$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Он был заряжен на отдачу



В год 450-летия Уфы «Вечерка» продолжает вспоминать тех замечательных людей, которые внесли неоценимый вклад в историю культуры нашего города. Заслуженный артист БАССР Олег Николаевич Полянский родился и вырос на Украине, но вся его сознательная жизнь связана с Башкирией, с Уфой.
Меня всегда поражала многогранность его занятий: певец, фотохудожник, театральный администратор. И все у Олега Николаевича так хорошо получалось, что трудно было определить, что же для него важнее.
Нет, безусловно, для него главным делом была опера, вокал. В 1959 году Олег Полянский с отличием окончил Казанскую государственную консерваторию по специальности «сольное пение», затем стажировался в Ленинградской консерватории имени Николая Римского-Корсакова. В течение трех с лишним десятилетий, до самых последних мгновений своей жизни, служил в Башкирском государственном (ныне – академическом) театре оперы и балета.
Яркий, сочный, красивого тембра голос (высокий бас), музыкальность, подлинный профессионализм позволили ему стать ведущим солистом. Он пел свободно, легко, ему по силам были самые трудные партии классического репертуара. Мефистофель в «Фаусте» Гуно, Рамфис в «Аиде» Верди, Галицкий в «Князе Игоре» Бородина, Мельник в «Русалке» Даргомыжского, король Рене в «Иоланте» и Гремин в «Евгении Онегине» Чайковского, Пимен и Варлаам в «Борисе Годунове» Мусоргского, Малюта Скуратов в «Царской невесте» Римского-Корсакова, Колый Балтасов в «Салавате Юлаеве» Исмагилова и многие другие, всего около тридцати образов создано им в спектаклях по операм русских, зарубежных и национальных композиторов.
Кроме сильного, красивого голоса природа одарила Олега Полянского драматическим талантом. Его гуляка-князь Галицкий заражал своей удалью и бесшабашностью, Мефистофель потрясал сгустком сарказма и скепсиса, воплощением зла. Мельник трогал силой отцовской любви и самоотверженности. Для каждого персонажа певец находил краски и неповторимые штрихи.

Одной из самых сильных работ певца был образ Великого Инквизитора в опере Джузеппе Верди «Дон Карлос». Вот что некогда писала в рецензии на премьеру музыковед Евгения Скурко: «Образ Великого Инквизитора, перед которым трепещет не только вся Испания, но и сам король, явился несомненной удачей Олега Полянского. Воплощению этого образа солистом присуща скульптурная рельефность, сочетающаяся с внутренней динамикой. В звучании властных, величественно-сдержанных интонаций Инквизитора слышится та устрашающая сила, которая постепенно – и это убедительно показывает Олег Полянский – прорывается наружу и приводит к кульминации: Великий Инквизитор угрожает королю судом инквизиции. Гневные, жесткие интонации и ритмы вместе с сильным, плотным по тембру голосом певца, как бы прорезающим массу оркестра, производят глубокое впечатление». («Советская Башкирия», 8 апреля 1983 года.)
Уфимцы и жители городов, где гастролировал наш театр, восторженно принимали Олега Николаевича в концертах. А камерный репертуар у него был богатейший. Он исполнял вокальные произведения Глинки, Чайковского, Бородина, Рубинштейна, Рахманинова, Глиэра, Кабалевского, Свиридова, Баха, Бетховена, Моцарта, Брамса, Россини, Шумана…
Удивительно, как при такой напряженной сценической жизни у Олега Николаевича хватало сил и искреннего желания на сложную административную работу, причем без дополнительной оплаты, как это обычно бывало в советские времена. Он на сцене родного театра организовывал гастроли и выступления ведущих мастеров искусств. Благодаря Олегу Полянскому, его контактам, обаянию, незаурядным организаторским способностям уфимцы имели счастье слышать (и не раз!) народных артистов СССР Евгению Мирошниченко, Юрия Гуляева, Бориса Штоколова, Тамару Милашкину, Карла Зариня, наслаждаться выступлениями солистов Большого театра Леонида Козлова, Надежды Павловой, Вячеслава Гордеева, Азария Плисецкого. В связи с 200-летием Большого театра творческая группа во главе с дирижером Юрием Симоновым дала ряд представлений в Уфе. Все это приносило немалый доход нашему театру.
И наоборот, благодаря энергии и связям Полянского артисты из Башкортостана получили возможность блеснуть на самых престижных столичных подмостках. Так, замечательная башкирская балерина Фирдаус Нафикова триумфально выступила на сцене Кремлевского Дворца съездов в спектакле Большого театра «Дон Кихот» в партии Китри. Ее партнером стал Леонид Козлов.

Используя деловые и дружеские связи с Киевом, театром оперы и балета имени Тараса Шевченко, Олег Николаевич договаривался о пошиве сценических костюмов, изготовлении декораций, творческих командировках и стажировках уфимских артистов.
Было еще одно дело, которое, может, и стояло не на первом месте, но без которого Олег Николаевич не мыслил своего существования. Он профессионально владел фотоискусством. Его объектив запечатлел этапные события культурной жизни республики, башкирские просторы и многочисленные живописные уголки. В душе он был поэтом, сердцем сливался с природой, воспевал ее, радовался каждому цветку. В светском костюме мог лечь на траву, чтобы разглядеть таинственную прелесть какого-нибудь лепестка. Поэтому кадры получались неповторимыми. Снимки Олега Николаевича украшали различные буклеты, проспекты, книги. Редко какие статьи или рецензии о спектаклях обходились без иллюстраций Полянского. Его театральные работы имели свой почерк, фотомастер заботился о наиболее полном отражении образа, созданного актером на сцене. Искусно использовал свет, продуманный ракурс. Иногда прибегал к павильонным съемкам, применяя элементы живописи, достигал высокой художественной выразительности фотокадра.
Казалось, фантазия, энергия и силы Олега Полянского были неистощимы. Передо мной лист бумаги – график съемок объектов для фотоальбома «Знакомство с Башкортостаном». Их почти два десятка, причем в разных концах города и республики: цех авиамоторов Уфимского моторостроительного производственного объединения, Уфимский нефтеперерабатывающий завод, объединение «Агидель», Уфимский авиационный университет, музей этнографии, аэропорт, фирма «Мир», съемки нефтяников с вертолета АО «Башнефть» и параллельно – съемки видов природы, панорамные съемки Уфы, конезавод, спортивные и торговые центры… Это ж сколько времени и сил нужно, чтобы все охватить, всюду успеть! Но, как сказала Надежда Дмитриевна Забавская, коллега, друг и поклонница Олега Николаевича, ОН БЫЛ ЗАРЯЖЕН НА ОТДАЧУ, ЕГО СЕРДЦЕ ОТДАНО БАШКИРИИ.
Родители Олега Николаевича – простые люди, служащие, но семья получилась творческой. Сестра Ирина тоже была певицей, яркой актрисой музыкального театра. Сын Олег стал известным музыкантом. Я помню, с какой гордостью Олег Николаевич рассказывал об успехах талантливого сына. Олег Полянский-младший, легкий, непринужденный и, что ныне крайне редко и дорого, искренний в общении, завоевывает симпатии с первых минут. Уфу он считает вторым родным городом. Первый – Киев, где появился на свет, учился… Есть еще третий город – Кельн в Германии, где музыкант живет и работает более двадцати лет. Известный пианист-виртуоз, лауреат престижных международных конкурсов, участник многочисленных музыкальных фестивалей, он не раз выступал с концертами в Башкирской государственной филармонии, Шаляпинском зале УГИИ, с симфоническим оркестром Башкирского государственного академического театра оперы и балета.
Олег Николаевич ушел из жизни внезапно в 1995 году, ему было 62 года… Только что закончился фестиваль оперного искусства «Шаляпинские вечера в Уфе», где выступили приглашенные не без его участия Ирина Архипова и Владислав Пьявко, Полянский с энтузиазмом говорил о новых планах… И вдруг все оборвалось. Трудно было поверить, представить, как теперь театру без него…
К счастью, в анналах культуры республики, истории театра и в памяти многих людей Олег Николаевич Полянский продолжает жить. И мы, вспоминая этого талантливого, доброго, неравнодушного человека, невольно задумываемся над такими непреходящими ценностями, как любовь к профессии, искусству, родному краю.
Нина ЖИЛЕНКО.
Фото предоставлены автором.

Дата создание новости 19-03-2024   Комментарии (0)   Просмотров: 26     Номер: 19(13763)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.