$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

«Душой исполненный полёт»,

или Балет как истинное призвание



Особый день рождения отмечает сегодня художественный руководитель Башкирского хореографического колледжа имени Рудольфа Нуреева, кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой хореографического искусства УГИИ имени Загира Исмагилова, заслуженный деятель искусств Башкортостана, лауреат премии «Душа танца» журнала «Балет» в номинации «Учитель» Олия Вильданова.
Восхищаюсь людьми из балетного мира: потрясающая целеустремленность и уверенное осознание своего предназначения. Балет – призвание, и это на всю жизнь. А посему двадцать обязательных для таких артистов танцевальных лет (речь о пенсионной составляющей) не предел. Здесь как раз наступает самый пик жизненной и творческой зрелости, опыт, профессионализм. Это не может пропасть втуне. Как правило, артисты продлевают балетную жизнь на педагогической стезе, отдавая ученикам все, что узнали, умеют, чему научились сами.
За плечами Олии Вильдановой годы учебы, годы работы в различных театрах, но главный для нее, с 1978 года, Башкирский государственный театр оперы и балета. Ее сразу взяла под крыло замечательная балерина и репетитор Эмма Мухаметвасиловна Ти­миргазина. В 1980 году в БГТОиБ поставили молодежный спектакль – «Золушка», в коем участвовала и начинающая балерина Олия Мифтахова. Здесь, в этом театре, она прошла все ступени роста, стала ведущим мастером сцены, станцевала главные и сольные партии в балетах русской и зарубежной классики.
Потом был Омский театр. Всего наша героиня танцевала двадцать три года, упиваясь счастьем самой быть на сцене и доставлять людям радость и эстетическое наслаждение. Каждую партию, роль проживала душой и сердцем, поэтому у нее и получалось доставлять людям радость. Олия Галеевна и сейчас иногда смотрит на сцену – и самой хочется взлететь… Стать Заремой в «Бахчисарайском фонтане», Уличной танцовщицей в «Дон Кихоте», Анель в балете на музыку Штрауса, кружиться в па-де-труа «Лебединого озера» или блеснуть виртуозной техникой в сложнейшем вставном па-де-де в «Жизели»…
Выучку Олия, тогда еще Мифтахова, прошла такую, о какой можно только мечтать. Удивительно, как судьба умело и целенаправленно создавала цепочку событий. Не случайно отец, военный врач, был направлен на учебу в Ленинград в Военно-морскую медицинскую академию. Мама, педагог, начинала обучение в знаменитой «Герценовке». И не случайно здесь, в Северной Пальмире, у них родилась девочка, чтобы она могла поступить в лучшую в мире балетную школу – Ленинградское хореографическое училище имени Агриппины Яковлевны Вагановой (ныне – Академия Русского балета). Олия понимала, чего хочет, старалась изо всех сил, с первого класса была на хорошем счету. С педагогами повезло. Ее вела сама Елена Васильевна Ширипина, которая (ну разве не перст судьбы?!) учила еще Зайтуну Агзамовну Насретдинову, первую башкирскую прима-балерину. Тогда Елена Васильевна танцевала на Кировской сцене и одновременно преподавала. В 1970-е годы полностью отдалась педагогике. Вторым преподавателем у Олии была Наталья Донатовна Александрова, тоже воспитанница Ширипиной. Встреча с такими наставниками – подлинная удача, счастливый случай для будущего артиста. Обе были чрезвычайно требовательными, обладали «потрясающим глазом», учили всему – от азбуки танца до понимания его красоты и смысла. Как пригодились Олии Вильдановой эти уроки! И когда танцевала, и когда сама стала преподавать. Танцевать любила до самозабвения, в этом был смысл жизни.
Казалось бы, после всего разве вспомнишь, как сама девочкой бегала в балетную студию, занималась художественной и спортивной гимнастикой, как уставала, но чувствовала себя счастливой на уроках классики в училище… Нет, ничто никуда не ушло, ничего не забыла. С юных лет внутри постоянно жило твердое убеждение: ей уготовано судьбой очень важное дело и она должна добиться того, чтобы выполнить предназначение.
Жажда знаний привела Олию Галеевну в Башкирский государственный университет, она смогла окончить исторический факультет, как говорится, без отрыва от сцены. Позже – педагогический факультет и аспирантура Академии Русского балета в Санкт-Петербурге, защита диссертации. Преподавала классический танец и мастерство актера в Башкирском хореографическом колледже. В Уфимском государственном институте искусств стояла у истоков создания специальности «педагогика балета», заведовала кафедрой «Народное художественное творчество и хореографическое искусство» (ныне – Кафедра хореографического искусства). Олия Вильданова – автор научных работ, публикаций по истории балета, автор книги «Башкирский балет». При всем этом богатстве – скромная, обаятельная, общительная, жизнерадостная женщина, воспитала двух дочерей, уже бабушка, хотя это ну никак не вяжется с ее обликом.











С таким ценным жизненным и профессиональным опытом в 2012 году Олия Вильданова приступила к руководству Башкирским хореографическим колледжем. Прошла свои университеты и на практике, и на курсах управленческих кадров. Продолжив традиции первого директора Али Салиховича Бикчурина, за десять лет сделала много для развития и совершенствования воспитания и образования детей, укрепила авторитет БХК имени Рудольфа Нуреева в российском пространстве. Первой победой директора Вильдановой стало проведение на базе колледжа в декабре 2013 года Первого всероссийского фестиваля хореографических училищ (колледжей) и академий, посвященного 75-летию со дня рождения Рудольфа Нуреева. Это была ее идея и инициатива. В Уфу приехали крупнейшие школы России, и все отметили высокий организационный уровень. Фестиваль получил название «Малый Нуреевский» и время спустя приобрел статус международного.
Воспитанники колледжа стали участвовать в таких престижных состязаниях, как «Арабеск» в Перми, «Балет. XXI век» в Красноярске, причем становились дипломантами и лауреатами. Родился первый детский национальный балет «Водная красавица» по сюжету народной башкирской сказки. Музыку написал молодой композитор, уроженец Стерлитамака, выпускник Московской государственной консерватории Николай Попов. Автор хореографии – танцовщик и балетмейстер, питомец БХК Ринат Абушахманов. Были приглашены замечательные балетмейстеры из других городов, и полнометражные балетные спектакли стали появляться на учебной площадке и на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета. «Снежная королева», «Как стать балериной», «Морозко»; отдельные концертные номера поставил Александр Михайлович Полубенцев из Санкт-Петербурга. Сотрудничество с известными хореографами Олегом Габышевым, Алексеем Расторгуевым… Мастер-классы, проект «Выдающиеся деятели башкирского искусства»… Встреча с легендарным Владимиром Викторовичем Васильевым. И многое другое. Пожалуй, не стоит перечислять все достижения, победы, ибо тогда рассказ о нашей героине неизбежно превратится в обычный юбилейный отчет.
С ноября прошлого года Олия Галеевна – художественный руководитель колледжа и преподаватель дисциплины «актерское мастерство» в выпускных классах. Появилась счастливая возможность полностью отдаться творческим делам, и прошедший год оказался весьма плодотворным. Возобновление спектаклей, подготовка концертов, проведение очередной Летней школы с балетом «Щелкунчик», интенсив для старших курсов… Кстати сказать, работая параллельно в Уфимском государственном институте искусств, Олия Галеевна провела Всероссийский конкурс «Танцевальный эксперимент» между коллективами и самодеятельными, и вузовскими. Борясь с искушением перечислить все достижения, расскажу о главном, пожалуй, событии.
Совсем недавно триумфально прошел юбилейный, V Международный фестиваль хореографических училищ (колледжей) и академий «Малый Нуреевский». Он снова стал знаменательным событием в мире балета. Для обмена опытом, общения, выступлений приехали представители двадцати хореографических училищ из России, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Узбекистана. Открытие, репетиции и заключительный Гала на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета, фотовыставки, круглый стол по вопросам хореографического образования, мастер-классы ведущих преподавателей Санкт-Петербурга, Перми и Новосибирска… Программа была чрезвычайно интересна и насыщенна.
Чтобы событие состоялось в таком качестве, художественный руководитель колледжа-организатора еще в марте начала подготовку. Олия Галеевна пригласила балетмейстера Вакиля Усманова, который приехал из Австрии для постановки концертных номеров. Подготовила Положение, письма-приглашения и лично созванивалась с руководителями, чтобы не было накладок (у каждой школы свои планы). Наметила мастер-классы и имена преподавателей, которые будут их вести, определили с директором БХК Ильдаром Ильдусовичем Маняповым круг почетных гостей, Вильданова лично поговорила по телефону с каждым приглашенным.
В сентябре все стало закручиваться еще энергичнее. План своих выступлений, круглого стола, окончательная проработка программы фестиваля, репетиции, звонки и сообщения, просмотр видеовыступлений участников, работа с художником над эскизами афиши Гала-концерта и баннера, который будет установлен на балконе БГТОиБ, приглашение режиссера, ведущей… Да всего не перечесть. Но каков результат!
Гостей потрясла, другого слова не подберешь (впрочем, как и на предыдущих фестивалях), четкость, слаженность на всех этапах такого непростого события, а также радушие, гостеприимство, компетентность устроителей фестиваля. С одной стороны, в этом видны знания и опыт, которыми Олия Галеевна Вильданова обогатилась за годы руководства школой. Но все-таки главная составляющая успеха – это душа организатора, великая любовь к детям и высокое понимание своего предназначения на Земле.
Нина ЖИЛЕНКО.
Фото Александра ДАНИЛОВА, Лилии ЗАГИРОВОЙ и Булата ГАЙНЕТДИНОВА, а также из архива героини.

Дата создание новости 21-11-2023   Комментарии (0)   Просмотров: 21     Номер: 81(13734)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.