$ - 100.6798
€ - 106.0762

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Когда-то он был инструментом шаманов

И ныне не каждый владеет таким волшебством…



25 января в ГКЗ «Башкортостан» состоится сольный концерт Залии Ганиатуллиной, виртуозного мастера игры на кыл-кубызе, популярной исполнительницы.
В столице Башкортостана новый год в области культуры стартует с больших ярких концертов. И один из них связан с именем солистки Уфимского ансамбля песни и танца «Мирас» Залии Ганиатуллиной, заслуженной артистки Башкортостана, лауреата Всероссийских и Международных конкурсов. Уникальная исполнительница подарит залу волшебные мелодии. А прозвучат они благодаря древнему загадочному инструменту тюркских народов – кыл-кубызу.
В рамках вечера будут исполнены как старинные башкирские напевы, так и хиты современных композиторов. Кроме сольных номеров Залия Ганиатуллина специально к концерту подготовила необычную премьеру – она выступит и с хором ансамбля «Мирас». В этом творческом тандеме прозвучит башкирская народная песня «Бее ил».
Своими выступлениями украсят вечер этнопроект «Хазина»; певец и кураист Юнир Сагинбаев; коллектив кыл-кубызистов из Абзелиловского района; сводный ансамбль кыл-кубызистов Уфимского училища искусств и Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова, в состав которого вошли ученики Залии Ганиатуллиной.
Публику также поразят неожиданные дуэты и совместные выступления героини вечера с артистами-коллегами. Вместе с солисткой ансамбля «Мирас» Аленой Завьяловой хедлайнер встречи представит русскую народную плясовую песню Ставропольского края. Еще одна солистка муниципального ансамбля Залия Нурлы исполнит в сопровождении кыл-кубыза башкирскую народную песню «Мейс буйы».
Кыл-кубыз и арфа (солистка Государственного академического симфонического оркестра РБ Гульназ Абдуллина) окутают зал волшебством музыки из спектакля Башкирского академического театра «Белое облако Чингисхана» по произведению Чингиза Айтматова. Автор этой мелодии – заслуженный деятель искусств Башкортостана, лауреат Государственной молодежной премии РБ имени Шайхзады Бабича Урал Идельбаев, известный композитор, много лет успешно сотрудничающий с Залией Ганиатуллиной.
– Залия стала одним из первых современных профессиональных кыл-кубызистов республики. Этот необычный инструмент, не уступающий по сложности игры другим струнно-смычковым инструментам, был популярным среди башкир, но какое-­то время назад традиции игры на кыл-кубызе были прерваны. Залия Ганиатуллина входит в число тех, кто восстанавливает утерянное и забытое. После нее придут новые поколения, другие талантливые музыканты. Сейчас именно она прокладывает им дорогу. В этом ее историческая миссия. Обязательно приду на концерт, чтобы поддержать Залию, – прокомментировал Урал Мирасович.
Залия Ганиатуллина – многогранный музыкант, преданные зрители знают ее и как интересную начинающую вокалистку. Со сцены ГКЗ «Башкортостан» прозвучит в исполнении Залии песня «Хан ыы» в дуэте с мужем – кураистом Рузаном Ганиатуллиным.
Первое шоу кыл-кубыза прошло в свое время в Уфе с большим успехом. Каждый номер сопровождался бурными овациями зала. Уверены, что второй концерт будет не менее интересным!
Погружение в волшебный мир этнической музыки состоится 25 января в 19.00 в ГКЗ «Башкортостан» (12+). Билеты на сайте mirasufa.ru.

ДОБАВИМ…
Кыл-кубыз – это струнный кубыз, изготовленный из цельного куска березы. Струны и смычок – из конского волоса. Некоторые специалисты даже считают его прародителем скрипки.
У башкир упоминание об этом инструменте встречается в эпосе «Заятуляк и Хыухылу».
Кыл-кубыз довольно большой инструмент, его длина может доходить до 70 см и более. При игре он не прикладывался к плечу, как скрипка, а ставился вертикально на колено или на штырь, упиравшийся в пол, корпус инструмента поддерживался ногами. Этим кыл-кубыз напоминает виолончель. Обычно у него было только две струны.
После распространения ислама на территории Башкирии, игра на кыл-кубызе стала редкостью. К началу XX века кыл-кубыз окончательно потерял популярность среди башкирского народа. Вместо него музыканты стали использовать другие инструменты. Возвращением его в наши дни мы обязаны таким энтузиастам, как Залия Ганиатуллина.

Минзаля АСКАРОВА.
Фото предоставлено ансамблем «Мирас».

Дата создание новости 19-01-2024   Комментарии (0)   Просмотров: 27     Номер: 4(13748)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.