На солнечной стороне,
или Концерт, пронизанный предчувствием весны
Концерт, о котором пойдет речь, состоялся в последний зимний месяц, однако, несмотря на атаковавшие Уфу холода, ощущение предстояния весны, ее таинства и неизбежности прихода уже витало в февральском воздухе. Но усугубила это чувство нетерпеливого ожидания, которое ширилось в груди и добавляло румянца щекам, невеликого роста, невероятно обаятельная, красивая молодая женщина по имени Алена. И имя ее по одной из версий происходит от греческого слова, которое переводится как «факел», «сияющая» или «солнечная»…
Речь о замечательной певице, заслуженной артистке Башкортостана, лауреате российских и международных фестивалей, солистке Фольклорного ансамбля песни и танца «Мирас» Алене Завьяловой. И, безусловно, ее сольный вечер, который прошел в Государственном концертном зале «Башкортостан», вносил свою лепту в наши мечты о весне. И все это было так хорошо, талантливо и по-мартовски ярко и свежо, что мы решили чуть придержать сей текст, открыв им номер, посвященный, быть может, главному празднику первого месяца весны – Международному женскому дню. Уж очень нам хотелось поделиться с читателем этой эмоцией, связанной с пробуждением природы, сопричастностью прелести и красоте подлинно народной песни.
А теперь, прежде чем начать разговор о сольном концерте Алены Завьяловой, позволю себе некое отступление, отнюдь не лирическое…
Начну с того, что ниша русской песни в нашей республике если и заполнена, то всего лишь на одну треть, а может, и меньше… В этом направлении работает, как правило, Башкирская государственная филармония и некоторые ее солисты, самодеятельные коллективы – в основе своей хоры, существует несколько конкурсов либо фестивалей русской песни, вносит свою серьезную лепту и Фольклорный ансамбль «Таусень», а оный поддерживает Аксаковский фонд… Некогда пламенным мотором данного направления была незабвенная Гузель Измайлова – вот уж чьей энергии хватало на то, чтобы вывести Государыню Русскую Песню на передовые позиции! Безусловно, чтят все, что связано с музыкальным наследием славян, наши уникальные народники, начиная от педагогов и учеников ССМК, далее – по эстафете – Уфимского училища искусств и, естественно, Уфимского государственного института искусств, в коем традиционно на данной стезе сильны инструменталисты – баянисты, домристы, виртуозы балалайки; а также вокальные кафедры, и, однозначно, добавьте в сей славный список коллектив муниципального ансамбля песни и пляски «Мирас» и легендарный ансамбль «Забава»… В свое время русские песни в обязательном порядке включала в свой репертуар оперная певица с уникальным голосом, народная артистка Башкортостана Татьяна Никанорова, которая, напомню, спецприза Международного конкурса вокалистов имени Глинки и персональной похвалы Ирины Константиновны Архиповой была удостоена за исполнение именно русской народной песни. Татьяну Леонидовну буквально боготворила публика, нельзя не вспомнить того, как исполняла она (во всех правительственных концертах в том числе) знаменитую песню Григория Пономаренко на слова Олега Левицкого «Я лечу над Россией». Увы, теперь Татьяна Никанорова живет в Екатеринбурге и в Уфу наведывается не часто… Входили, добавлю, русские народные песни в репертуар таких певцов, как незабвенный Радик Гареев, Вахит Хызыров, Идрис Газиев, Назифа Кадырова. Впрочем, Вахит Галибаевич, Идрис Мударисович и Назифа Жаватовна и доныне включают их в свои программы…
Но с учетом количества русскоязычных слушателей песенная ниша, о которой я говорила выше, остается незаполненной, нет, не пустует, но, что называется, спрос все же остается… Не могу не вспомнить одного эпизода, который связан с первым в Башкирии конкурсом актерской песни, обладателем Гран-при которого стала актриса и режиссер Башкирского государственного театра кукол, заслуженная артистка России, народная артистка Башкортостана Ольга Шарафутдинова. В ходе конкурсных туров Ольга Юрьевна исполняла песни, имеющие, как и требовали условия этого творческого состязания, отношение к театральным постановкам, а на финальном туре, предполагавшем свободный выбор, она буквально «выстрелила» по зрителям и по членам жюри из трехдюймового орудия, заставив народ повскакивать с мест, русскими частушками!.. Накинув на плечи расписной в алых розанах павловопосадский платок, она бросала в зал забористый текст игровых припевок и «дразнилок» и била при том высокими каблуками своих модных туфель озорные дробушки. Реакция публики была такова, что крыша Молодежного театра, где и происходило событие, буквально подлетала в воздух. И решение экспертов оказалось единогласным!
Я это все к тому, что спрос, безусловно, есть...
Но вернемся к нашей героине, которая ныне, на мой взгляд, занимает главенствующие позиции в данном направлении, подхватив выпавшее из рук Гузель Мансафовны Измайловой знамя русской песни и подняв этот стяг на достойную его высоту.
…В 2006-м в Башкирии проходил первый телевизионный конкурс, получивший название «Уральский самородок», обладателем Гран-при коего стала Алена Завьялова. Я не очень следила за телевизионными баталиями данного состязания, в котором участвовало много талантливых людей. Но, получив приглашение на заключительный концерт лауреатов «Самородка», не смогла отказать своему другу народному артисту Башкортостана Александру Кузьменко, который как режиссер и ставил Гала. Помню, что лауреаты выходили на прославленную сцену Русского академического в дуэтах со звездами театра, эстрады, в общем, с профессионалами. Победительнице, уже к тому времени исповедовавшей народное творчество, выпало испытание петь в дуэте с джазовой дивой Ириной Остин. Это в каком-то смысле стало проверкой на прочность, поскольку Ирина Михайловна выбрала для выступления с обладательницей Гран-при конкурса знаменитую Hello, Dolly! (а эта композиция, в 1963 году написанная Джерри Херманом для одноименного мюзикла, после выпуска сингла с исполнением Луи Армстронга получила мировую известность; а в 2001-м
Hello, Dolly была введена в Зал славы Грэмми). И ничего, отчаянная (а это в ее характере, безусловно, есть) девчонка выстояла и даже, несмотря на волнение, испытала кайф. Ирина Остин, слушая теперь Алену, до сих пор вспоминает то, что юная участница «Самородка» сдюжила, преодолев все трудности, она очень свободно и комфортно чувствовала себя в паре с джазовой певицей, которую знают не только в нашем регионе, но и во всей России.
После завершения Гала я заглянула в гримерку к триумфаторше конкурса, чтобы задать несколько вопросов… Девушка оказалась очень скромной и, беседуя со мной, стеснялась ужасно… Не скрою, мне это было приятно, поскольку однодневок, бахвалившихся начальными успехами на уровне звезд первой величины, к тому времени повидала уже много…
Добавлю: к 2006-му Алена Завьялова, в прошлом – ученица Аксаковской гимназии №11, участница эстрадно-фольклорного ансамбля «Лель» из ДШИ №2, уже поездившая с этим коллективом по стране, выступавшая (и побеждавшая!) на международных песенных фестивалях и конкурсах, сумела избежать «болезни звездности». В этом сказались и ее натура – тонкая, участливая, мягкая, деликатная; и воспитание в семье, бабушка по папиной линии в которой, Людмила Алексеевна, сумела передать внучке любовь к русской песне. А также внесли свою лепту и наставницы из 11-й гимназии – учитель музыки Лидия Владимировна Мохова и социальный педагог Надежда Викторовна Невзгодина; а также художественный руководитель ансамбля «Лель» Геннадий Павлович Жилко… Далее в «послужном списке» Алены – учеба в Уфимском педагогическом колледже №2 (специальность – учитель музыки) и в Уфимской государственной академии искусств (специальность – народный вокал; ее педагоги – заведующая кафедрой вокального искусства, профессор, заслуженный деятель искусств России Фарзана Фаткулловна Сагитова и концертмейстер, заслуженный артист России, профессор Сергей Михайлович Тюфяков).
Замечательно то, что буквально через неделю после Гала-концерта «Уральского самородка» ее пригласил в свой коллектив незабвенный руководитель Ансамбля русских народных инструментов «Забава», народный артист Башкортостана, выдающийся музыкант Виктор Александрович Ярцев. К тому времени легендарная «Забава» уже объездила не только немало российских городов и весей, но и половину мира. Это была прекрасная школа для девушки. Творческий союз Алены Завьяловой с этим коллективом продолжается уже более десяти лет; скажем больше – наша героиня, как уже упоминалось ранее, является и солисткой муниципального ансамбля песни и танца «Мирас». Скажу больше – она окончила аспирантуру под крылом профессора Сагитовой и доныне продолжает заниматься у Фарзаны Фаткулловны, поскольку любому вокалисту необходимо поддерживать свою певческую форму. Вообще, период, связанный с УГАИ, и постоянное общение с мэтрами славного вуза дали Алене Завьяловой огромный запас прочности, расширив ее кругозор, в том числе и творческий, придав мощнейший импульс для дальнейшего развития и совершенствования. Она стала гораздо увереннее держаться на сцене, я помню то, как ярко, свободно и органично выступала певица в Шаляпинском зале УГИИ, поздравляя с юбилеем всеми любимого Владимира Павловича Суханова, фантастически талантливого баяниста и педагога, заслуженного артиста России, народного артиста Башкортостана, профессора, декана музыкального факультета вуза искусств, кавалера ордена Салавата Юлаева.
…Возвращаясь же к концерту, подарившему залу ощущение свежести, весеннего обновления и огромное количество других не менее прекрасных эмоций, скажу, что все в этом действе было продумано до мелочей, начиная от прекрасной видеографики, сценария, включающего в себя некий сюжет, связанный с легендой из числа славянских верований, выстроенности программы, изящества, элегантности и красоты костюмов, и завершая потрясающим вокалом Алены Завьяловой, чей голос по-настоящему расцвел, набрав свойственные Руси ширь и размах, и подчас звучит то как птичья трель, вторящая звукам скромного, берущего за душу рожка деревенского подпаска, то приобретая вдруг мощь гимнического накала… Знаю, что над своим вторым уже «сольником» Алена колдовала вместе с талантливым режиссером Екатериной Рафай и специалистами из ее команды. И сей тандем (не забудем, конечно, и всех соратников героини вечера по ансамблю «Мирас» и по родной «Забаве», вложившихся в действо с полной отдачей!), конечно, дал свои плоды. Это, в первую очередь, чувствовалось по реакции огромного зала ГКЗ, который был заполнен, что называется, до отказа. Публика реагировала чрезвычайно чутко, тут же подхватывая настроение звучавшей песни, то печалясь вместе с исполнительницей, то лучась улыбками, смеясь либо проникаясь общим пафосом героических композиций.
Природа наградила Алену не только прекрасным голосом, культурой исполнения, отшлифованной выступлениями и хорошей школой, в том числе и УГИИ, но и еще одним уникальным свойством. Имею в виду такое качество, как сценическое обаяние – его нельзя наработать, отточить в процессе многочисленных концертов. Оно или есть, или его нет. Тех, кто обладает таковым, при рождении поцеловал Создатель. И это точно про Алену Завьялову! А еще, безусловно, глубина, свойственная ее натуре, и задор, заразительность. Примером первого служат исполненные героиней вечера «Черемуха» – свадебная песня одной из областей России, а также русская народная «Степь» (в обработке Олега Завьялова) и свадебно-обрядовая песня «Веночек», в которых просто уникально звучал курай Юлая Касимова, а в «Веночке» ему вторит кыл-кубыз талантливейшей Залии Гиниатуллиной. Слушая их, я вспоминала выступление на одном из Международных Аксаковских праздников потрясающей Татьяны Юрьевны Петровой, исполнившей старинную русскую «Трубушку», в которой льет слезы невеста, отданная за нелюбимого. Тогда голос Петровой словно сливался со звуками курая великого Азата Аиткулова и тонкий башкирский тростник в руках уникального кураиста «запел» голосом русской жалейки… То, что происходило в те мгновения с публикой, собравшейся в зале Аксаковского Народного дома, можно определить лишь словом «потрясение». И очень близкое к этому чувство вызвали во мне на сей раз Алена сотоварищи…
И как точно, как проникновенно, на тончайшем нерве, словно огонек свечи, который кто-то в темноте хранит в ладонях, прозвучала песня солистки театра Елены Камбуровой, автора и исполнителя Елены Фроловой «Боженька», особого света коей добавил звонарь храма Благовещения Пресвятой Богородицы Алексей Заболоцкий (Благовещенск). Золотистые колокола его звонницы оттеняли своими голосами неповторимый тембр Алены; а вместе с ними вел свою прозрачную, невесомую мелодию курай Юлая Касимова… Как залихватски, как азартно и темпераментно полетел в зал «Тарантасик» – плясовая песня линейных казаков! А покоем накрывший публику хит Игоря Матвиенко и Александра Шаганова «Выйду ночью в поле с конем», нервом своим сближающийся с протяжными народными напевами?!
Но самое большое волшебство ждало всех нас в финале вечера, завершавшегося казачьей «Любо, братцы, любо…» Интересно то, что казачья эта песня, отражающая события русско-турецкой войны 1774 года, стала широко известной в нашей стране после исполнения ее в советском фильме 1942 года «Александр Пархоменко». В версии же Алены Завьяловой этот казачий напев прозвучал словно гимн единения россиян. И зал встал, аплодируя и подпевая невеликого роста женщине с огромным, как мне казалось в этот момент, голосом и глазами в пол-лица, в глубине которых таится солнечный луч…
Конечно, по большому счету нужно бы назвать всех участников этого концерта, где певица Завьялова продемонстрировала свои возможности в исполнении музыкальных миниатюр разных жанров, и в коем звучали не только те песни, что были названы, но и сочинения иных советских и российских композиторов – дуэты, хоровые произведения, блистали другие вокалисты, любимая всеми «Забава», прекрасные хор и оркестр муниципального ансамбля и великолепный танцевальный состав «Мираса», который, в отличие от многих коллективов, идеально держит линию. Но, возможно, об этом – в другой раз, поскольку все весенние цветы ныне отданы Алене Завьяловой, подарившей нам это чудесное предчувствие обновления природы и жизни!
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
7-03-2024 (0) Просмотров: 59 Номер: 16(13760) Версия для печати