Три карты «Молодого кино Башкортостана»
Принимая приглашение на презентацию трех дебютных короткометражных фильмов начинающих режиссеров, снятых в рамках работы лаборатории «Молодое кино Башкортостана», я не питала особых надежд на то, что получу впечатления, каковые выльются в текст для газеты. Просто не хотела отказывать хорошим людям… Тем более что приглашавший журналиста «Вечерки» режиссер Айнур Аскаров, который работает с неоперившимися пока будущими своими «собратьями-соперниками», обещал мне лично передать от любимого мною Бурятского театра кукол «Ульгэр» привет, материализовавшийся в итоге в нечто восхитительное, исполненное вкуса таежных кедровых орехов.
Я шла в место события и думала, посижу немного, а там, как уж карта ляжет…
В общем, я выбрала крайнее место в далеко не первом ряду (а проходил, собственно, показ в Красном зале кинотеатра «Родина», как известно, являющегося Центром российской кинематографии), рассчитывая исчезнуть по-английски в тот момент, когда ситуация зайдет в тупик. Вспомним пушкинское: «Так думал молодой повеса, летя…» Безусловно, я давно уже не отношусь к числу молодых, но «Молодое кино Башкортостана» преподало мне хороший урок. Карта явно легла в его пользу. Точнее – три карты. Потому как у меня и мысли не возникло бежать из зала, более того: на автора сих строк очень хорошее впечатление произвели работы начинающих кинематографистов.
Важно сказать, что те, кто представлял свои картины на этом показе, вошли в число победителей, пройдя творческий отбор среди тридцати участников кинолаборатории «Молодое кино Башкортостана», проводимой Союзом кинематографистов РБ, работа коей была реализована на грант Главы нашего региона.
…В фойе «Родины» было шумно, весело и в чем-то даже задиристо. Во-первых, под своды любимого кинотеатра уфимцев собралось, несмотря на изнуряющую жару, огромное количество почитателей Десятой музы всех возрастов. Хозяйка бала – руководитель проекта «Молодое кино Башкортостана», председатель Союза кинематографистов нашей республики Зухра Буракаева – золотой рыбкой сновала в «аквариуме» холла, распределяя потоки новоприбывших поклонников Синема и групп поддержки тех, кто в этот вечер представлял свои фильмы. В центре стола, уставленного пирожными и стаканами с вишневым и ананасовым соком, высился «небритый» плод с забавным ирокезом на макушке, ставший своеобразной метафорой фильма режиссера-дебютанта Дилары Галеевой «Ананас»… На небольшой эстраде «зажигала» симпатичная музыкальная команда под названием «Таверна», народ приплясывал, кто-то даже подпевал, а я с трудом протолкалась к группе хорошо знакомых мне людей – артисты Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури, что, как правило, могучей кучкой появляются на всех кинопоказах, и ныне вошли в число главных действующих лиц события, поскольку именно они в подавляющем большинстве снимались в уже упомянутом фильме Дилары Галеевой: жанр его автор определила, если не ошибаюсь, как «воспоминание детства». Итак, в фильме, посвященном совершению замечательной истории, произошедшей в одной счастливой башкирской деревне, со всей страной встречающей Новый год, играют заслуженная артистка России, народная артистка Башкортостана и Татарстана, кавалер ордена Дружбы Ильсияр Газетдинова (у Ильсияр Ибрагимовны уже солидный «послужной список» и в кинематографе), народный артист Башкортостана, кавалер ордена Салавата Юлаева Ахат Хусаинов (Ахат Рахматуллович тоже далеко не последний человек в башкирском кино), лауреат Государственной молодежной премии РБ имени Шайхзады Бабича, заслуженный артист Башкортостана Артур Кунакбаев (актер, который также близок к сопредельному театру виду искусства, достаточно вспомнить роль Рами Гарипова в фильме Булата Юсупова «Дневник поэта»), Зилия и Айнур Ситдиковы (и они здесь не новички) и их очаровательные дети – трехлетняя Айназа и шестилетний Айбулат. Именно эта юная пара, получив в руки заветный плод, о котором так долго мечтала в фильме Дилары Галеевой, охотно позировала фотокорреспондентам на фоне афиши «Ананаса».
Сценарий к «воспоминанию детства» писали сама Дилара, выбравшая сюжет, связанный с ее жизнью в самом нежном возрасте, и Дамир Юсупов. Второй режиссер – Роман Пожидаев (он же – куратор проекта). Оператор-постановщик – Вильдан Аскаров, художник-постановщик Алия Байрамгулова, композитор Камиль Абдуллин, продюсер Анастасия Аскарова.
Фильмы, в коих снимаются мастера из БГАТД, получаются, как правило, очень плотными по результату (в том смысле, что ты не сможешь найти ни одного зазора в их работе) и, безусловно, исполненными качества и высокой культуры актерского существования в кадре. Обаятельная и трогательная эта картина, к работе над которой, судя по всему, руку приложил и помогавший начинающим кинематографистам уже опытный и остепененный Айнур Аскаров, вызвала у зала, одарившего творческую группу аплодисментами, самые положительные эмоции и большие симпатии.
Вторая лента, что прошла на большом экране «Родины» в этот вечер, вызвала лично у меня большое чувство приязни. Речь о фильме «Желтый шарфик», который снял режиссер Илья Пономаренко, он же и автор сценария (оператор-постановщик Аркадий Хамидуллин; художник-постановщик Кристина Сальникова, художник по костюмам Дина Кобзева, художник по гриму Инна Фомичёва, куратор проекта Роман Пожидаев). В этой ленте замечательно сыграли москвичка Анастасия Стругачева (роль матери), десятилетняя ученица киношколы «Кинодети» Лилия Мамаева (Агата), актер Молодежного театра Мельсик Петросян (бариста, а на самом-то деле – добрый Ангел, встретившийся малышке в ночи), появляющийся, кстати, в эпизодической роли и в «Ананасе»; а также мастер сцены НМТ, народная артистка Башкортостана Ольга Мусина (кондуктор)…
Что касается Ольги Геннадьевны, то в ее огромном послужном списке, увы, не так много образов, созданных в кино (всегда вспоминаю ее блистательный эпизод в «Ловце ветра» Айсуака Юмагулова, доказывающий, что для актрисы Мусиной действительно не существует маленьких ролей). И образ отвратительной злобной кондукторши, ассоциирующийся у доверчивой Агаты, отправляющейся во мрак на борьбу со злыми силами, с характером и внешностью ведьмы, создан актрисой на самом высоком уровне мастерства. Это и вправду, полностью согласна с ведущей церемонию вручения Дипломов и Благодарственных писем Зухрой Буракаевой, пример того, что настоящий мастер перевоплощения не боится выглядеть не просто старше своих лет, но и безобразно, уродливо, карикатурно. В сознании ребенка, который отправился на помощь маме, в силу жизненных обстоятельств постоянно внушающей Агате, что по ночам она в образе супергероя борется с исчадьями ада, героиня Ольги Мусиной совмещается с понятием «дьяволица», и Агата бежит, бежит от этого вселенского зла, все больше и больше отдаляясь от своего дома и теряясь в темени незнакомых улиц. История взаимоотношений матери с несложившейся в каком-то смысле судьбой и дочери, свято верящей в россказни и рисунки родительницы, постоянно пугающей ее бесовскими страстями, дабы уберечь малышку от большого мира, получилась пронзительной. Она заставила многих в зале оценить ход мысли творческой команды, убедившей зрителя в том, что каждая мама для собственного чада является супергероем… Фильм снят тонко, очень, на мой взгляд, талантливо и претендует на глубокий подтекст, что дано далеко не каждому.
И третья картина, заинтересовавшая меня больше всего уже тем, что ведущие презентации подчеркнули – впервые в Башкортостане появился фильм в жанре неонуар. Я сама отношусь к ценителям этого направления, характерного для голливудских драм 1940-1950-х годов. Термин сей возник от французского film noir («черный фильм»). Он характеризует ленты, исполненные пессимизма, недоверия, разочарования и цинизма, что было весьма характерно для американского общества периода Второй мировой и первых лет холодной войны… Обывателю это направление знакомо по достаточно часто повторяемому на телеэкранах фильму «Мальтийский сокол». Впрочем, только оным данное направление, которое исповедовали Рауль Уолш, Джон Хьюстон и даже Стенли Кубрик, Орсон Уэллс и Альфред Хичкок, не ограничивается. Достаточно сказать, что в такого рода лентах снимались истинные звезды кино Хамфри Богарт, Берт Ланкастер, Рита Хейворт, Ингрид Бергман, Ава Гарднер…
И вот дерзнул приблизиться к сонму великих режиссер-дебютант Артем Наговицын, оператор БСТ, снявший фильм «Двойник» (сценарий написала Динара Абдрашитова, оператор-постановщик – сам Артем Наговицын, продюсер – руководитель Молодежного центра Союза кинематографистов РБ Алина Шакирова, костюмы – Алсу Тимеркаева, Айсулпан Файзуллина, Айгуль Байрамгулова, композитор Лейла Владимирова, куратор проекта – Роман Пожидаев).
В фильме снимались диктор телевидения и радиоведущая Юлия Краснова, актер, представляющий The Teatr, Сергей Смысловский и актер-любитель Владимир Курас…
В итоге родилась основанная на детективном сюжете лента о любви, предательстве, смерти, отдающая должное даже невероятно сложному для любого вида искусства мотиву двойничества. И смотрится она, что называется, на одном дыхании. По-моему, это чрезвычайно любопытный опыт в освоении столь непростого жанра, и мне кажется, что он удачен и вполне состоятелен.
В общем, итоги кинолаборатории «Молодое кино Башкортостана», а руководителем проекта, повторюсь, является председатель Союза кинематографистов РБ Зухра Буракаева, меня, безусловно, впечатлили. И уходила я из кинотеатра в настроении весьма приподнятом и с легким чувством стыда за то, что изначально сомневалась в возможностях начинающих кинематографистов. Что и говорить, убедили! Надеюсь, что в дальнейшем все у них в карьере сложится, во всяком случае, три выигрышные карты из творческой колоды они уже сумели вытащить.
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Марата САРМАНАЕВА.
Фото Марата САРМАНАЕВА.
2-06-2023 (0) Просмотров: 1 107 Номер: 38(13691) Версия для печати