Казанская TAMGA как знак взросления для уфимских студентов-театроведов
С 23 по 25 апреля студенты-театроведы Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова побывали в Казани и смогли принять участие в работе III режиссерской лаборатории TAMGA, которая проходила в Татарском государственном театре юного зрителя имени Габдуллы Кариева. TAMGA укладывалась в пять дней, в течение коих приглашенным режиссерам необходимо было выбрать материал и создать по этим пьесам эскизы, которые под финал были представлены на суд зрителей.
Цели подобной творческой работы очевидны: поиск новых форм, знакомство с современной драматургией для детей и подростков, тренинг как режиссерских, так и актерских навыков. В обсуждении эскизов приняли участие ведущие театральные критики – куратор специальных проектов Татарского государственного академического театра имени Галиаскара Камала, арт-директор Международного театрального фестиваля тюркских народов «Науруз», член экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая Маска», куратор театральных лабораторий, лауреат театральной премии имени Дамира Сиразиева и Государственной премии РТ имени Мусы Джалиля Нияз Игламов; преподаватель РАТИ (ГИТИС), заведующая литературной частью Московского театра юного зрителя, член экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая Маска», эксперт и член жюри российских и международных театральных фестивалей и лабораторий Владислава Куприна и пресс-секретарь Московского театра кукол, куратор программы «Детский Weekend» Фестиваля «Золотая Маска», редактор раздела «Дети» портала «Ваш досуг», ридер конкурса драматургии «Маленькая Ремарка» Анна Казарина; довелось поучаствовать в обсуждениях и нам. Если быть честным, высказывать свои мысли перед такими экспертами было слегка страшновато…
Первый отрывок был поставлен по пьесе «Самат и Черный Король» современного татарского драматурга Сюмбель Гаффаровой. Главный герой – школьник Самат – любыми путями пытается выиграть шахматный турнир, даже с помощью шантажа. Но главная причина его стремления к победе – не первое место, а денежное вознаграждение, которое (как мы узнаем по мере раскрытия характеров) даст возможность спасти жизнь подруги. Под финал этой ситуации он вдруг понимает, что жизнь – не шахматная партия, и за свои поступки нужно отвечать, поэтому подросток выбирает честный поединок. Режиссер Тимур Кулов, работая с этим материалом, сочиняет в добавление к нему свой текст и показывает в начале эскиза уже прожившего долгие годы 80-летнего Самата, ныне обретающегося в доме престарелых, а все события, происходящие по пьесе, это его воспоминания или сон. Как сказала на обсуждении эскиза Владислава Куприна, данный способ, режиссерский ход приближает постановку к исканиям сюрреалистов, что, естественно, сказывается на адресности, переводя таковую с детского уровня аудитории на более взрослый. В финале, который был тоже изменен Тимуром Куловым, зритель сначала видит молодого Самата, который все-таки принимает неверное решение, а потом сразу же старого, мучающегося всю жизнь от сделанного им выбора. Но не могу не сказать, что в эскизе, представленном экспертам, остались нерешенные проблемы. Одна из них заключается в том, что в пьесе главный герой попадает в волшебную страну шахмат, каковая, собственно, является олицетворением его внутренней борьбы. Режиссер же оставил только одну сцену – ту, в которой Самат встречается с Черным Королем. Было бы интересно проследить развитие в этой линии. Но сие, думаю, можно сделать только в рамках большого спектакля.
Второй эскиз был поставлен по пьесе Даны Сидерос «Всем, кого касается». Стоит отметить, что данный материал был выбран режиссером, к несчастью, заболевшим, так что взяться за эту работу за три дня до окончания лаборатории вынужден был другой постановщик – Ринат Ташимов. Потому-то эскиз оказался незавершенным. В пьесе, которая достаточно широко ставится в России, рассказывается об элитной школе, куда в начале учебного года приходят два новых ученика – братья Костя и Миша, но первый общается только на языке жестов. В большинстве своем одноклассники не принимают странных новичков, и привычный уклад жизни класса меняется. Также на фоне школьного разлада показывается, что у каждого из учеников есть еще и личные проблемы. Режиссер же решил уделить больше внимания Косте, поэтому характеры других персонажей остаются нераскрытыми. Кроме того, главное событие в пьесе – попытка самоубийства одного из школьников – не ощущается в эскизе как глубоко трагическое происшествие. Скорее всего, поэтому режиссер «додумывает» продолжение истории. Видимо, для того, чтобы тем самым скрыть отсутствие конфликта и его разрешения: в финале мы видим встречу выпускников, на которой каждый рассказывает, что произошло с ним в жизни. Но, увы, данная сцена никак не связана с общим действием…
Третий эскиз «Все, о чем я не рассказала» по роману Селесты Инг «Все, чего я не сказала» (инсценировка А.Каримовой) в постановке режиссера Тимура Шарафутдинова был самым полноценным. Его, пожалуй, можно назвать практически законченным спектаклем. В романе речь идет об американской семье, живущей примерно в 1960-х годах. У каждого героя есть свои тайны, проблемы и страхи, но все боятся рассказать об этом друг другу, поэтому происходит непоправимое событие – смерть дочери Лидии. Режиссер прекрасно создает обстановку идеальной семьи и под мягкую джазовую музыку постепенно вводит нас в атмосферу американской жизни. Интересна эта постановка еще и тем, что несколько раз действие прерывается на самом интересном моменте: включается яркий свет, освещающий весь зал, и актеры начинают рассказывать личные истории о своей семье, подчас забавные, подчас трогательные… В итоге зритель понимает, что все участники эскиза скорее играют самих себя, чем образы, рожденные талантом и воображением Селесты Инг. Эти откровения, напоминающие вербатим, заставляют каждого из нас вспомнить собственные истории. И мало-помалу мы начинаем понимать: даже если в первоисточнике и в эскизе Лидия умирает, то все равно в первую очередь это спектакль о жизни… Именно это и подчеркнула в своем выступлении Владислава Куприна.
Режиссерские лаборатории просто необходимы театрам, и в особенности тем, что действуют в провинции. Они способны дать творческим коллективам очередной толчок к развитию. И хотелось бы, чтобы театры Башкортостана чаще погружались в процесс подобных «лабораторных работ».
…В дни поездки мы также посетили уникальный город-остров Свияжск, в свое время основанный Иваном Грозным как крепость. Здесь сохранились многочисленные памятники древнерусской архитектуры, православной культуры и истории. Например, архитектурный ансамбль Свияжского Успенского монастыря, который 9 июля 2017 года решением ЮНЕСКО был включен в Список всемирного наследия. Мы смогли насладиться строгой, неброской красотой Свияжска и многое узнать о его истории.
От имени студентов-театроведов хотелось бы поблагодарить ректора Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова, кандидата искусствоведения, профессора кафедры специального фортепиано, заслуженного деятеля искусств РБ Амину Ибрагимовну Асфандьярову за предоставленный студенческий грант, благодаря которому и состоялась поездка.
Даниил ЛЕВКИН,
студент первого курса УГИИ по специальности «Театроведение».
На снимках: наши в Казани; идет обсуждение; сцена из эскиза «Самат и Черный Король».
Фотографии предоставлены театральным факультетом УГИИ.
студент первого курса УГИИ по специальности «Театроведение».
На снимках: наши в Казани; идет обсуждение; сцена из эскиза «Самат и Черный Король».
Фотографии предоставлены театральным факультетом УГИИ.
11-05-2021 (0) Просмотров: 834 Номер: 32(13502) Версия для печати