В бой идут одни «старики»!
В канун 78-й годовщины Великой Победы в Малом зале Башкирской государственной филармонии имени Хусаина Ахметова собралась самая разновозрастная публика. В камерном пространстве зала БГФ переговаривалось перед началом концерта старшее поколение, не понаслышке знающее, что такое Вторая мировая, люди среднего возраста, еще заставшие в живых своих славных дедов и успевшие услышать их рассказы об огненном лихолетье, молодежь, в числе которых выделялись «стригунки» – уже расставшиеся со своими вольными шевелюрами парни явно призывного возраста…
Была и малышня, которую специально привели сюда мудрые родители, дабы крохи услышали те песни, что болью отзываются в душе каждого, кто живет, если вспомнить строки Сергея Есенина, на шестой части земли («Я буду воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким «Русь»). Зал был практически полон – несколько свободных мест свидетельствовали не о невнимании аудитории, а о том, что те, кому эти кресла предназначались, речь о представителях Морского собрания Республики Башкортостан, не смогли попасть на столь желанный для них вечер по одной простой причине – их внезапно призвали важные дела, связанные с СВО…
А теперь о самом событии, которое, безусловно, заслуживало столь пристального интереса. Начну с того, что истинно народная любимица – заслуженная артистка России и Татарстана, народная артистка Башкортостана, лауреат Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева, почетный гражданин города Уфы, замечательная певица, настоящая звезда, которую знают в любом уголке Башкортостана, Татарстана и других республик бывшего СССР, Назифа Кадырова ежегодно в канун Дня Победы дает концерт, в коем песни Великой Войны, известные всем в нашей стране, логично перемежаются с вокальными миниатюрами, посвященными сороковым-роковым и созданными композиторами и поэтами Башкортостана. Вот и на сей раз Назифа Жаватовна не изменила этой традиции, выйдя к залу вместе с постоянным концертмейстером – изумительным музыкантом, с огромным успехом выступающим и сольно – народным артистом Башкортостана, баянистом, пианистом Гали Алтынбаевым, а также с мастером художественного слова, народным артистом Башкортостана Александром Кузьменко, исполнявшим стихи поэтов-фронтовиков (режиссер концерта – заслуженная артистка Башкортостана Сулпан Аскарова).
…Теплом повеяло на собравшихся от знаменитой песни на стихи Михаила Исаковского «Огонек». При первых же звуках отпущенной в зал строки «На позиции девушка провожала бойца…» глаза зрителей загорелись, а губы начали сначала шептать знакомые слова, а затем все громче вторить певице и изумительному голосу баяна Гали Мансуровича. Представьте, читатель, на сцене нет ни одного микрофона – Назифа Кадырова во всех смыслах поет «вживую», сохраняя подлинные оттенки потрясающего тембра и проникновенную чистоту интонации. Назифа Жаватовна – это пример редкостной культуры исполнения, когда слушатель буквально купается в звуке и каждый, кто сидит в зале, уверен в том, что Кадырова поет именно для него. Впрочем, стоя на невысоких подмостках, она действительно видит каждого, кто в этот вечер пришел в филармонию… Поразительно то, что она и доныне ТАК звучит, объемом своего голоса заполняя все пространство партера и вовлекая в эту орбиту ложи и балкон.
«Огонек» сменяет песня Никиты Богословского из кинофильма Леонида Лукова «Истребители». Словно хрупкий бумажный самолетик, певица отправляет в ряды сидящих знаменитое вышедшее из-под пера Евгения Долматовского «В далекий край товарищ улетает, родные ветры вслед за ним летят»… Гали Мансурович выразительно смотрит на слушателей, и тут происходит то, что не смог бы запланировать даже самый ушлый организатор концертов: зал начинает петь вместе с Назифой Кадыровой в полный голос – было ощущение, что прорвалась плотина и вода, долго сдерживаемая запорными конструкциями «лабуды», бесконечно звучащей с телеэкранов, рванулась вперед, снося все условности, и широко, свободно потекла по пересохшему руслу… Пели все – старушки во франтоватых шляпках эпохи 50-х, мужики с руками работяг, молодые мамы в джинсовке, «стригунки», сидящие в первом ряду!.. Это было то, наверное, что называется словом «единение». А еще сей порыв публики символизировал истинную народную любовь к певице, которая всю свою жизнь верой и правдой служит своим Слушателям, Музыке, Песне, родному Башкортостану и Уфе, звание Почетного гражданина которой и есть признание заслуг Назифы Жаватовны Кадыровой!
Герои вечера вместе с директором БГФ Ильшатом Фахертдиновым.
Фантастически одаренный Гали Алтынбаев, от баяна переходящий к роялю, был вторым крылом этой композиции, чьим становым хребтом стали стихи, которые очень просто и в то же время строго, достигая каждого сердца, читал со сцены Александр Кузьменко. Выстраданные поэтами-фронтовиками строки своеобразным мостиком соединяли песни и мелодии эпохи суровой годины, заставляя тех, кто помнит то время, когда солдаты возвращались с полей сражений домой, комкать в кулачках мокрые платки и смахивать слезы… А концерт, словно фронтовая полуторка, летел вперед, даря поющему залу все новые и новые воспоминания – «Ехал я из Берлина» Исаака Дунаевского и Льва Ошанина (одна из первых песен Победы, появившаяся в 45-м), «Давай закурим, товарищ, по одной» Модеста Табачникова и Ильи Френкеля, «В землянке» Константина Листова и Алексея Суркова, «Эх, дороги…» Анатолия Новикова и Льва Ошанина, которые Александр Кузьменко предварил пронзительным симоновским «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», «Вечер на рейде» Василия Соловьева-Седого и Александра Чуркина, «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» того же Соловьева-Седого и Алексея Фатьянова и, конечно, всенародно любимая «Катюша» Матвея Блантера и Михаила Исаковского… А их сменяют песни Бахти Гайсина и Хасана Туфана («Верю, ты вернешься»), Загира Исмагилова и Кадыра Даяна («Лети, мой гнедой»), Масалима Валеева и Габдуллы Ахметшина («Тальян-гармун»), Тагира Каримова и Рагиды Янбулатовой («Память»)…
И все это время зал пел вместе с Назифой Кадыровой и Гали Алтынбаевым, пел, уже не стесняясь никого и ничего, поскольку песни сии из категории «это наша с тобой биография». А разве можно стесняться своей родни, своей судьбы, своей страны?
И вот звучит финальное, правдивое, точно ожог, тихое, но от этого не менее выразительное: «Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей…», и зал замирает.
«Журавли» Яна Френкеля и Расула Гамзатова, которые исполнял великий Марк Бернес, трудно представить и прочувствовать в ином звучании. Но Назифе Кадыровой, которая ни с кем не соперничает, просто поет, как чувствует, удалось, что называется, «взять» зал, подчинив его своей версии, своей воле, движению своего сердца. И люди – от мала до велика – поднялись с мест, отдавая не только дань памяти защитникам Отечества, «с кровавых не вернувшихся полей», но и таланту и огромной душе потрясающей певицы.
...Вот так это было. И кто-то за моей спиной шепнул соседу: «Пока мы помним и поем эти песни, нас никому не победить!»
И финальное: вспоминая знаменитый фильм Леонида Быкова, я бы дала этому уникальному концерту название «В бой идут одни «старики»!» Но кавычки к последнему слову ставлю не по Быкову, а принципиально. Поскольку потенциал истинной гвардии нашей эстрады неисчерпаем, и таких артистов можно назвать «стариками» только в значении – подлинные мэтры. Во всяком случае, я не припомню в последние годы такого случая, чтобы с артистами пел весь зал, поднявшийся со своих мест.
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
12-05-2023 (0) Просмотров: 399 Номер: 32(13685) Версия для печати