Шутейный сказ про вас и про нас
Один за другим театральные коллективы нашей республики отправляются в отпуск, прощаясь со зрителем до осени. Вот и Башкирский государственный театр кукол завершил свой девяностый сезон, в минувший вторник отыграв для юных зрителей Иглино последний в нынешнем творческом году спектакль («Вовка в заповеднике»).
Юбилейный сезон складывался у БГТК непросто. И в основе своей это было связано с начавшейся в рамках подготовки к 450-летию Уфы реконструкцией родного здания на проспекте Октября, 158, переездом во временное жилье (на Ленина, 10) и работой на новых площадках, основной в числе коих стала Малая сцена Башкирского государственного театра оперы и балета. Замечу, публика очень быстро отыскала дорогу к этому месту дислокации любимого театра, крохотными ножками протоптав «народную тропу» к крыльцу Малого зала БГТОиБ…
И «куколка» не осталась в долгу, умудрившись в столь многотрудный для себя период выпустить пять новых спектаклей, уже под финал сезона подарив ребятне, а также ее родителям (не знаю, кто из них получил большее удовольствие) сценическую версию сказки «Терем-теремок». Автор инсценизации известного всем сюжета, вылившегося в итоге в спектакль-потешку, - Диана Гараева, заведующая литературной частью БГТК, уже не раз пробовавшая свои силы в подобном ремесле. Режиссер – заслуженная артистка Башкортостана Виктория Щербакова, чей творческий путь отмечен далеко не одной постановкой (говорю сейчас о режиссерской стезе, поскольку ценю Викторию Александровну и как актрису театра кукол). Художник-постановщик «Теремка» - заслуженный работник культуры Башкортостана, главный художник БГТК, подлинный мастер и великий талант Андрей Волков. Музыку, исполненную радостных, задорных мотивов, основанных на фольклорной традиции, написал к спектаклю композитор Владислав Савватеев – и это тоже не дебютный его опыт сотрудничества с театром кукол.
Итак. Вы приходите со своим чадом в Малый зал оперного, в радостном предвкушении усаживаетесь в кресло рядом с собственным дитятей и… Изначально на вас обрушивается своеобразный ливень кричалок, припевок, прибауток и того, что по сути своей роднится с забавными частушками. Все это несется из динамиков не так уж и громко, не пугая малышей, готовя их к собственно действу, и в тот самый момент, когда вы начинаете испытывать острый зуд любопытства и уже нетерпеливо поглядываете на пустующие до поры до времени подмостки, с самой высокой точки зала, крутым амфитеатром спускающегося к ладошке сцены, вылетает, словно забавный чертенок из табакерки, заводной, румяный, почти эфирный, в яркой рубашке Скоморох, в роли которого просто блестяще проявил себя молодой актер Шамиль Харрасов. У Шамиля очень непростая задача в этом спектакле, который придуман режиссером Щербаковой так, что непосвященному даже в голову не придет: видимая легкость, если не сказать – воздушность всего происходящего держится на мощнейшей конструкции идеи игры со зрителем, рожденной и просчитанной постановщиком и автором инсценизации до мельчайших деталей. Но вернемся к Скомороху. Герой актера Харрасова в «Тереме-теремке» - и рассказчик, и слуга просцениума, раздающий постепенно заполняющим подмостки добровольцам из публики реквизит, маски и даже кукол, помогающий персонажам, «вышедшим из народа», обустраивать нехитрый быт обитателей лесной избушечки и в то же время неустанно общающийся с залом, отвечающим потешнику на загадки и со смехом отзывающимся на бесконечные поговорки шутейного человека, фольклорные премудрости и так называемые скоморошины… В этом смысле гаер Шамиля Харрасова в «Тереме-теремке» приближается к образам истинных скоморохов – русских средневековых уличных актеров, которые одновременно были плясунами, певцами, музыкантами и авторами большинства «текстов» и веселых прибауток. Скоморох практически «выдергивает» из кресел тех, кто первым отозвался на загадку, связанную со сказкой, и, буквально летая между подиумом и залом, препровождает смущенных «знаек» на сцену, наряжает их в незамысловатые костюмы, помогая надеть маску и в момент кульминации дает в руки куклу – Мышки-норушки, Лягушки-квакушки, Зайчика-побегайчика, Лисы – всего леса красы и простоватого Волка… «Новобранцы» смущаются, идеально отыгрывая – кто растерянность, кто радость от того, что впервые попал на подмостки, а кто и характеристики невежды, не внявшего просьбе отключить мобильный телефон и «застуканного» Скоморохом на внезапном звонке… И только время спустя публика начинает догадываться, что те, кого распорядитель тянет на подиум, собственно актеры БГТК, в качестве «подсадных уток» устроившиеся в зале. На моих глазах один из простодушных папаш, усадив своего ребенка поглубже в кресло, с готовностью двинулся к сцене, решив пополнить ряды жильцов теремка… Эта игра с залом доставляет огромную радость самому залу, начинающему веселиться и чуть ли не в голос хохотать, с первых минут попадая в плен замысла создателей спектакля.
Соответственно, все персонажи шутейного представления, выходя на подмостки, поначалу ведут себя как дилетанты, впервые взявшие в руки театральную куклу, но мало-помалу они возвращаются к своему естеству, органично входя в спектакль и восхищая нас артистизмом и талантом. Сам же теремок, благодаря дарованию Андрея Сарпионовича Волкова, волшебно возникающий из поставленной на попа тележки Скомороха и, по мере прибытия новых жильцов, особенно габаритного увальня и правдолюбца Медведя, вдруг взорвавшегося от несправедливости и выступившего в зале резонером из провинциальной пьесы, разрастается, прибавляя в метраже на глазах и принимая под свои своды каждого. Все, как вы понимаете, заканчивается хорошо, и обаятельная сдружившаяся компания транслирует малышне мысль о том, что Земля – наш общий дом и места в нем хватит всем!..
Я давно не испытывала такой бытийной радости, сравнявшись возрастом с теми, кого родители привели на спектакль за крохотную ручку. Это было прекрасно! Горячие аплодисменты, лучащиеся счастьем лица мам, пап, бабушек, а главное – малышей. И я, образно выражаясь, снимаю шляпу перед творческой командой, воплотившей на сцене, казалось бы, весьма забавную, но в итоге такую мудрую сказку, сумев в каком-то смысле переиначить ее на свой манер и на простеньком, казалось, материале познакомить публику сегодняшнего дня с традициями русского райка и синтетическими формами народного искусства, когда надевшие маски потешники и гаеры, гудошники и гусляры непосредственно общались с уличной толпой, сиречь со своими зрителями, вовлекая их в игру. И ведь большинство из тех, кто был в зале, даже и не подозревают, что корни спектакля режиссера Щербаковой уходят в период истории Руси с XV по XVII век… Но они однозначно понимают то, что дарование, профессионализм и труд замечательных людей, которые работают в Башкирском государственном театре кукол, подарили всем чудесное настроение, массу положительных эмоций и желание приходить на спектакли БГТК еще и еще раз!
Думаю, есть смысл, завершая разговор, перечислить всех, кто помимо постановочной команды работал над сценическим воплощением сказки-потешки:
Скоморох – Шамиль Харрасов; Мышка – Надежда Прошина и Кристина Латыпова; Лягушка – народная артистка Башкортостана Ольга Шарафутдинова и Надежда Беззубова; Заяц – Марат Гиниятуллин и Айнур Максютов; Лиса – Екатерина Кочурова и Галина Шайхутдинова; Волк – Эмиль Латыпов и Вадим Габидуллин; Медведь – заслуженный артист Башкортостана Виталий Щербаков, Сергей Булка и Дамир Ибрагимов.
Художники по свету – Ильнара Куватова и Юлия Яубасарова.
Звукорежиссер – Алексей Лабунский.
Кто не успел посмотреть спектакль «Терем-теремок», сможет восполнить сей пробел уже в новом, девяносто первом сезоне. Добавлю, в середине августа Башкирский государственный театр кукол выйдет из отпуска.
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
ИЗ ДОСЬЕ «ВУ»…
В свое время спектакль «Терем-теремок» уже шел на сцене Башкирского государственного театра кукол, он был поставлен в 1948 году. И вот, спустя почти семьдесят пять лет, художественный совет БГТК принял решение вернуть знаменитую сказку в репертуар, но в новой редакции.
ВАЖНО!
Несмотря на все сложности своего нынешнего бытования, Башкирский государственный театр кукол сыграл в девяностом сезоне 575 спектаклей, которые посетили 88 тысяч 342 зрителя.
Как всегда БГТК много ездил по республике, радуя своими постановками юную аудиторию зрителей из глубинки и городов Башкортостана. Большие же гастроли «куколки» были связаны ныне с Республикой Татарстан и Республикой Тыва…
1-07-2022 (0) Просмотров: 1 016 Номер: 45(13607) Версия для печати