. «Сказки о маме» – live-программа для взыскательных музыкальных гурманов, ценителей ethno и worldmusic.
«Всегда помни о корнях!»
А что мы знаем о Марате? Да, он активно выступает с самыми неожиданными музыкальными решениями на самых разных площадках и локациях нашего города и республики. Да, он работал и прославился в Москве, а сейчас вернулся в город детства и юности и продолжает творить на родной почве. А кроме этого?
Он уфимец, учился в Специальной музыкальной школе при институте искусств, закончил училище искусств по классу ударных инструментов. Во время обучения завоевал множество наград на международных и всероссийских конкурсах.
Обладатель серебряной медали первых студенческих «Дельфийских игр». Высшее образование получил в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов по специальности «звукорежиссер».
В 2006 году совместно с вокалистом и поэтом Романом Сологубом создал группу «Ромео должен умереть». Выпустили 2 альбома и сняли 2 клипа. В 2009 году группа подписала контракт с компанией «Реал Pекордс». В 2007 году он записал альбом Haua, где совмещены электронные инструменты, ритмы и звучание башкирского народного инструмента — курая в исполнении Роберта Юлдашева. Проект был представлен в Каннах на форуме MIDEM. По сей день треки из альбома издаются,и их можно встретить в сборниках Buddhalounge, Buddhaessential, Chill In Paradise... Haua впервые реализовал электронное звучание chill-музыки и традиционное исполнение на курае. В 2008 году создал собственную студию Taturassound в Москве.
В 2009 году Татурас стал первым в мире композитором, создавшим симфонический цикл «Пейзажи Арктики»… в самой Арктике. Марат стал участником творческой экспедиции в составе Морской арктической комплексной экпедиции под руководством Петра Боярского на научно-исследовательском судне «Михаил Сомов». Тема фильма была придумана в заброшенной кают-компании полярной станции, расположенной на одном из островов архипелага Земля Франца-Иосифа. А многие звуки были записаны «с натуры»: стук льда о борт корабля, шум моря, крик чаек… В этой же экспедиции режиссер Владимир Пасичник работал над картиной «Меня зовут Арктика», в которой Марат Файзуллин исполнил главную роль. В 2010-м стал лауреатом международного конкурса композиторов «Посвящение Чайковскому» с электроакустической композицией «Ялся» для баяна, двух стаканов, камней и электроники. В этом же году совместно с писателем и телеведущей Натальей Кулагиной записал альбом «Поморский флирт», в котором переплелись мотивы поморских сказок и экспериментальное звучание электроники.
Сейчас Марат – автор музыки к 17 художественным фильмам, 46 документальным лентам и телевизионным передачам, 6 мультипликационным фильмам, более чем 40 рекламным роликам. Дискография насчитывает 4 альбома и винил. Он обладатель приза «За лучшую музыку к фильму» II Международного кинофестиваля имени Саввы Морозова. Сотрудничает с ведущими кинокомпаниями, телевизионными каналами и музыкальными издательствами. Владелец музыкальной студии CINEMUSIC, музыкального издательства AERАRECORDS, интернет-магазина CINEMUSICSTOCК.
«Я родился в волшебном месте. Леса, реки, озера, поля и горы моей Родины являются основой моего творческого сознания. Мне повезло с семьей и учителями, они всегда поддерживают и помогают мне… Всегда помни о корнях!» — сказал однажды Марат в одном из интервью. Собственно, эти слова стали своеобразным жизненным и творческим кредо такой многогранной личности как Татурас. Уверена, что нам, его современникам, предстоит еще не раз стать свидетелями его новых поисков и, конечно же, порадоваться вдохновенному творческому полету Марата Файзуллина.
Марина ЛУГОВАЯ.
Фото Андрея БОДРОВА и из открытых источников.
Фото Андрея БОДРОВА и из открытых источников.
2-04-2021 (0) Просмотров: 1 054 Номер: 23(13493) Версия для печати