$ - 92.0538
€ - 98.6447

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

С позывным «Кайтыр»

Если вместо вьюнка выросла ипомея трёхцветная…

«Вид прекрасного хора вещей»

Ильдар Абдразаков вновь приедет к нам

Спиннинг: не всё однозначно!

Женщина по имени «Судьба»


Женщина по имени «Судьба»

Музыкальное искусство и культура Башкортостана понесли тяжелую утрату – 9 июля
2023 года на семьдесят седьмом году жизни ушла от нас заслуженная артистка Башкирской АССР и Республики Калмыкия, солистка-вокалистка музыкально-литературного лектория Башкирской государственной филармонии, почетный ветеран филармонии Зоя Бадмаевна БАЙЧХАЕВА.


Зоя Байчхаева родилась 14 октября 1946 года в селе Ярцево Огилсейского (Енисейского) района Красноярского края в семье потомственного чабана Бадмая Дорджиевича и Кермен Джангировны. Семья простая, но музыкальная. Как-то в крови у калмыков все свои состояния – печаль ли, радость ли – сопровождать песней. И неудивительно, что дочь впитала в себя эту музыкальность с молоком матери, вобрав в себя ширь и свежесть родных калмыцких степей.
Зоя – производное от «Зая» – ласковое на наш слух слово имеет фатумное значение – Судьба. Калмыки – народ волевой. Жизнь кидает их в пучину трудностей – ничего, выстаивают! Так и у Зои складывалось – судьба у Судьбы складывалась калмыцкая, нелегкая… Да взять хотя бы то, что мама желание дочери петь на сцене решительно осудила. «Что за профессия такая – пением зарабатывать?! Ну уж нет! Учителем будешь!»
Не посмела перечить Зоя маме, отучилась в Астраханском педагогическом училище. Но петь-то хотелось! И не просто в кругу семьи, друзей, знакомых. Хотелось петь по-настоящему, профессионально! Да и голосом Бог одарил уникальным – сочное бархатистое меццо-сопрано.
И тогда Зоя поступила в музыкальное училище Элисты. Тяжело было и в профессиональном плане – не все сразу давалось, нотной грамоты Зоя не знала, да и личная импульсивность и эмоциональность мешали: слезы, огорчения… Но повезло, педагог достался мудрый и терпеливый – известная калмыцкая певица Лидия Алексеевна Кулешова приложила много труда и стараний, помогла, успокоила, научила... И в быту было трудно – на тот момент Зоя была уже молодой мамой с малым ребенком на руках: днем – студентка, а вечером и ночью – санитарка, техничка и сторож. Вот такая Зоина зая, то бишь судьба! Но не унывала! Оптимизм и огромное трудолюбие брали любые вершины.
Чувствуя в себе певческий потенциал, на третьем курсе училища рванула в Москву на прослушивание в консерваторию. К слову, на билет собирали всем миром. И ведь убедила комиссию в своей профессиональности – пригласили учиться в консерваторию. Но финансовые трудности помешали обучению в Москве. А на госэкзаменах в своем училище спела так, что профессор В.С.Кузнецов, бывший в то время ректором Астраханской консерватории, заинтересовался «той черненькой девочкой», высказав мысль, что из нее будет толк, и позвал к ним продолжить учебу.
В консерватории педагог Валентина Михайловна Большакова отточила Зоин голос, убрав все лишнее. Там Зоя, обладая удивительной работоспособностью, накопила значительный репертуар: ария Далилы из оперы «Самсон и Далила»
К.Сен-Санса, романс «Ночь» А.Рубинштейна, испанские пени М. де Фалья и другие, демонстрируя богатство и широкие возможности своего голоса. Там же она познакомилась со своим Сережей, со своим «Лелем». А в 1978 году, уже будучи выпускницей, поехала в Свердловск на смотр-конкурс выпускников консерваторий. Приглянулась сразу нескольким филармониям: из Мурманска, Ровно и Уфы. Правда, очень хотелось на родину – в Элисту, но работы для себя она там не нашла. Единственное, что могли ей предложить, – это преподавать в музыкальном училище, да и то на полставки.
Согласилась на Уфу. По воспоминаниям лектора-музыковеда Башкирской филармонии Венеры Аюповой (ныне заслуженного работника культуры России и заслуженного деятеля искусств Башкортостана), ее потрясло в Байчхаевой сочетание несочетаемого: внешняя хрупкость, миниатюрность с необыкновенно глубоким низким голосом. «Вышла маленькая изящная женщина и вдруг как запоет чуть ли не басом, да такую сложную программу». Но это были еще не все «сюрпризы от Зои». Выйдя из филармонии после прослушивания, Венера Хадисовна стала свидетельницей необычной сцены, когда благородное меццо-сопрано вдруг запрыгало-закружило в танце на радостях от успешного «кастинга». Кстати, с Венерой Хадисовной впоследствии у Зои сложился удачный созидательный тандем.
И ведь не планировала Зоя долгий «творческий роман» с Уфой. Просто хотела устояться как певица, накопить опыт, да и молодой муж еще не окончил консерваторию… Думала, отпоет пару лет, а потом вернется к себе на родину в Элисту. Но судьба сложилась иначе…
Закружило Байчхаеву в творческом вихре. Став ведущей солисткой музыкально-литературного лектория, Зоя поняла – как много нового и интересного ей здесь уготовано. С головой ушла в работу – осваивала новый репертуар, открыла для себя неизвестный доселе мир – огромный пласт музыкальной литературы башкирских композиторов-современников, ставших при жизни классиками! Готовила новые программы, стала первой исполнительницей двух вокальных циклов Хусаина Ахметова. И во всем ее поддерживала неизменный концертмейстер и соратник по сцене – заслуженная артистка России и Башкортостана Елена Мороз. Кстати, в фонде Гостелерадиокомпании «Башкортостан» хранится 30-минутная запись, где Зоя Байчхаева поет башкирские произведения на языке оригинала.
А детские программы, где помимо классики нужно разговаривать на понятном детям языке – из мультфильмов. Тут только вокальным исполнением не обойтись, тут играть нужно. А искусство перевоплощения было вполне подвластно Зое. Как умело она входила в образ при исполнении классического репертуара, так и смело перевоплощалась в сказочных героинь!
Ну как оторваться от всего этого?! Тем более лекторий – лидер по количеству концертов, это не только стационарные концерты в зале, это и выездные и гастрольные концерты по школам и предприятиям республики.
А позже к имени добавилось отчество, и уже Зоя Бадмаевна заведовала лекторием, став для своего коллектива стеной, опорой, поддержкой, мамой, завхозом, снабженцем, добытчиком, ответчиком… А позже и администраторская работа, которой она благополучно занималась целых семнадцать лет, проводя музыкально-эстетическое воспитание в школах микрорайона Сипайлово.
Так и стала Башкирия для Зои второй родиной. Здесь родилась вторая дочь Тамара, здесь состоялась творческая судьба супруга Сергея Писного, известного ныне в Башкирии музыканта-контрабасиста и музыкального реставратора…
Кстати, Зоя Бадмаевна руководила персональным Домом Дружбы народов! Посудите сами: в семье Байчхаевых-Писных дружно живет половина национальностей из бывшего Союза, а также великолепные метисы, причем семья расширяется, сохраняя и преумножая эту традицию. Калмычка Зоя и украинец Сергей родили экзотической красоты Тамару, младшую дочь, замечательную скрипачку. Тамара, в свою очередь, со своим супругом – кларнетистом Рустамом Султановым (кстати, он наполовину русский, а башкир и татарин – по одной четверти!) произвели на свет удивительно изящное существо – Ренату Рустамовну. Старшая дочь Марина (к сожалению, уже ушедшая в мир иной) была единственным фармацевтом в этом музыкальном храме, с супругом Валтсом латышского «производства» они стали родителями харизматичного брюнета-богатыря со звучным сценическим именем и фамилией Рейнис Видулей – теперь он виолончелист, солирующий в лучшем оркестре Швейцарии и Германии. Рейнис вобрал в себя бабушкину «многожанровость» – он и актер в Берлинском экспериментальном театре, и музыкант камерных и симфонических оркестров, а также поет в хоре Берлинской оперы! Также от бабули достался внуку дар благотворительности – в качестве волонтера долгое время помогал сирийским беженцам.
Политалантливость Зои Бадмаевны всех просто удивляла: это и кулинарный, и садоводческий, и особый дар – благотворительный!
Но главный талант состоял в том, что Зоя Бадмаевна – человек, абсолютно лишенный таких черт характера, как злоба и зависть… Зоя Байчхаева – это Человек и Певица! Коллеги всегда характеризовали Зою Байчхаеву как добрую, отзывчивую и жизнерадостную личность и великолепную певицу.
О ней можно говорить, говорить, говорить… Но лучше всего однажды сказала за себя она сама: «Я счастлива, что моя судьба меня связала с Башкирией, Башкирской филармонией! Я всю свою жизнь работала честно, мне не стыдно ни перед собой, ни перед публикой, ни перед коллегами, ни перед Музыкой».
…В лице Зои Бадмаевны Байчхаевой культурная общественность потеряла выдающуюся артистку, творческие достижения которой в немалой степени способствовали завоеванию высокого авторитета академического искусства республики в региональном и российском музыкальном пространстве.
Оксана ИВАНОВА.


Светлая память о Зое Бадмаевне Байчхаевой – талантливой артистке, яркой личности, прекрасном человеке – навсегда сохранится в наших сердцах.
Коллектив Башкирской государственной филармонии имени Хусаина Ахметова выражает искренние соболезнования по поводу кончины Зои Бадмаевны Байчхаевой, и в эти трудные минуты мы разделяем с родными горечь и боль утраты.
Церемония прощания с З.Б.Байчхаевой состоится сегодня, 11 июля 2023 года, в 12.00 в здании Башкирской государственной филармонии по адресу: улица Гоголя, 58.

Дата создание новости 11-07-2023   Комментарии (0)   Просмотров: 392     Номер: 47(13700)     Версия для печати

03 мая 2024 г. №30(13774)


«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.