$ - 91.6918
€ - 98.5602

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

С позывным «Кайтыр»

Если вместо вьюнка выросла ипомея трёхцветная…

«Вид прекрасного хора вещей»

Ильдар Абдразаков вновь приедет к нам

Спиннинг: не всё однозначно!

НАВСТРЕЧУ XXXIII МЕЖДУНАРОДНОМУ АКСАКОВСКОМУ ПРАЗДНИКУ

«Аленький цветочек» многих вдохновил на творчество


«Аленький цветочек» многих вдохновил на творчество


Любой ребенок, даже не умеющий читать, тянется к красивой книжке. Это первое, что его привлекает. А красивой книжку делает художник-иллюстратор.
Многим из нас с детства известны имена первоклассных художников-иллюстраторов, которые своими рисунками делали наше чтение еще более интересным и увлекательным – Иван Билибин, Татьяна Маврина, Евгений Чарушин, Владимир Сутеев, Виктор Чижиков…
К месту упомянуть, что само слово «иллюстрация» стало активно употребляться в русском языке с 70-х годов позапрошлого века, а до этого весь изобра-зительный материал - собственно иллюстрации, портреты, виньетки и другой орнамент – назывался одним обобщающим словом «картинка».
Практически сто лет - весь XIX век - в России шел процесс формирования особого типа книжного издания – издания детских книг, пока они не приобрели тот вид, в каком мы их знали на протяжении последующих времен.
Сказка Сергея Тимофеевича Аксакова «Аленький цветочек» всегда привлекала внимание художников, но сегодня хотелось бы вспомнить имя ее первого иллюстратора – Николая Алексеевича Богатова (1854 – 1935), который много работал в данном виде творчества.
В начале 70-х годов XIX века он первым проиллюстрировал сказку Аксакова «Аленький цветочек», но сделал это не для книги, а для волшебного или, как его еще называли, магического фонаря. По сути, речь о проекторе, через который просматривались слай-ды.
Устройство было популярно с середины XVII до начала XX века. Проекционный аппарат имел деревянный или металлический корпус с отверстием; в корпусе размещали источник света: сначала это была свеча или лампада, а потом электрическая лампа. Изображения наносили на пластины из стекла, а источник света усиливали с помощью рефлектора, то есть впалого зеркала, а позд-нее линзы.
Можно сказать, что волшебный фонарь явился предшественником таких проекционных оптических устройств, как фильмоскопы, диапроекторы, различные проекционные фонари и так далее.
В экспозиции Мемориального дома-музея С.Т.Аксакова представлено шесть иллюстраций Николая Алексеевича Богатова к сказ-ке.
***
Спустя восемьдесят лет, в 1952 году, в СССР вышел рисованный мультипликационный фильм «Аленький цветочек», в основе ко-торого была одноименная сказка Аксакова (автор сценария – Георгий Эдуардович Гребнер). Режиссер фильма Лев (Левон) Кон-стантинович Атаманов (Атаманян), участник Великой Отечественной войны; его имя значится в когорте первых советских мульти-пликаторов, а работы не раз отмечались на международных фестивалях и признавались шедеврами в этом виде киноискусства. В 50-е годы – очень плодотворные и успешные для Атаманова - вышли самые известные его мультфильмы: «Желтый аист», «Золотая антилопа», «Снежная королева» и уже упомянутый «Аленький цветочек». Все они были сняты по сказкам.
Один из создателей мультфильма по аксаковскому произведению вспоминал, что в Советском Союзе не только знали и любили фильмы-сказки Уолта Диснея, но советские мультипликаторы и многому учились у него.
Чтобы зритель увидел «живые» образы героев, мультипликаторы прибегали к методу «эклер», каковой предполагал съемки сцен с живыми актерами, которые потом проецировались на специальные экраны, а герои переводились на бумагу контуром. Контурное изображение затем дорабатывали. Это была очень кропотливая работа. Роли в мультипликационной сказке исполнили замечатель-ные артисты, поэтому рисованные герои похожи на них. Трудности возникли с образом Чудища. Как его изобразить? Но и здесь выход был найден - его представил выдающийся актер Вахтанговского театра Михаил Астангов. Характеры и эмоции героев муль-тфильма получились очень живыми, настоящими. Несомненно, велика заслуга в этом художников фильма - Александра Винокуро-ва и Леонида Щварцмана, недавно ушедшего из жизни в возрасте почти ста двух лет; а автором прекрасной музыки стал компози-тор Николай Будашкин.
«Аленький цветочек» - первый советский полнометражный мультфильм (42 минуты 6 секунд); для своего времени он стал в определенном смысле проры-вом и вместе с последующими мультфильмами режиссера вывел советскую мультипликацию в мировые лидеры. Среди тех, кто работал над «Аленьким цветочком», имена таких впоследствии известных мастеров советской мультипликации, как Федор Хитрук, Роман Качанов, Вячеслав Котеночкин, Борис Дёжкин (все – мультипликаторы)… Мультфильм получился – на все времена! До сих пор о нем отзываются как о шедевре.
Галина ХОЛОШЕВСКАЯ.

В оформлении материала использована иллюстрация Николая Богатова к сказке «Аленький цветочек».

ИЗ ДОСЬЕ «ВУ»
Николай Алексеевич Богатов – русский художник, график, занимался литографией, работал в области пейзажа и портрета, ил-люстрировал произведения русской классики и фольклора. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1875 году, занимался под руководством знаменитых художников Василия Пукирева, Евграфа Сорокина, Василия Перова. Николай Алек-сеевич исполнил иллюстрации к произведениям Федора Достоевского, Михаила Лермонтова… С 1891 года Богатов работал ху-дожником-иллюстратором в журнале «Вокруг света», издаваемом Иваном Дмитриевичем Сытиным.

КСТАТИ…
Мультипликационный фильм «Аленький цветочек» был восстановлен на киностудии имени Максима Горького в 1987 году. Да-лее он был восстановлен в начале 2000-х годов и выпущен на DVD российской компанией «Крупный план».

Дата создание новости 12-09-2023   Комментарии (0)   Просмотров: 236     Номер: 63(13716)     Версия для печати

03 мая 2024 г. №30(13774)


«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.