В столице появилась бамбуковая роща
Для жителей Уфы название «Зеленая роща» давно уже стало привычным, и сей пятачок отдохновения и оздоровления под сенью деревьев является неотъемлемой частью пространства столицы наряду с парковыми зонами, городскими скверами и садами… Но в минувший понедельник мое устоявшееся на сей счет мнение поколебали члены Молодежного совета Союза театральных деятелей Республики Башкортостан. Именно избранные представители в СТД РБ племени младого незнакомого учредили Молодежную премию, церемония вручения которой прошла на сцене Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан.
Отмечали эксперты из Молодежного совета юную театральную поросль не впервые, но на качественный уровень, будем честны, торжество, ныне получившее название «Момент истины», вышло только 5 декабря. И все благодаря, давайте загибать пальцы на руке, читатель:
Первое – наставнику «салажат» народному артисту Башкортостана, любимцу всей театральной общественности региона и зрителей республики, блистательному актеру Башкирского академического театра, большому умнице, а также энтузиасту и забойщику многих творческих начинаний Алмасу Хадисовичу Амирову, публично в процессе церемонии открестившемуся от попыток произвести его в статус старейшин, имеющих отношение к Правлению СТД, и заверившему зал в том, что энергия Молодежного совета заставляет кровь господина Амирова бежать по венам в разы быстрее, а сердце биться чаще, как это свойственно человеку юному, еще не обремененному заветами минувших эпох.
Второе: Русскому академическому театру, руководство коего само предложило Молодежному совету свою крышу, в смысле – сцену, приняв эту шумную, отчасти безалаберную команду, жаждущую не только творить, но и сказать в искусстве свое собственное слово, и обеспечив организаторам церемонии, а значит и самому действу, режим наибольшего благоприятствования – была задействована вся труппа, сотрудники всех цехов. В понедельник, а это выходной день у театрального люда, коллектив ГАРДТ, презрев отдых, появился «в присутствии».
Третье: авторам сценария церемонии – актрисе Уфимского театра юного зрителя Алине Латыновой и режиссеру Альберту Галиуллину, ныне обретающемуся в БГТОиБ. Они создали достаточно живой сюжет, в коем фигурировали не только главные действующие лица – номинанты Молодежной премии; представители большинства театров республики и ее столицы, порадовавшие зал яркими номерами – вокальными, пластическими, исполненными культуры актерских капустников; но и герои знаменитой книги Лазаря Лагина «Старик Хоттабыч» – Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб (актер Вадим Габидуллин, БГТК) и Волька ибн Алёша Костыльков (актер Айнур Ситдиков, БГАТД), а еще… звезды отечественного кинематографа.
Четвертое – тому же Альберту Галиуллину, который грамотно, толково и достаточно тонко выстроил все действо, добившись уже упомянутого в самом начале качества церемонии, из молодежного междусобойчика с хохмами уровня студенческих приколов в процессе учебы на театральном факультете УГИИ вылившегося в представление, каковое может собирать полные залы, споря количеством зрителей с аншлагами Республиканского фестиваля театральных капустников «Веселая кулиса»… Нельзя не сказать того, что Альберт работал в тесной связке не только с Алиной Латыновой (каковая, добавлю, на этой церемонии прошла и «школу молодого бойца» на пульте звукорежиссеров), но и с хореографом-постановщиком БГАТД Алиной Мустаевой, также вошедшей в творческую группу церемонии и поучаствовавшей и в награждении лучших из лучших – именно она вручала символ премии лауреатам.
Пятое – всем театрам, которые живо откликнулись на призыв организаторов «Момента истины», поддержав церемонию не только, скажем так, морально, но и вполне действенно, направив юные силы своих коллективов в эпицентр событий – и это Башкирский академический театр драмы имени Мажита Гафури, Уфимский государственный татарский театр «Нур», Национальный Молодежный театр РБ имени Мустая Карима, Башкирский государственный театр кукол… Иные пошли и на совершенно конкретные шаги, касающиеся символа «Момента истины», за что им великое спасибо!
Шестое – и отдельной благодарности заслуживает лауреат Национальной театральной премии России «Золотая Маска», главный художник Башкирского академического театра Альберт Валерьевич Нестеров, вместе с Алмасом Амировым обсуждавший дизайн заветной статуэтки и, собственно, ее чуть ли не своими руками, с помощью, безусловно, сотрудников театральных цехов БГАТД, создавший.
И вот только теперь, уважаемый читатель, я вернусь к заголовку этого материала и приведу кое-какие подробности, связанные с появлением в столице бамбуковой рощи…
Не знаю, кому первому пришла в голову мысль о том, что именно бамбук может сыграть роль символа Молодежной премии, наверное, все-таки хитромудрому Амирову. Согласитесь, сопоставление занятное… Идеологи премии решили поспорить с тем, что к легенде тропического леса некоторые носители социальной разновидности речи, имею в виду ревнителей жаргона, относятся с пренебрежением, называя бамбуком, скажем, не слишком умного человека… В нашем же случае за основу брались уникальные свойства вечнозеленого растения, относящегося, что вполне логично в контексте события, к семейству злаковых (вспомним лозунг «Хлеба и зрелищ!»). Бамбук высок (во всех смыслах), гибок, легок, прочен и универсален в использовании. Род этот включает в себя около ста сорока видов. (Самым распространенным из них является «бамбук обыкновенный», но, думаю, мы изменим название в пользу номинантов – «бамбук необыкновенный».) «Тростник» сей невероятно быстро растет (зарегистрированный рекорд – 120 см в сутки), достигает в идеале высоты 38 метров (при этом стебель достигает 25 метров в диаметре). Его используют как строительный материал, из него мастерят мебель, изготавливают различные изделия, в том числе духовые музыкальные инструменты (скажем, флейты), не говорю уж про головные уборы, плетеные корзины, шторы, удочки, стэки и трости, а подчас и ножи…
Все эти качества – высота, прочность, легкость, гибкость, выносливость, то, что его трудно сломать, а главное – быстрый рост, как нельзя лучше характеризуют свойства, коими в основе своей обладают юные представители творческих профессий, в данном случае – актеры, режиссеры, хореографы… Так что зеленый росток бамбука – символ вполне говорящий. А дальше к идее подключился Нестеров, и эти светлые умы современности оборотили свои взоры на… театральный откос. Для непосвященных: речь не о том, что кто-то из номинантов полетел под откос… Говорю о другом, а именно о том, что это важнейшая вещь в театральном оборудовании. Какие бы современные технологии ни приходили в театр, какие бы новации не вытесняли в нем старое и отжившее, откос жил, жив и будет жить! Потому как крепление декораций к несущим станкам осуществляется деревянными или металлическими откосами. Или другой пример – скажем, спектакль по пьесе Антона Павловича Чехова «Вишневый сад». Если по мысли постановщика на сцене должно появиться хоть одно деревце в белой пене цветущей в губернии «сакуры», то ствол его будет погружен в специальное отверстие старого доброго откоса.
Так, скорее всего, и возникла мысль соединить тонкий росток вечнозеленого бамбука с устойчивой «платформой» откоса. Скажите, символика все-таки считывается легко?.. В вопросе создания «статуэтки» все детали, начиная с разработки, Альберт Валерьевич взял на себя. И создал фактически арт-объект кабинетного масштаба, не грубый, как кому-то из сторонних наблюдателей может показаться, а, напротив, необычный, очень красивый в своей оригинальности, притягивающий к себе взоры и пробуждающий образное мышление человека. Нестеров даже предусмотрел брызги сварки на поверхности, зачищенные, конечно, шкуркой, и то, что имя лауреата и название номинации девушки-художницы из бутафорского и декоративного цехов Башкирского академического вывели на поверхности своей рукой… Привычная в подобных ситуациях «бронзовая» табличка с гравировкой здесь была бы неуместна.
И вот 5 декабря сего года двенадцать лауреатов (именно столько «откосили» из списка претендентов эксперты) премии «Момент истины», учрежденной Молодежным советом Союза театральных деятелей Республики Башкортостан, приняли из рук организаторов нежно-салатовые ростки бамбука, взлетающие вверх, в свое славное будущее из «горлышка» театрального откоса – вечного как мир сценического действа. И вы считаете, это не есть повод для утверждения того, что в столице Башкортостана появилась новая зеленая роща – бамбуковая?! Какой аванс дан молодым и дерзким, радостным, веселым, бесноватым, с искренней жаждою творить! (Прошу поклонников поэзии Николая Тихонова простить меня за изменение «графики» стихотворения.) Сегодняшние ростки подарят нам со временем целый лес состоявшихся в творчестве судеб! Мне, во всяком случае, очень хочется в это верить.
Замечу также: с учетом того, что на сегодняшний день в нашей республике это единственная именно театральная премия, ценность ее повышается в разы!
Не стану лукавить, не все итоговые решения экспертного совета молодых совпали с моими личными оценками по результатам завершившегося театрального сезона в творческих коллективах Башкортостана и его столицы… Но ни высказываться, ни тем более оспаривать что-либо я не собираюсь. Это было коллегиальное решение, и отнесемся к нему с уважением. Тем более что хотя бы изредка «партия должна дать порулить молодым»…
…А теперь немного о самом действе, каковое предварял диалог Алмаса Амирова с героем любимой большинством из нас книги Рудольфа Эриха Распе, с тем самым Карлом Фридрихом Иеронимом фон Мюнхгаузеном, возникшим вдруг на большом экране… Безусловно, Алмас Хадисович пребрасывался репликами с легендарным бароном, роль которого в фильме Марка Захарова по сценарию Григория Горина исполнил великий Олег Иванович Янковский. И его посыл – «Улыбайтесь, господа!» актер Амиров, взяв на вооружение, протранслировал залу. В итоге улыбка не сходила с лица большинства зрителей, а я и вовсе попала в эпицентр бытийной радости, поскольку моими ближайшими соседями оказались артисты Уфимского театра юного зрителя, бурно приветствовавшие всех лауреатов, номинантов и занятых в вечере исполнителей, оглушительно хохотавшие, временами даже переходившие на ультразвук…
В общем, теперь уж и не знаю, на что я больше реагировала – на то, что происходило на сцене, или на отклик коллектива ТЮЗа…
Прологом к каждой номинации служил фрагмент из отечественных кинофильмов разных лет – Тося Кислицына, Фрося Бурлакова и прочие персонажи вносили живую ноту юмора в процесс награждения, затянуть и «заорганизовать» который, мне кажется, очень боялась постановочная команда… Но нет, действо получилось живым, мобильным и летело вперед, заставляя господ, собравшихся в зале, постоянно улыбаться. Помогали публике в этом и двое ведущих – актеры Руслан Хайсаров из Башкирского академического театра, а также местный «русич» Дамир Кротов. Но особенно запомнились всем Старик Хоттабыч и его юный друг Волька, буквально летавшие между своими «репризами» из кулисы в кулису – уже упомянутые ранее Вадим Габидуллин и Айнур Ситдиков были настолько легки и виртуозно артистичны, что полюбились буквально каждому!
Что касается номеров, то на меня прекрасное впечатление произвела актриса Башкирского государственного театра кукол Диля Муллабаева, лауреат, между прочим, первой премии XII Всероссийского конкурса актерской песни имени Клавдии Шульженко-2018 в Челябинске, по-своему, причем весьма проникновенно, исполнившая знаменитую «Куз нурым»; как всегда, блистал ГАРДТ, несколько выходов коего привели собравшихся в состояние ажиотации: шикарное антре от «русичей» (фрагмент одной из премьер театра в уходящем сезоне – «Вредный элемент» по пьесе Василия Шкваркина) стало своеобразным прологом к церемонии, задав тон всему действу, затем сцена из мюзикла Кима Брейтбурга «Дюймовочка и Принц», а ближе к финалу в белом костюме появился любимец зала Николай Рихтер с балетом Русского академического, затронув сердца всех сидящих в креслах дам утесовской нетленкой «Как много девушек хороших»…
Изумительно хороши были Гульнара Казакбаева и Урал Аминов во фрагменте из пластического спектакля Башкирского академического театра «Амеля» по роману Николая Крашенинникова, специально для этого вечера создав вместе с хореографом Алиной Мустаевой концертный вариант, собранный из двух «сольных» сцен их героев… Это было незабываемо!
И как всегда, градус настроения поднял ТЮЗ, хит которого «В роще пел соловушка» звонко и задорно исполнили актриса Мария Ямалиева и ее «пластическая группа» – Николай Чурилов, Павел Лобанихин и Михаил Вернигоров.
Трудно представить такой вечер без актерского капустника, и отличной «выпечкой» угостили собравшихся Национальный Молодежный театр РБ имени Мустая Карима (в «бой» пошла башкирская труппа) и Уфимский государственный татарский театр «Нур», совпавшие в выборе темы. Оба выступления были адресованы Молодежной премии, и мэтры лили слезы по поводу того, что возрастной ценз претендентов на заветный «бамбук» ограничивается тридцатью пятью годами… Безусловно, НМТ, не раз увенчанный лаврами победителя «Веселой кулисы», – опытный «кулинар», и вкус его капустных пирогов знает не только Башкортостан, но и Россия. «Нур» в этом смысле менее умудрен, хотя я помню его весьма удачные выступления на «Кулисе», которые принесли Татарскому театру звание лауреата. Именно «Нур» впервые представил актерское воплощение «Кулисы» смеющейся и, собственно, веселой. В так называемом живом плане это было чрезвычайно интересно. И ныне актеры «Нура», углубившиеся в тонкости такого понятия, как антропоморфизм, рискнули «очеловечить» награду СТД, поначалу ошибочно приняв за нее театральную моль и новогоднюю халтуру… Вот тут я сравнялась в своих эмоциях со своими буйными соседями из ТЮЗа…
…Мне кажется, что в подобном варианте церемонии уготована долгая жизнь. Возможно, почин Русского академического подхватят и другие театры и наградное действо «пойдет по рукам». Это неплохо, поскольку каждый раз хозяева площадки будут давать событию новый импульс.
Под финал лишь добавлю: как старший товарищ, неглупый и чуткий, десять лет входивший в состав Сообщества журналистов, освещающих театральную жизнь Уфы и отмечавших лучших из лучших в своем рейтинге, могу дать несколько дельных советов организаторам «Момента истины». Но только если они этого захотят и в личной беседе, поскольку, как известно, художника обидеть может каждый. А я не душу молодые дарования. Так что не нервничайте, а просто улыбайтесь, господа!
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото
Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
Фото
Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
Лауреатами премии Молодежного совета СТД РБ в 2022 году стали:
Спецприз «За верность классике»
Актер Уфимского государственного татарского театра «Нур» Фаниль ГАЙЗЕТДИНОВ – за роль Дормидонта в спектакле «Поздняя любовь» по пьесе Александра Островского (режиссер Ильдар Валеев).
Спецприз «На все четыре руки мастер»
Актриса Башкирского государственного театра кукол Галина ШАЙХУТДИНОВА – за роль Кошки в спектакле «Кошкин дом» по пьесе Самуила Маршака (режиссер Ольга Штырляева).
«Лучший эпизод»
Актриса Уфимского театра юного зрителя Алина ЛАТЫНОВА – за роль Каринки в спектакле «Манюня» по книге Наринэ Абгарян (режиссер и автор инсценировки Полина Шабаева).
«Лучшая женская роль второго плана»
Актриса Национального Молодежного театра РБ имени Мустая Карима Эвелина ЗАВРИЧКО – за роль Маши Мироновой в спектакле «Капитанская дочка» по повести Александра Пушкина (режиссер Искандер Сакаев).
«Лучшая мужская роль второго плана»
Актер Государственного академического русского драматического театра РБ Александр СТЕПАНОВ – за роль Сильвы в спектакле «Старший сын» по пьесе Александра Вампилова (режиссер Иван Миневцев).
«Больше, чем драматург»
Актриса Уфимского театра юного зрителя Виктория ЕМЕЛЁВА – за создание пьесы «РАС-сказы».
«Лучшее пластическое решение в спектакле»
Хореограф-постановщик Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури Алина МУСТАЕВА – за работу над спектаклем «РАС-сказы» по пьесе Виктории Емелёвой (режиссер Ильшат Мухутдинов).
«Лучшая режиссерская работа»
Режиссер Ильшат МУХУТДИНОВ, поставивший в Башкирском государственном академическом театре драмы имени Мажита Гафури спектакль «РАС-сказы» по пьесе Виктории Емелёвой.
«Лучшая актерская работа в оперном спектакле»
Артист Башкирского государственного театра оперы и балета Айдар ХАЙРУЛЛИН – за роль Господина Трике в оперном спектакле «Евгений Онегин» на музыку Петра Чайковского (режиссер Лейсан Сафаргулова).
«Лучший спектакль для детей»
«Подарок царя Самрау», поставленный в Сибайском концертно-театральном объединении по пьесе Динары Каюмовой (композитор Василь Гафаров, режиссер Фиргат Гарипов, хореограф Александр Родионов).
«Лучшая мужская роль»
Актер Национального Молодежного театра РБ имени Мустая Карима Ильяс ХАСАНШИН – за роль Александра Галахова в спектакле «Капитанская дочка» по повести Александра Пушкина (режиссер Искандер Сакаев).
«Лучшая женская роль»
Актриса Сибайского государственного башкирского драматического театра имени Арслана Мубарякова Залина УСМАНОВА – за роль Альфии в спектакле «Что там за холмом?» по произведениям Анатолия Генатуллина (инсценировка Наиля Гаитбаева, режиссер Азат Надыргулов).
9-12-2022 (0) Просмотров: 1 453 Номер: 85(13647) Версия для печати