$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

РАС-сказы об инаких научат и нас чувствовать себя людьми


РАС-сказы об инаких научат и нас чувствовать себя людьми

«Вечерка» уже коротко упоминала о том, что Башкирский государственный академический театр драмы имени Мажита Гафури приступил к работе над спектаклем, который можно отнести к числу социально значимых проектов. Речь о постановке, касающейся бытования в нашем обществе людей с особенностями развития. Кстати, это не первый опыт обращения БГАТД к данной теме. В свое время режиссер Линас Зайкаускас поставил на Камерной сцене Башкирского академического моноспектакль по пьесе эстонца Андруса Кивиряхка «Цыпленок из букваря». Текст пьесы перевел на башкирский Олег Закирович Ханов, сам некогда мечтавший сыграть роль героя. Но судьба распорядилась так, что образ Маулита был создан (причем это просто блистательная работа!) одним из ведущих актеров БГАТД, народным артистом Башкортостана Алмасом Амировым. Спектакль и по сию пору остается в репертуаре. И вот очередной шаг театра на пути постижения жизни людей, характеризующихся, если обращаться к языку специалистов, уходом от контактов с действительностью.


Все началось с того (но это еще не самое начало), что молодому режиссеру, выпускнику УГИИ Ильшату Мухутдинову, который не понаслышке знает о том, как жить в семье, где растет иной, инакий ребенок, позвонил главный режиссер Башкирского академического театра Айрат Абушахманов и деликатно, подбирая слова, предложил ему поставить в БГАТД спектакль, затрагивающий проблемы людей, коим медики поставили диагноз РАС (расстройство аутистического спектра). Ильшат, у которого уже был опыт освоения подобного драматургического материала – в свое время он поставил в Салаватском башкирском драматическом театре спектакль по пьесе Даны Сидерос «Всем, кого касается», естественно, много размышляя и о вопросах крайней степени самоизоляции человека с РАС, и о сложнейшей проблеме принятия такого диагноза родителями особенного ребенка, предложение Айрата Ахтямовича принял. И в итоге приступил к работе над документальной пьесой начинающего уфимского драматурга, актрисы муниципального ТЮЗа и тоже выпускницы
театрального факультета института искусств Виктории Емелёвой «РАС-сказы». А теперь о предначальном этапе этой истории, касающемся того, что пьеса Виктории, также глубоко погруженной в контекст жизни с особенным малышом, прошла «боевое крещение» на одной из творческих лабораторий, которые в столице Башкортостана проводит Центр современной драматургии и режиссуры. Затем, после первого знакомства с широкой аудиторией, «РАС-сказы» попали в программу престижного российского Фестиваля молодой драматургии «Любимовка», имели большой успех на читке в Москве и вошли в шорт-лист этого форума.
Пьеса Даны Сидерос, которую сейчас активно ставят в России, причем Башкортостан отметился в этой связи не только спектаклем в Салавате, но и в Уфе – на сцене ТЮЗа, на мой взгляд, лишь по касательной задевает тему «вживления» в социум детей с аутизмом. Все, кто брался за ее воплощение на сцене, в большей степени обращали внимание на проблему буллинга, скажем так, травли, агрессивного преследования одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников либо студентов) со стороны другого, либо даже группы лиц. В пьесе «Всем, кого касается», по моему мнению, историю о том, как в старший класс элитной школы приходят в начале года два странных брата, один из коих, скорее всего, носитель диагноза РАС, и как весь коллектив принимает новичков просто в штыки, по-настоящему «считает» только тот зритель, который хорошо знаком с поведением людей с аутизмом. Другими же сей сюжет воспринимается именно как один из многочисленных случаев травли инаких, не вписавшихся в привычный рисунок жизни юных мажоров… Что-то все-таки Дана Сидерос в своей пьесе, мягко говоря, «не додумала»… Или же странности одного из братьев-новичков необходимо было прописать в пьесе четче, быть может… Впрочем, я не собираюсь никого судить, это лишь частное мнение. Но, возможно, именно сей, так сказать, зазор и сподвиг Викторию на создание «РАС-сказов». Хотя это утверждение тоже голословно, потому как мне с начинающим драматургом еще поговорить не довелось. А жаль, поскольку то, что она сделала – удивительно. И по силе эмоционального воздействия на читателя (проецируем сразу на зрителя), и на тех, кому данная тема чрезвычайно близка. Потому что Виктория Емелёва объединила в своей пьесе монологи вполне реальных родителей, воспитывающих ребенка с аутизмом, которым крайне тяжело жить с особенным малышом в агрессивном, не способном на сочувствие и хоть какое-то понимание социуме… Часть этих историй имеет конкретную привязку к нашему городу, «география» читается в названиях – Дема, остановка «Школьная»… И вдруг ты начинаешь понимать то, как все это больно родителям особенного ребенка, у которого нет желания общаться с кем-либо, – ехать в автобусе, ловя косые взгляды пассажиров, нервничать, ожидая грубого окрика водителя или кондуктора, – и сие ведь только малая толика того, что выпадает на долю таких мам и пап!..
…Я сижу на репетиции спектакля по пьесе Виктории в одном из уголков БГАТД, сижу за столом, за которым собрались все участники будущей постановки (а это два состава, и даже больше, поскольку на некоторые роли назначены и по три исполнителя). Перевожу взгляд с одного из них на другого, понимая, что все эти известные произносящие пронзительные, рвущие душу монологи артисты тоже проходят сейчас сей путь, открывая для себя, возможно, неведомый им доныне опыт родителей инакого ребенка. Они внутренне сжимаются от слов врача, сообщающего им о диагнозе такого жданного, такого любимого малыша, они впадают в ступор от одной только мысли о том, что будет с любимым несмотря ни на что дитятком, когда заведенный порядок жизни уведет их самих в мир иной (такая мысль изначально точит душу всех матерей детей с инвалидностью…); и они, большинство из них, вспыхивают гневом, слыша предложение сдать свою кровинку в специнтернат, потому что данное им Богом чадо хотят вырастить сами, пройдя с ним весь этот трудный путь…
В спектакле, в котором родители детей с аутизмом делятся друг с другом (и со зрителями, конечно!) историями из собственной жизни, на актеров ложится очень трудная задача. Ведь у них практически нет приспособлений, им нечем «закрыться», мизансценирование здесь тоже будет скупым. Все, что происходило на репетиции, в каком-то смысле напомнило мне реальные заседания клубов, скажем, родителей приемных детей или детей с инвалидностью, каковые действуют при некоторых благотворительных фондах. А еще это напомнило мне фильм Никиты Михалкова «Двенадцать», в основу коего взята картина Сидни Люмета «Двенадцать разгневанных мужчин» (снятая, кстати, по одноименному телеспектаклю американского драматурга Реджинальда Роуза). Всех, кто видел данные версии, мало смущало так называемое «единство места». Поскольку зритель следил за тем, как проживает происходящее, подключая свою личную историю, каждый участник драмы. Вот и здесь каждый, будь это Алсу Галина, Гульмира Исмагилова, Гульнара Амирова, Мурат Рафиков, Лилия Галина, Алмас Амиров, Зиляра Юлтаева, проживают историю своей героини или героя, работая только с помощью того, чем наделила их природа. Я говорю про актерское дарование, абсолютную веру в предлагаемые обстоятельства, обостренное чувство правды, просто запредельную искренность, особый талант, позволяющий воспринимать судьбу персонажа как свою личную, и невероятное сочувствие к жизни тех людей, о чьей непростой судьбе им предстоит рассказать залу. В этом смысле все участники спектакля во главе с режиссером Мухутдиновым являются адвокатами. Нет, не своей роли, а тех родителей, коим столь непросто встраиваться с особенным ребенком в жизнь социума.

РАС-сказы об инаких научат и нас чувствовать себя людьми


Спектакль, который Ильшат Мухутдинов, мягко и с пониманием всех сложностей ведя актеров, ставит на Камерной сцене БГАТД, планируется выпустить в декабре. Мы еще вернемся к работе этой замечательной команды единомышленников, расскажем подробности и постараемся поговорить с автором пьесы Викторией Емелёвой. Лично на меня очень сильное впечатление произвела репетиция, о которой идет речь. Добавлю лишь пока, что спектакль будет идти на двух языках – родители будут произносить свои монологи на башкирском и русском, в зависимости от национальности героев.
Добавлю – кинематограф гораздо более внимателен к проблемам людей с РАС. Достаточно вспомнить такие фильмы, как «Человек дождя» Барри Левинсона, «Тэмпл Грандин» Мика Джексона, «Снежный пирог» Марка Эванса, «Рай океана» Сюэ Сяолу, «Меня зовут Кхан» Карана Джохара…
Театр в этом смысле гораздо более скуп на эмоции. В свое время меня потрясла киноверсия спектакля «Загадочное ночное убийство собаки», поставленного в Национальном театре Великобритании по пьесе Саймона Стивенса, написанной по знаменитой книге Марка Хэддона. Я увидела эту версию в кинозале Галереи АРТ и сразу разыскала книгу Хэддона, выписав ее по интернету…
Но это все Запад. Возможно, потому Европа, Австралия и Штаты гораздо более внимательны и лояльны к людям с особенностями развития. Там делается очень много для того, чтобы они чувствовали себя именно ЛЮДЬМИ. Нам в этом смысле до них далеко; дремучее сознание в отношении инакого человека до сих пор тянет нас к пещерному образу жизни. Изо всего, что, скажем, в последнее время театр сделал для особенных людей, я могу назвать лишь спектакль, который режиссер Егор Перегудов, кажется, в 2015 году поставил на Другой сцене «Современника», но это также связано с книгой Хэддона.
А в России из последнего назову спектакль «Нарцисс и Кристофер» Алексея Федотова, который в прошлом году артисты интегрированной театральной студии «Круг II» знаменитого Андрея Афонина, друга, замечу, Уфы, сыграли на сцене «Таганки». Добавлю, что Алексею Федотову – автору историй о Кристофере в самом нежном возрасте был поставлен диагноз «ранний детский аутизм». Ныне Алексей пишет рассказы о необычных людях, таких же, как и он сам. И по его рассказам и был поставлен упомянутый спектакль. И разве это не замечательно, читатель?!
…Именно в силу того, о чем автор этих строк пытался рассуждать выше, я считаю поступком сам факт того, что Башкирский академический театр обратился к данной теме, выбрав пьесу Виктории Емелёвой. И меня не покидает надежда, что спектакль БГАТД в чем-то поможет изменить отношение общества к инаким людям, и нас в каком-то смысле научит чувствовать себя людьми.


Илюзя КАПКАЕВА.
На снимкАХ: участники репетиции; а это ее фрагмент.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.

Дата создание новости 5-11-2021   Комментарии (0)   Просмотров: 1 721     Номер: 77(13547)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.