«Строитель, возведи мне дом...»
Незаметно пролетели четыре гастрольных дня Московского Художественного театра имени Антона Павловича Чехова в Уфе. Стоит ли говорить, что приезд легендарного коллектива вызвал невероятный ажиотаж, а билеты на спектакли «Истории любви» и «Дом» были раскуплены в считаные дни?..
Каждый вечер в зале Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан, который и принимал именитых гостей, был аншлаг.
…Финальный день оказался невероятно насыщенным. Часть творческого состава и постановочной группы, будучи свободными от репетиций, смогли познакомиться со столицей Башкортостана. Отдав дань мощи самой крупной конной статуи Европы – памятнику Салавату Юлаеву, полюбовавшись небесно-лазурным Кафедральным собором Рождества Пресвятой Богородицы, очаровавшись уютом старых улочек, служители главной драматической сцены страны отправились в Мемориальный дом-музей Сергея Тимофеевича Аксакова. В атмосферу знаменитой семьи, дворянского быта, во времена удивительных, полных достоинства и мудрости людей их погрузили старшие научные сотрудники музея, хранители оного Татьяна Евгеньевна Петрова и Галина Олеговна Иванова.
...А в это время в фойе ГАРДТ РБ шла увлекательнейшая творческая встреча студентов театрального факультета Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова, воспитанников уфимской студии творческого развития «Оперение», молодых актеров Башкортостана с заслуженным артистом России, заслуженным деятелем РФ, ректором Школы-студии МХАТ Игорем Яковлевичем Золотовицким. И речь шла о великих учителях и коллегах, о тонкостях актерской профессии, о том, что же такое талант и как его разглядеть в юных мальчиках и девочках, толпами осаждающих лучшие театральные вузы страны.
Вечером мхатовцы играли спектакль «Дом». Историю мужчины средних лет по пьесе Евгения Гришковца и Анны Матисон режиссер Сергей Пускепалис выпустил на Малой сцене театра в 2011 году.
…Герой спектакля мечтает о своем доме – настоящем большом доме, вдали от городской суеты, в котором будет тепло и уютно его семье и всегда найдется место друзьям. Именно к ним, друзьям, он и обращается за помощью, в надежде одолжить недостающие для покупки дома деньги. Это становится проверкой на прочность человеческих взаимоотношений. Но испытание сие не проходит практически никто из друзей героя. Но мечта о доме уже так близка к реальности, что он уже не в силах от нее отказаться…
Сергей Пускепалис придумал удивительный по своей красоте или лиричности пролог. Под теплым светом, льющимся из-под большого бежевого абажура, в стенах прекрасного, пусть пока еще существующего только в фантазиях главного героя дома собираются его дети, жена, родители, лучшие друзья. Все они прекрасны, все в белом, все в упоительной неге – как и должно быть в мечтах. И это начало переводит простую, на первый взгляд, историю во внебытовой пласт, отсылая к чеховским мотивам, которыми пронизано и все существование самого Московского Художественного театра.
…В детстве мальчики мечтают быть летчиками. Быть может, оттого под этим еще лишь вымышленным абажуром притаился красный самолетик с винтом пропеллера. «Земную жизнь пройдя до половины», мужчины задумываются о Доме. Герой Игоря Золотовицкого лишен любых намеков на житейский прагматизм. Для него дом – это не вопрос престижа, собственничества или наличия множества квадратных метров. Дом – это то, что ты наполнишь дыханием, а потом передашь по наследству сыну. Это место, где будет большая лестница, уводящая тебя вверх. И этот образ лестниц сценограф Алексей Вотяков делает важной визуальной составляющей спектакля: не каждому дано преодолеть эти духовные ступени. Кто-то из друзей не имеет возможности помочь и оттого не становится плохим человеком, а кто-то оказывается готовым совершить подлость – имея средства, выкупить тот самый небольшой домик и торжествовать в душе: «Вишневый сад – мой!»
Финал спектакля авторы оставляют открытым…
Так сложилось, что последний день уфимских гастролей совпал с днем памяти Олега Павловича Табакова, много лет стоявшего у руля МХТ, и разговоры москвичей за кулисами нашего театра то и дело возвращались к воспоминаниям об этом уникальном человеке. Ведь Московский Художественный театр – это тоже Дом, Дом со своими традициями, обычаями, своей памятью, мощным фундаментом, который заложили когда-то, 125 лет назад, его отцы-основатели – Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко. И они точно строили Театр-Дом не по схемам, не по стандарту, а по сердцу, по азарту, по чертежам своей души…
Елена ПОПОВА.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
15-03-2024 (0) Просмотров: 90 Номер: 18(13762) Версия для печати