Званый гость
“Я не был вундеркиндом, но очень люблю музыку, много работаю, и это главное”
Олег ПОЛЯНСКИЙ:
Легкий, непринужденный и, что ныне крайне редко и дорого, искренний в общении Олег Полянский завоевывает симпатии с первых минут. Уфу он считает вторым родным городом. Первый - Киев, где появился на свет, учился, где сейчас живет мама и где так тревожно последние дни. Он переживает и во время разговора нет-нет да и заглянет в интернет “мобильника”: какие новости с Майдана? Есть еще третий город - Кёльн в Германии, где музыкант живет и работает более двадцати лет.
...Известный пианист-виртуоз, лауреат престижных Международных конкурсов, участник многочисленных музыкальных фестивалей, он выступил с симфоническим оркестром Башкирского государственного театра оперы и балета (дирижер Герман Ким). Первый концерт прошел в Шаляпинском зале Уфимской государственной академии искусств имени Загира Исмагилова, который не смог вместить всех желающих, оставив на морозной улице меломанов-оптимистов, надеявшихся на “лишний билетик”. Зато счастливчики в зале в полной мере насладились искусством Олега Полянского, прослушав в его исполнении знаменитый Второй концерт для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова. Не случайно поклонники называют Олега “поэтом фортепиано”. Музыка Рахманинова дает возможность раскрыть его лирико-поэтический дар ярко и полно. Слушатели были буквально сражены виртуозностью техники, красотой и насыщенностью звучания, разнообразными красками и нюансами - от мощного форте до нежнейшего пианиссимо. Во второй вечер пианист выступил в Стерлитамаке, где его встретили так же пылко и восторженно.
Несмотря на предельно напряженный график, Олег успел накануне концертов показаться на телевидении, а перед репетицией мы побеседовали с ним в театральном кафе.
- Олег, мы считаем Вас родственником театра, ведь Ваш отец, Олег Николаевич Полянский, тридцать три года служил здесь оперному искусству, пел ведущие басовые партии практически во всех репертуарных спектаклях. Кроме того, был настоящим фотохудожником, в архивах театрального музея, на страницах многочисленных изданий нашего региона немало его замечательных снимков. Вы мальчишкой часто приезжали в наш город во время каникул, знаете запах кулис и прелесть гастрольных поездок, Вас многие помнят еще по тем временам. Олег Николаевич гордился, что у него такой способный сын, и в разговорах непременно упоминал о Ваших музыкальных успехах. Как жаль, что он не дожил до расцвета Вашей славы... Вы испытали на себе влияние его таланта, харизматичность личности?
- Конечно, этого просто не могло не быть! Хотя мы жили в разных городах, но он часто приезжал в Киев, а каникулы, как Вы отметили, я проводил с ним в Уфе или в тех городах, где проходили гастроли. Мы тепло общались, дружили, и я с огромной нежностью и благодарностью вспоминаю отца.
- Перед Вами стояла проблема выбора профессии?
- Родители довольно рано обнаружили у меня музыкальный слух, способности и с шести лет “привязали” к роялю. Все шло как бы само собой... Сначала занимался в подготовительных классах, потом поступил (кстати, не так просто, со второй попытки) в Киевскую среднюю специальную школу имени Лысенко. Это элитное учебное заведение, дает высокопрофессиональное музыкальное и основательное общее образование. А какие потрясающие в ней педагоги! Одновременно, до девятого класса, я обучался игре на виолончели, позже все силы были отданы роялю.
- Когда Вы впервые выступили перед публикой?
- Не очень рано. Я не был вундеркиндом, распылялся на две программы, а когда оставил виолончель, полностью сосредоточился на фортепианной игре. С оркестром оперной студии впервые выступил в десятом классе, играл Первый концерт Листа. Принимали тепло, это мне понравилось. В восемнадцать лет я уже стал лауреатом Международного конкурса в Токио - пятая премия.
- Вы окончили институт имени Гнесиных (класс профессора Александра Александрова), аспирантуру при Московской государственной консерватории у профессора Сергея Доренского, Высшую школу музыки в Кёльне (класс профессора Павла Гилилова). С таким образованием карьера, наверное, складывалась, как говорится, без сучка и задоринки?
- Совсем нет. Бывали взлеты и падения, переживания... Но я очень люблю музыку, много работаю, и это главное.
- Как формируется гастрольный репертуар - Вам “заказывают” авторов, произведения или сами выбираете?
- По-разному случается. Но в принципе у меня большой репертуар, который я предлагаю, есть из чего выбрать, всегда находим общий язык с устроителями концертов.
- Часто приходится играть одни и те же вещи, это напрягает?
- Мы же профессионалы! Есть вещи яркие, виртуозные, играть их - всегда интересно. А потом каждый раз приходят какие-то другие музыкальные, художественные переживания, это тоже разнообразит исполнение. Когда возвращаешься к произведению через сколько-то времени, конечно, уже сказываются и новые знания, опыт, и новые чувства, настроение, в конце концов...
- Среди воспитанников Сергея Доренского такие известные ныне пианисты, как Денис Мацуев, Павел Нерсесьян, Николай Луганский... Вы дружите между собой, общаетесь? И можно сказать, что Вы приверженцы одной школы, одного стиля?
- Встречаемся время от времени, иногда гастрольные дорожки пересекаются. Конечно, мы разные! Денис Мацуев сделал колоссальную карьеру, можно порадоваться за него... Но я живу своей жизнью, получаю от своей концертной музыкальной жизни большое удовольствие и удовлетворение.
- Вы разъезжаете по разным городам, странам, континентам. Где лучше всего принимают? Отличается, скажем, европейская публика от российской? Или европейская - от восточной, азиатской?
- Мне больше нравится публика в России, на Украине. Есть на Востоке понимающая, доброжелательная публика. Если говорить о различиях, то они ощутимее, когда сравниваешь европейских и азиатских слушателей. В прошлом году я был в Китае, сложилось такое впечатление, что люди случайно попали в зал. Им еще подниматься и расти до истинного понимания классической музыки. Но там чувствуется огромное почтение к артистам, к европейской культуре и желание подняться и дорасти, они инвестируют гигантские деньги в концертную деятельность, в воспитание собственных молодых талантов, посылают учиться в лучшие школы мира. И это вызывает у меня большое уважение. Примерно то же в Корее. Их национальная культура имеет мало общего с европейской музыкальной культурой. Если в России композиторы мирового уровня стали появляться уже в девятнадцатом веке, то у них - только-только, хотя на дворе век двадцать первый. Тем не менее концертная жизнь, допустим, в Японии, в частности в Токио, одна из самых ярких и интересных на земном шаре. Несмотря на разные финансовые возможности, люди ходят, раскупают даже входные билеты на концерты, фестивали величайших оркестров и музыкантов мира. Не все понимают, у них свое отношение, но проявляют интерес. Я вспоминаю студента-японца Московской консерватории, который прекрасно, лишь с легким акцентом говорил на русском языке, упорно, основательно овладевал русской музыкальной культурой.
- Мы часто говорим о натиске попсы, многие увлечены рок-музыкой, джазом... Сильно это мешает, на Ваш взгляд, продвижению классической музыки?
- О попсе даже говорить не буду, джаз уважаю, а где-то с тридцати семи лет стал интересоваться рок-музыкой, там есть немало того, что достойно внимания. Что касается востребованности классической музыки, в пример могу привести Германию. Здесь большие традиции - естественно, начиная с определенного достатка. Ходить на концерты - это правило хорошего тона, общение... Публика образованная, свободно могут обсудить Шуберта или Брамса. В России, мне кажется, вечера классической музыки для многих - духовная отдушина.
- Что бы Вы пожелали своим поклонникам в нашем городе?
- Чаще слушать хорошую музыку!
Беседовала Нина ЖИЛЕНКО.
НА СНИМКЕ: Олег Полянский после выступления в Шаляпинском зале.
Фото Антона ГУТНИКА.
НА СНИМКЕ: Олег Полянский после выступления в Шаляпинском зале.
Фото Антона ГУТНИКА.
5-02-2014 (0) Просмотров: 2 124 Номер: 21(12419) Версия для печати