В начале славных дел
14 декабря 1938 года впервые распахнул занавес Башкирский государственный театр оперы и балета
Истоки
С волнением читаются статьи в республиканских газетах об открытии в Уфе оперного театра как важном историческом событии. Об атмосфере необыкновенного подъема, ощущении радости и гордости за башкирское искусство пишет «Красная Башкирия» от 17 декабря 1938 года. А газета «Комсомолец Башкирии» от 1 января 1939 года отводит этому событию целую страницу под общим заголовком «Расцвет национального искусства. Открытие Башкирского оперного театра – гордость счастливого башкирского народа». Предоставляется слово главным героям – выпускникам Башкирской оперной студии при Московской государственной консерватории Зайтуне Ильбаевой, Хабиру Галимову, солисту Асхату Абульхаирову. С высоты нынешних знаний и современного мировоззрения можно как угодно относиться к тезисам об открытии театра, символизирующем торжество ленинско-сталинской национальной политики, и к словам благодарности артистов к товарищу Сталину за то, что они стали оперными певцами. Но факт остается фактом: произошло поистине историческое событие – родился первый в стране национальный музыкальный театр.
В 40-е годы.
За несколько лет до открытия театра оперы и балета два человека, две уникальные личности, яркие представители первого поколения деятелей искусства Башкортостана с благословения правительства республики взяли на себя заботу о будущих кадрах. Композитор, певец, педагог Газиз Альмухаметов исколесил всю республику в поисках одаренных, голосистых ребятишек для обучения в национальной оперной студии, открытой при Московской консерватории.
В 1934 году молодой балетмейстер, танцовщик, ученик Игоря Моисеева Файзи Гаскаров организовал группу детей – семь девочек и семь мальчиков – с хорошими балетными данными и повез их учиться в Ленинград. Так было создано башкирское отделение при Ленинградском хореографическом училище, которое в течение десятилетий, вплоть до открытия хореографического училища в Уфе, поставляло балетные кадры для Башкирского государственного театра оперы и балета.
Невозможно смириться с исторической несправедливостью по отношению к главному вдохновителю и автору идеи о национальном музыкальном театре Газизу Альмухаметову. Он был репрессирован, а 10 июля 1938 года, за четыре месяца до открытия театра, был расстрелян в числе других талантливых деятелей башкирской культуры. Ему исполнилось всего сорок два года. Но мы всегда с трепетным уважением будем помнить о человеке, чьи грезы стали явью; о том, кто смело продвигал свой отчаянный проект. Он мечтал о театре, где шла бы классика, а также оперы и балеты башкирских композиторов. Газиз Салихович так страстно хотел, чтобы его народ понял и полюбил оперное искусство! И делал все, чтобы приблизить к простым людям этот элитный вид творчества. Он переводил на башкирский язык такие оперные «шлягеры», как ария Ленского из «Евгения Онегина» Чайковского, куплеты Герцога из «Риголетто» Верди и другие.
Потрясающий факт: опера итальянского композитора восемнадцатого века Джованни Паизиелло «Прекрасная мельничиха», которой театр открывал свой стартовый сезон, в первый день прозвучала на башкирском языке, а во второй – на русском.
Маэстро Петр Славинский
Исторические источники гласят, что до конца восемнадцатого века музыкальная культура региона была представлена исключительно фольклором. Как во многих восточных культурах, башкирская музыка была монодийной (одноголосной) по природе, культивировалась устная бесписьменная традиция… Когда над миром плыли чарующие звуки музыки Моцарта, Бетховена, Чайковского, башкир гордо сидел на своем коне «и грустно пел протяжную песню для себя и для степи», – вторил краеведам Мустай Карим, намекая на нескорое проникновение европейских форм музицирования в башкирскую культуру.
Развитие в девятнадцатом веке традиций антреприз, домашнего музицирования, салонов, инициатив «Общества любителей музыки, пения и драматического искусства» в кругах уфимской интеллигенции – все это подготовило и еще сильнее обозначило революционное значение акта открытия 14 декабря 1938 года в Уфе театра оперы и балета. Отныне национальная культура укоренялась на башкирской профессиональной сцене, культивируя высшие образцы музыкально-сценического искусства – оперу и (несколькими годами позже) балет.
Открытию театра предшествовало создание в 1932 году Башкирской национальной оперной студии при Московской консерватории. Пятьдесят юношей и девушек, которых выбрал Альмухаметов в различных районах республики, приехали поступать в консерваторию. Двадцать из них были приняты, а успешно прошли курс обучения в 1932–1938 годах девять человек.
Вот как рассказывает об этом музыковед Эльмира Давыдова в своей монографии о Газизе Альмухаметове. Маститые профессора, поначалу совершенно обескураженные как самим предприятием, так и экзотической нищетой абитуриентов (некоторые были в лаптях и грубой холщевине), приехавших из самих глубин крестьянской Башкирии, проявили заботу и понимание, каких не удостаивался еще никто под сводами всемирно прославленной консерватории… Состоялось прослушивание, после чего Ксения Николаевна Дорлиак, декан кафедры вокала, спросила у Газиза Альмухаметова: «Дети все музыкально неграмотны, да и общеобразовательная подготовка низка. Почему вы привезли их в Москву, сразу в вуз, минуя Уфимский музыкальный техникум?» А тот ответил: «Нам очень важно, чтобы дети не только учились в специальном учебном заведении, но и кипели в жарких ритмах Москвы, видели замечательные театральные спектакли, слушали образцовые концерты».
Выпускники оперной студии Хабир Галимов, Бану Валеева, Зайтуна Ильбаева, Габдрахман Хабибуллин, Марьям Габдрахманова, Ольга Сыртланова–Калинина, Шагида Валиахметова в качестве дипломной работы подготовили комическую оперу «Прекрасная мельничиха», и этим спектаклем в Уфе открывался театр. Через несколько дней был показан второй дипломный спектакль выпускников консерватории – «Тайный брак» Доменико Чимарозы.
Классика – главный ориентир
К чести молодого коллектива он сразу взял ориентир – формирование репертуара на классической основе. Другой магистральной линией развития стала забота о создании национальных музыкальных спектаклей.
Творческую помощь молодой композиторской школе оказывали профессиональные музыканты. Результатом содружества явились оперы «Айхылу» М.Валеева и Н.Пейко, «Мэргэн» и «Ашкадар» А.Эйхенвальда, «Акбузат» Х.Заимова и А.Спадавеккиа, «Карлугас» Н.Чемберджи и другие. На этом фоне шло накопление сил и энергии для создания произведения, способного, подобно «Ивану Сусанину» Глинки, «возвысить народный напев до трагедии» (слова Владимира Одоевского). Этому событию суждено было свершиться в середине 50-х годов с рождением героико-патриотической оперы Загира Исмагилова «Салават Юлаев».
Оркестр и хор формировались из выпускников Уфимского музыкального училища. Первым художественным руководителем стал талантливый московский дирижер П.Славинский. В разные годы за дирижерским пультов стояли интересные, одаренные музыканты – И.Альтерман, В.Руттер, Н.Сабитов, Г.Муталов, Г.Александров, Я.Вощак, Ф.Мансуров, В.Платонов, А.Людмилин, Р.Лютер,
Р.Сулейманов, А.Макаров…
В течение первых двух лет Башкирский оперный театр дал 13 премьер и принял в своих стенах около полумиллиона зрителей. В афише значились произведения русской и зарубежной классики, оперы советских композиторов. Важным событием стала премьера первой башкирской оперы «Хакмар» М.Валеева (1940).
Приход талантливых певцов Магафуры Салигаскаровой, Магафура Хисматуллина, Александра Сутягина, Петра Кукотова значительно расширил возможности оперной труппы в выборе репертуара. В 1941 году, в самом начале Великой Отечественной войны, приехали первые выпускники организованного по инициативе балетмейстера Файзи Гаскарова башкирского отделения Ленинградского хореографического училища. Это в определенном смысле завершило формирование полноценного художественного коллектива театра оперы и балета. Исполнительским эпицентром стали выпускники первых гаскаровских групп – Зайтуна Насретдинова, Тамара Худайбердина, Нинель Юлтыева, Галия Хафизова, Раиса Дербишева, Халяф Сафиуллин, Фарит Юсупов, Фаузи Саттаров и другие.
Позже Ленинградское хореографическое училище окончили Гузель Сулейманова, Набиля Валитова, Майя Тагирова, Саях Хабибуллин, Фрат Ахметшин… Во второй половине 50-х в труппу влилось много талантливых молодых артистов: Алик Бикчурин, Венера Галимова, Фирдаус Нафикова, Ильдус Хабиров, Эльза Сулейманова, Эмма Тимиргазина, Дамира Буренкова, Рауф Насыров, Альберт Валеев, Фарида Мустаева и другие. Еще позже эстафету подхватили Роза Изгина, Людмила и Владимир Шапкины, Леонора Куватова, Шамиль Терегулов, Юлай Ушанов, Радик Зарипов… К сожалению, в рамках краткого исторического очерка невозможно назвать все имена. Это был блистательный творческий ансамбль, свободно владеющий техникой классического танца, актерски выразительный.
Нина ЖИЛЕНКО.
Снимки предоставлены автором.
Снимки предоставлены автором.
НА ВЕРХНЕМ СНИМКЕ: Они были первыми! Выпускники Башкирской оперной студии при Московской консерватории. 1938 год.
1 ряд: Шагида Валиахметова, Бану Валеева, Зайтуна Ильбаева, Ульяна Калинина;
2 ряд: Хабир Галимов, Вали Галкин, Габдрахман Хабибуллин.
14 декабря 1938 года своей дипломной работой - оперой Джованни Паизиелло «Прекрасная мельничиха» (на нижнем фото) - они возвестили о рождении Башкирского государственного театра оперы и балета.
Продолжение публикаций, посвященных 85-летию БГТОиБ, следует.
16-10-2023 (0) Просмотров: 205 Номер: 72(13725) Версия для печати