Добрый человек с улыбающимися глазами
Впервые я увидела актера Национального Молодежного театра РБ Марата Курбангалеева в спектакле "Мы с тобой одной крови" по книге Редьярда Киплинга, где он играл мудрого и немногословного медведя Балу, который учил маленького Маугли : "Не важно, в каком времени, в какой стране ты живешь и на каком языке говоришь - мы с тобой одной крови".
Произносил он эти значимые, на мой взгляд, ключевые слова так, что они надолго запечатлелись во мне и стали неким ориентиром в жизни. А голос у него был волшебный!.. Мягкий, теплый, бархатный тембр, исходящий откуда-то из глубины его большой души. С таким голосом действительно можно было излечить, успокоить и вдохновить надломленного человека, как это делал его Лука в спектакле режиссера Мусалима Кульбаева «На дне» по пьесе Максима Горького. «Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть надо…», - говорил он. И снова в самое сердце.
Он прекрасно читал стихи: вдохновенно, просто, честно. Он умел выдерживать паузы и молчать в самые напряженные для спектакля минуты. Помню его Константинова в спектакле Мусалима Кульбаева «Жестокие игры» по пьесе Алексея Арбузова, героя, который по собственной вине потеряв в этой жизни все, теперь пытался исправить, наверстать упущенное и снова вернуть доверие сына. Он молча сидел у двери и смиренно ждал своего мальчика, а его мучительный внутренний самоанализ вызывал сочувствие в зрительном зале. А когда сын возвращался, он так же, молча, принимал его, чтобы не спугнуть пришедшее, хоть и с опозданием, счастье.
В остросоциальном спектакле «Семья вурдалака» по пьесе Василия Сигарева Марат Курбангалеев играл парализованного отца семейства, который целыми днями сидел перед включенным телевизором, устремив взор куда-то вдаль. Отстраненный взгляд был направлен внутрь себя. «Ради чего? Зачем я страдаю?» – как будто спрашивал он себя. Так он сидел перед «ящиком», а потом вдруг со всей силой начинал стучать палкой. Невыносимо тяжелая роль, но Марат Шамилович всегда мастерски и по-человечески тонко погружался в такие образы.
Помню созданный им образ директора детского дома Мешкова в спектакле «Ночевала тучка золотая» по повести Анатолия Приставкина, который изначально знал, что обречен, но ничего не мог сделать, лишь только нервно мял в руках старый «портфельчик». Роль Федора Ивановича в спектакле «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова в постановке Ольги Мусиной была также пронизана болью за сына, который добровольцем ушел на войну. Помню сцену, когда Федор Иванович узнавал, что племянник, воспитанный в его семье, вырос мошенником. Марат Шамилович кричал от бессилия и несправедливости, а потом поворачивался спиной к зрителю и долго так стоял, тяжело опираясь на фортепиано. Только плечи временами подрагивали.
Играя в комедии «Моя профессия - синьор из общества», он сумел и здесь раскрыть противоречивость своего героя, когда тот произносил фразу: «Потому что и у меня есть чувство собственного достоинства», выводя таким образом комический персонаж на иной, трагический уровень.
В жизни Марат Шамилович был удивительным человеком: добрым, светлым, отважным. Действительно, с чувством внутреннего достоинства. Он долго боролся за жизнь и при встрече всегда отвечал: «Все хорошо!» А еще у него были улыбающиеся глаза. Несмотря ни на что! Вопреки! Светлая память чудесному человеку и выдающемуся артисту!
Айсылу САГИТОВА.
На снимках: Марат Курбангалеев; а это он в сцене из спектакля Молодежного театра «Невеста из Имеретии».
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
На снимках: Марат Курбангалеев; а это он в сцене из спектакля Молодежного театра «Невеста из Имеретии».
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
15-02-2022 (0) Просмотров: 1 065 Номер: 10(13572) Версия для печати