$ - 91.7791
€ - 98.0270

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Огромная ответственность и великая честь!

Представлять Россию на Международной театральной олимпиаде – это, образно говоря, сопоставимо с номинацией на «Оскар»


Огромная ответственность и великая честь!

Спектакль Башкирского государственного академического театра драмы «Джут» режиссера Айрата Абушахманова должен представлять Россию на Международной театральной олимпиаде, которая будет проходить в столице Венгрии – Будапеште. Об этом стало известно в конце нынешнего июня, когда на имя Главы Республики Башкортостан Радия Хабирова пришло письмо от председателя Совета Ассоциации национальных театров России, члена международного комитета театральной олимпиады, знаменитого режиссера, народного артиста России, полного кавалера ордена «За заслуги перед Отечеством», лауреата Государственной премии РСФСР имени Станиславского и трех Государственных премий РФ Валерия Фокина.
Постановка Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури – единственный спектакль из России, который включили в программу олимпиады.
«Уровень театральной культуры в республике крайне высок, и именно Башкирский академический театр был выбран для того, чтобы представлять нашу страну на олимпиаде. Коллектив из Башкортостана достойно представит культуру Российской Федерации за рубежом на таком статусном форуме», - отметил Валерий Фокин в своем письме.
Главный режиссер Башкирского академического театра драмы Айрат Абушахманов, чьи спектакли не раз становились номинантами на Национальную театральную премию России «Золотая Маска» (в итоге эту самую заветную «Маску» однажды и снискав); победителями других Международных и Всероссийских фестивалей и конкурсов, о том что его спектакль «Джут», поставленный по пьесе Олжаса Жанайдарова, выдвинут на участие в таком престижном форуме, узнал, будучи в Москве, и был в каком-то смысле удивлен, поначалу даже не оценив значимости события.
«Когда я услышал, что наш театр будет принимать участие в Международной театральной олимпиаде, не сразу понял, что это просто грандиозное событие! Это произошло на съезде секретарей Союза театральных деятелей России в Москве, где я принимал участие в качестве председателя Кабинета национальных театров. Вдруг ко мне начали подходить представители разных творческих коллективов, в том числе директора, художественные руководители национальных театров и поздравлять. Я, мало что понимавший в тот момент, был удивлен, а они в свою очередь были удивлены тому, насколько я спокоен. Когда же все в один голос заговорили о том, что наш театр – единственный будет представлять нашу огромную Россию в Международной театральной олимпиаде, я осознал наконец, какая это ответственность и какая честь!» - поделился своими впечатлениями Айрат Ахтямович.
Огромная ответственность и великая честь!

«Джут» – пронзительный спектакль, созданный по пьесе российского драматурга с казахскими корнями Олжаса Жанайдарова – повествует об истории голода в Казахстане в далекие и страшные 1930-е годы. Премьера постановки состоялась 15 октября 2015 года. А все начиналось в конце октября 2014-го, по дороге в город Актау (Казахстан), где спектакль БГАТД «Руди - Never off» режиссера Айрата Абушахманова был представлен в программе V Театральном фестивале стран Азии.
Хурматулла Утяшев, народный артист России и Башкортостана, лауреат Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева, кавалер орденов Салавата Юлаева и Дружбы:
«Помню, мы ехали в поезде, и Айрат Ахтямович дал мне пьесу «Джут», сказав: «Прочитайте, мне интересно Ваше мнение!». Произведение Жанайдарова я прочитал на одном дыхании, обратил внимание на язык автора. Он не грешит многословием, диалоги – короткие, язык – современный. Но шокировал страшный финал… Когда Айрат Ахтямович спросил, можно ли поставить ее у нас на сцене, я выразил опасения: будет ли ходить зритель, так как это очень тяжелая, вызывающая шок история…
Почти сразу, вернувшись из Казахстана, мы начали работу, «казахские сцены» на башкирский язык переводил я. Произведение посвящено голодомору в Казахстане, и, безусловно, можно провести параллели данной истории с Башкирией. Ведь и у нас в 1921-1922 годах был голод, страшные рассказы о котором мы часто слышали от своих стариков. Поэтому все, о чем идет речь в пьесе Олжаса Жанайдарова, близко и нам. Когда приступили к работе, возникла идея: раз такая ситуация в свое время была и в нашей республике, почему бы нам не перенести действо в Башкирию? Впрочем, со временем мы отказались от этого, поскольку в пьесе есть много фактов, касающихся именно Казахстана. И мы оставили все, как есть.
В моей роли, а на взгляд непосвященного, она легкая, масса чрезвычайно сложных моментов. Вся история, заключенная в произведении, «повествуется» через моего героя – Ербола, именно он рассказывает зрителю о судьбе своего деда, которого никогда не видел. И тем самым он рассказывает залу об истории всего казахского народа...
На премьеру к нам приехал сам автор, принявший спектакль и отозвавшийся о нем тепло. Потом мы ездили в Челябинск на фестиваль, где стали лауреатами Международного фестиваля «CHELоВЕК театра» в 2016 году. И еще: по итогам театрального сезона-2015/2016 «Джут» вошел в Лонг-лист Национальной театральной премии России «Золотая Маска».
Если у меня спросят, о чем этот спектакль, я отвечу, как бы странно сказанное ни звучало: это история об огромной любви. Голод – это предлагаемые обстоятельства. Именно в тех ужасных обстоятельствах два человека приносят себя в жертву ради любви, давая возможность жить своему продолжению».
…В документальной драме параллельно идут два действия: первое – в казахской степи в 30-х годах, где Сауле (Римма Кагарманова) и Ахмет (Фанис Рахметов), похоронив маленького сына, пытаются выжить и уберечь от смерти новорожденную дочь; второе – в современной Москве, где внук Ахмета Ербол (Хурматулла Утяшев) знакомится с молодой журналисткой Еленой (Милена Сираева, Гульмира Исмагилова), чтобы рассказать ей историю своего деда и дать девушке записи из его дневника для публикации. «Казахская» часть постановки играется на башкирском языке, «московская» – на русском.
Айрат Абушахманов, главный режиссер Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури, заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан, лауреат Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева:
«Автор пьесы Олжас Жанайдаров – московский казах, пишет свои произведения на русском языке. Наш спектакль частично переведен на башкирский язык, поставлен в Башкирском театре, исполняется башкирскими актерами. Это одна из новых тенденций современного театра, когда какое-то событие, которое имеет отношение к одному народу, рассказывается путем смешения нескольких национальных культур. В итоге рождается невероятный объем.
Мы этот спектакль несколько лет назад показывали в Москве в рамках Всероссийского фестиваля «Золотая Маска+», где он никого не оставил равнодушным. Затем было очень жаркое обсуждение театральных критиков: невероятно много споров вызвал наш «Джут». Я думаю, что и на Международной театральной олимпиаде этот спектакль найдет своего зрителя».
Огромная ответственность и великая честь!

…Главная героиня драмы Сауле – женщина, которая приняла на свои плечи весь груз ответственности в семье. Она не позволяет себе проявлений слабости и является опорой для мужа: подбадривает его, отправляя на работу, успокаивает, когда тот начинает впадать в уныние, жестко приводит в чувство, когда он бредит. Каждый раз Сауле в ответ на вопрос супруга: «Что мы будем есть?», отвечает: «Я что-нибудь придумаю»… И Сауле, и Ахмет способны на самопожертвование, которое в жесточайших условиях выживания, леденящих душу, чудовищных, является просто титаническим.
Римма Кагарманова, заслуженная артистка Республики Башкортостан:
«Для меня «Джут» – это спектакль о человеке. Каким один и тот же человек может быть – могучим, мощным и в то же время слабым. Сама по себе природа человека – разносторонняя, интересная, иногда всесильная. Подчас она не способна справиться даже с малейшими трудностями. Но настоящий человек в любой ситуации остается человеком. Работая над спектаклем, мне лично было интересно исследовать именно тему человеческого в человеке. Ведь в разных ситуациях в стране кто-то из людей оказывается по одну сторону баррикады, а кто-то – по другую. Почему кто-то может пожертвовать собой, а другие не в состоянии?..
В нашем спектакле человеческое все равно побеждает в человеке! Одни, жертвуя собой; другие – при помощи слова, искусства, памяти (дневник Ахмета, попавший затем к внуку Ерболу). Поэтому я думаю, что в любой стране наш спектакль поймут и примут. Человек – он везде человек, вне национальностей и религиозной принадлежности… В любой стране, любому человеку это будет интересно. Потому что наш спектакль дает возможность каждому исследовать самого себя».
Фанис Рахметов, заслуженный артист Республики Башкортостан, лауреат Государственной молодежной премии РБ имени Шайхзады Бабича:
«Спектакль «Джут» многогранен. В нем есть все – и трагедия нации, и отношения между женщиной и мужчиной, и жертвенность во имя будущего, но главная мысль, считаю – любовь. Благодаря любви мой герой Ахмет выживает в то страшное время.
Я уверен, что в каждой профессии есть свои сложности. Любой профессиональный, творческий человек, скажем, выпуская тот или иной спектакль, создавая образ, работая над ролью, сталкивается с эмоциональными, физическими нагрузками. Роль Ахмета, скажу честно, далось нелегко. Требовалось много усилий, погружения в материал, чтение каких-то специальных книг. Но благодаря режиссеру Айрату Абушахманову и партнеру по спектаклю Римме Кагармановой, моим коллегам, работалось с интересом, огромным желанием. Я старался отдавать себя репетициям полностью. И наш творческий союз дал свои плоды».
…В одном интервью режиссер Айрат Абушахманов высказал следующую мысль: его спектакли «Черноликие», «Зулейха открывает глаза» и «Джут» можно назвать трилогией, ведь каждый из них рассказывает о невероятных испытаниях людей в переломный для страны период и через историю главных героев показывает все тяготы, боль и кошмары того времени.
Фанис Рахметов:
«Мои учителя говорили, что театр должен быть понятен всем, даже если ты не знаешь языка. У каждого народа есть в его истории трагедийные страницы. Молодой драматург Олжас Жанайдаров написал новую драму, рассказав о трагедии своего народа. Те события, которые происходят в пьесе, созвучны и с фактами истории нашего башкирского народа… И мне кажется, что режиссер и автор по-своему пережили и прожили эти события. А наша задача - задача актеров - донести это со сцены до любого зрителя».
Хурматулла Утяшев:
«Я уверен, что наш спектакль зарубежный зритель примет. Во-первых, «Джут» – это в основе своей история про любовь, как я уже говорил. И думаю, тема голодомора тем, кто живет в других странах, тоже не чужда. Во-вторых, если мы обратимся к истории венгров, то они наши соплеменники. Это башкиры – мадьяры, которые много веков назад уехали из наших земель искать хорошую жизнь. А значит, мы должны отправиться в гости к своим родственникам».
...Под финал материала нельзя не сказать следующего: то, что именно Башкирский государственный академический театр драмы имени Мажита Гафури будет представлять Россию на Международной театральной олимпиаде в Венгрии, является явным доказательством – искусство национальных республик давно нашло признание в театральном мире России. И то, что выбран спектакль именно Айрата Абушахманова, – безусловное свидетельство: не только зрители в республике, но и театральные критики нашей страны высоко оценивают работы этого уже давно признанного мастера.
Валентина ФЁДОРОВА.
Фото Романа ШУМНОВА.

Дата создание новости 10-08-2023   Комментарии (0)   Просмотров: 1 036     Номер: 55(13708)     Версия для печати

26 апреля 2024 г. №29(13773)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.