Мы говорим «куколка» – подразумеваем Ахметшин, мы говорим «Ахметшин» – подразумеваем ТАЛАНТ!
Позавчера, 4 декабря, свой 75-летний юбилей отметил народный артист России и Башкортостана Айрат Ахметшин.
Почти шестьдесят лет назад, в 1966 году, в Башкирский государственный театр кукол пришел работать юноша по имени Айрат. Пришел, что называется, случайно, в поисках подработки на лето, пытаясь устроиться на должность машиниста сцены. Он и не искал тогда постоянной работы, а лишь хотел найти временную, на сезон-другой. Но, как известно, нет на свете ничего более постоянного, чем временное, и юноша этот остался в театре на всю жизнь...
Айрат Ахметшин прошел в Башкирском государственном театре кукол огромный путь – от монтировщика до ведущего мастера сцены, режиссера и театрального педагога. Но для нас, его коллег и почитателей, Айрат Акрамович прежде всего – гениальный актер-кукловод и великолепный, универсальный мастер!
На сцене он сыграл более ста ролей, и большинство из них – главные! Работал со многими режиссерами России, а образы, созданные Айратом Ахметшиным, словно драгоценные камни, составляют яркое ожерелье театральной жизни не только нашей республики, но, пожалуй, и всей нашей огромной страны. Ангел «Д» в спектакле «Божественная комедия» по пьесе Штока, Кулубек в «Белом пароходе» по повести Айтматова, Гермес в спектакле «Не бросай огонь, Прометей», Диктатор в постановке «Коня Диктатору!» – автор обеих пьес Мустай Карим, Рама в «Индийской легенде» по эпосу «Рамаяна», Волк в любимом всей детворой «Золотом цыпленке» – эти и многие другие роли профессиональное сообщество считает эталоном кукловождения и вершиной исполнительского мастерства. Заметим, не каждый драматический актер может похвастаться таким внушительным послужным списком!
В связи с юбилеем мэтра его поздравляют любящие коллеги.
***
Альберт ИМАМУТДИНОВ, директор БГТК, заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан:
– Знакомство с нашим уважаемым, самым знаменитым кукольником, носителем традиций театра кукол, народным артистом России Айратом Ахметшиным у меня состоялось еще в далекие 90-е годы, когда я поступал в Уфимский государственный институт искусств. До этого я частенько приходил в театр, где работали мои дядя и тетя Фанис и Ануза Имамутдиновы, с самого детства я смотрел спектакли и всегда искренне восхищался этим видом искусства. Еще тогда я обратил внимание на Айрата Акрамовича в его знаменитом спектакле «Золотой цыпленок», где он гениально играл роль Волка – такого живого, добродушного. Мало кто сейчас сможет столь проникновенно и, так сказать, по-человечески сыграть такую неоднозначную роль. Богатство души Айрата Акрамовича, его мастерство еще тогда потрясли меня.
Когда мы поступали в институт, Айрат Акрамович вошел в состав приемной комиссии и проводил собеседования, возился с нами, как с детьми, по-отечески давал советы, подсказывал, поддерживал и своей добродушной улыбкой просто окрылял нас. Помню, когда я как-то забежал в театр, еще только начав готовиться к экзаменам, он сказал: «Давай, Альберт, пробуй, все данные у тебя есть, будь уверен в себе – и у тебя все получится!» И на душе сразу же стало тепло – Айрат Акрамович меня благословил. А как только мы выпустились из института, нас сразу же начали очень плотно занимать в спектаклях. Помню, тогда шли репетиции спектакля по сказке Гауфа «Холодное сердце», где Айрат Акрамович играл сразу несколько ролей (а такое частенько бывает в театре кукол) – и доброго, и злого волшебника. У Айрата Акрамовича катастрофически не хватало времени на то, чтобы учить текст, и он попросил меня поддержать его: когда мэтр работал в живом плане, с маской, то не успевал переодеваться, а в это же время ради другого персонажа должен был работать за ширмой с тростевой куклой, и он поручил мне водить его куклу, а сам озвучивал этого персонажа голосом. И вот, когда Мастер начинал произносить текст своего героя, я с куклой мягко и уверенно шел за его голосом, а она в моих руках благодаря его голосу начинала оживать. Многие актеры даже не поняли тогда, что это был я, подумали: водит куклу он сам – вот как мастерски Айрат Акрамович работал даже дистанционно. Кукла, представьте, слушалась его через руки другого артиста!
…С той поры у меня сохранилось особое, теплое чувство к Айрату Ахметшину. Я своими глазами видел, как он фактически «оживляет» кукол, невольно становился свидетелем волшебства, свидетелем одухотворения неживой материи! А Айрат Акрамович и есть самый настоящий волшебник! Когда позже я уже в качестве режиссера поставил спектакль «Волшебник Изумрудного города», он стал камертоном спектакля и сам по-настоящему раскрылся в «Волшебнике», работая с разными куклами: с тростевой, с планшетной, в маске… Я восхищаюсь и горжусь, что мы живем в одно время с таким удивительным Артистом. Айрат Ахметшин – самый главный чародей нашего театра, и нам всем надо брать с него пример!
Мне очень хочется пожелать ему, самое главное – крепкого здоровья, пусть он радует нас как можно дольше своим творчеством, а мы, в свою очередь, будем делать все, от нас зависящее, чтобы его поддержать!
***
Аниса ТУМАНШИНА, художник-постановщик:
– Я очень люблю Айрата Акрамовича. Вот так, просто, по-человечески, искренне люблю. Для меня он как родной, главный человек в театре кукол! С самого начала моей работы в БГТК я поняла, что передо мной – звезда высочайшего уровня, я всегда издалека любовалась им и восхищалась. Я очень радуюсь, когда он обращается ко мне по спектаклю, с ним всегда приятно иметь дело и очень легко работать. Когда я создаю очередной образ, он заранее приходит знакомиться с куклой и потихоньку, осторожно, пробуя ее характер, начинает с ней работать. При этом он никогда не делает мне никаких замечаний, а сразу принимает результат и ищет к этой кукле подход, проверяет ее, нащупывает образ.
Я чрезвычайно рада тому, что работаю с таким замечательным артистом, считаю, что мне очень повезло! От всего сердца желаю ему крепкого здоровья, чтобы он еще долго служил в нашем театре и неизменно радовал нас своим присутствием!
***
Светлана ЗАХАРОВА, заведующая музеем БГТК:
– Я пришла в Башкирский государственный театр кукол сравнительно недавно, работаю лишь первый год, но уже успела проникнуться чувством огромной приязни к Айрату Акрамовичу. По роду моей деятельности мне часто приходится проводить экскурсии по театру, многие из которых завершает мастер-класс от Айрата Ахметшина. Эти мастер-классы я всегда смотрю вместе со зрителями с огромным удовольствием! Периодически он в шутку «выгоняет» меня, говоря: «Зачем каждый раз сидишь и меня слушаешь? Привела зрителей и иди по своим делам». Но я никогда не ухожу, мне самой невероятно нравится наблюдать за ним. Игра Айрата Акрамовича – это пример высочайшего профессионализма. Его очень интересно слушать, смотреть, как он виртуозно работает с куклами. Каждый раз я открываю для себя что-то новое.
На своих мастер-классах он дарит зрителям большую радость, и я очень хочу, чтобы он проводил их еще много-много лет, и чтобы наша публика открывала для себя искусство театра кукол именно благодаря Айрату Ахметшину, чтобы он посвящал их в секреты своей профессии, знакомил со столь необычным театром. Наши гости всегда принимают его с огромным вниманием, удовольствием, причем восхищаются им как маленькие зрители, так и большие, и порой даже неясно бывает, кого из них это таинство завораживает больше.
***
Ольга ШАРАФУТДИНОВА, заслуженная артистка России, народная артистка Башкортостана:
– Айрата Акрамовича считаю своим учителем. Когда я только пришла работать в театр, он уже был один из главных здесь артистов, который восхищал нас, студентов, мастерством кукловождения. Когда я, исполненная восторга, спрашивала мэтра, как это у него так получается, он даже терялся и говорил, что, мол, не знает… У него кукловождение шло от сердца, он не анализировал то, что делал, а работал душой, интуитивно. Анализ к нему пришел позже. Всю мою творческую жизнь я за ним наблюдала, открыв рот, даже если я не была занята в спектаклях, всегда приходила смотреть, как он работает, и это уникальное мастерство я старалась впитать в себя.
Как партнер он может бесконечно озорничать, смешить нас, импровизировать. Легендарный спектакль «Золотой цыпленок», в котором он играл Волка, можно смотреть бесконечно. Каждый раз он играет его по-новому, не теряя при этом сути образа и постановочной задачи. Это же надо еще умудриться – каждый раз играть с новыми оттенками, используя новые краски!.. Так может только он!
Моими учителями были знаменитые Павел Романович Мельниченко и Владимир Михайлович Штейн, потрясающие артисты: Галина Мошкина, Рамиль Искандаров, Игорь Капатов... И конечно, Айрат Ахметшин! Это плеяда ярчайших звезд, оставивших невероятный след в театральном искусстве Башкортостана. Особенно ценно то, что Айрат Акрамович до сих пор в строю и ежедневно являет нам живой пример творческого долголетия. Поистине, путь его достоин восхищения!
Что касается чисто человеческих характеристик, то он всегда относился ко мне с особой теплотой, и я это чувствовала. Он мог меня и отругать за какие‑то проступки, с глазу на глаз сказать: ты делаешь что-то не так, он не скупился на замечания, связанные с творческими вопросами, и я нормально это воспринимала, не обижаясь и не впадая в уныние… Он всегда поддерживал меня, опекал, заботился, поступательно вел к каким-то вершинам, и я всегда чувствовала его поддержку. Айрат Акрамович – настоящий наставник. До сих пор у него болит душа за театр! Казалось бы, он уже всего достиг, живи себе да радуйся! Но нет, он всей душой переживает за театр, за то, каким БГТК будет дальше, постоянно держит руку на пульсе. Его неравнодушие порой просто поражает, в этом он пример всем нам!
***
Гузель МУХАМЕДЬЯНОВА, актриса БГТК:
– Когда я только устроилась в театр, Айрат Акрамович всегда и во всем меня поддерживал. Но это касалось не только меня, он, безусловно, поддерживал всех нас. Вместе со мной в театр пришли Альберт и Светлана Имамутдиновы, Илюза Мухитова, Альбина Давлетбакова… Все мы с первых дней чувствовали его теплое отношение, желание помочь нам. Во время репетиции к нему всегда можно было обратиться за советом, он очень радушно откликался, показывал, как работать с куклой, и никогда никому не отказывал. Айрат Акрамович – очень приятный в общении человек, всегда готов прийти на помощь не только в профессии, но и в жизни. Айрат Ахметшин – аксакал, настоящий бриллиант Башкирского государственного театра кукол. На совместных экскурсиях я всегда представляю его как «живую легенду нашего театра», а он в ответ лишь смущенно смеется. Но я все равно буду представлять его только так, наши зрители должны знать героев театра кукол в лицо! Пусть наш дорогой мэтр всегда остается таким же искрящимся, энергичным, лучезарным, и я хочу, чтобы мы работали с ним еще очень долго!
***
Руслан СУНАГАТУЛЛИН, водитель БГТК:
– В свое время я работал в театре кукол не только водителем, но и монтировщиком. По роду деятельности мне частенько приходилось ездить с Айратом Акрамовичем на гастроли, наблюдать за ним на сцене… Когда я присутствовал на его репетициях, он всегда много балагурил и по-доброму подшучивал над артистами, я всегда с огромным интересом за этим наблюдал, восхищаясь светом личности Айрата Акрамовича.
Искренне желаю юбиляру долгих лет жизни, крепкого здоровья, чтобы он и дальше проводил много времени в театре, учил молодых артистов, наставлял их и по-отечески опекал!
***
Екатерина КОЧУРОВА, заслуженная артистка Башкортостана:
– После кончины нашего учителя Павла Романовича Мельниченко, который был у нас мастером курса в Уфимском государственном институте искусств, мы стали называть себя «курс беспризорных гениев». Мы остались тогда без руководителя, и именно Айрат Акрамович взял на себя эту ответственность и довел нас до выпуска. Это была середина третьего курса, оставалось доучиться полтора года, и Айрат Акрамович бережно «подхватил» нас. С первых шагов он курировал «беспризорных гениев», как только мог, подстраховывал, поддерживал, проявлял настоящую отеческую заботу.
Помню, как в 1995 году Павел Романович и Айрат Акрамович вводили меня в спектакль театра «Про все на свете»… Артисты работали на сцене, а я должна была вживую исполнять песню и, как назло, постоянно забывала текст. Тогда Айрат Акрамович сказал грозно: «Катя! Еще раз забудешь – из спектакля вылетишь!» Это была настоящая шоковая терапия, и я моментально собралась. Айрат Акрамоваич где-то был мягким, а где-то проявлял строгость, и я безмерно ему за это благодарна. Признаться, «волшебный пендель» нам бывает очень нужен, особенно когда ты молодой и неопытный. В этом году было 30 лет, как мы поступили в институт, получается, 30 лет, как мы с Айратом Ахметшиным знакомы (он вошел в состав приемной комиссии на наших вступительных экзаменах).
Когда я училась, он всегда смотрел все наши спектакли, делал ценные замечания, но не жестко, безапелляционно, а по-доброму как-то, был очень терпелив к нам, я никогда не слышала от Ахметшина ни одного резкого слова. Мне было очень важно в начале пути ощущать рядом такое надежное плечо. Даже сейчас, уже будучи актрисой с определенным опытом, мнение старших товарищей для меня очень важно. Мне всегда нужен взгляд со стороны, неравнодушный, профессиональный, чуткий. Я очень благодарна Айрату Акрамовичу, что он до сих пор ко всем нам так бережен и благосклонен!
***
Надежда БЕЗЗУБОВА, актриса и режиссер БГТК:
– Иммерсивный спектакль «Удивительное путешествие во времени» – моя первая «взрослая» работа как режиссера, которую мы делали совместно с Сашей Верхоземским. Тогда ответственность за запись звукоряда всего спектакля (а спектакль строится на авторском тексте, который читает Айрат Ахметшин) легла на мои плечи. Мы сразу же определили, что текст должен читать Айрат Акрамович. Такой непростой опыт начинался для меня с работы вместе с такой актерской глыбой! Когда я в первый раз шла на запись, очень нервничала, волновалась, хоть и старалась себя не выдавать. У меня подкашивались ноги, я думала, а вдруг я сейчас приду, начну ему что-то объяснять, а он скажет: «Что за ерунду ты говоришь? Что за глупые задачи передо мной ставишь?», вспылит, встанет, уйдет, и спектакля не будет.
Эти мысли меня панически одолевали перед записью. Но когда мы зашли в студию, спокойно сели разговаривать, вдруг сам Айрат Акрамович поделился, что тоже очень волнуется и боится приступать к этой работе. Оказывается, ему тоже страшно, и он не знает, с чего начать! И когда мы, два волнующихся человека, со своими страхами, начали работать, то у нас вдруг так все гладко пошло с самого начала! Айрат Акрамович оказался просто идеальным артистом, у него не было ни грамма высокомерия, снобизма, заносчивости. Он был по-детски открыт, складывалось впечатление, что он как будто в первый раз все это делает, и он так мне доверился, что у нас с самой первой записи сложился очень теплый и плодотворный диалог. Айрат Акрамович выполнял все, о чем я его просила, и я получила от этой работы такое удовольствие, какое, наверное, никогда не получала ранее во время записи. Мы писали текст в студии долго, целый месяц, и каждый раз Айрат Акрамович так по-доброму, спокойно, терпеливо на все соглашался. Такого покладистого актера в процессе своей режиссерской практики я еще ни разу не встречала.
Мне кажется, это потрясающее качество для артиста – даже в таком почтенном возрасте так доверять начинающему режиссеру и так наивно, по-детски, с удовольствием все это выполнять. Я от всей души желаю Айрату Акрамовичу оставаться таким же удивительным человеком – чутким, честным к своей профессии, очень добрым! В нашем театре его все любят, пусть он помнит об этом! Долгих ему лет жизни, здоровья, творческих успехов! Я уверена – он еще сможет раскрыть свои новые грани! С юбилеем!
***
Рамиля КУБАГУШЕВА, народная артистка Башкортостана:
– С Айратом Акрамовичем вместе мы работаем уже 47 лет. Когда я пришла в театр, он был молоденький, веселый, всегда улыбался, а я – смешной девчонкой с косичками, мне тогда было всего 20 лет. Сейчас расскажу вам один случай, который тронул меня до глубины души и заставил взглянуть на Айрата Ахметшина совершенно по-особенному.
С 1987 года мы живем с ним в одном доме, в нем обретаются люди культуры и искусства – творческая интеллигенция. А в доме нашем есть подвал, из которого несколько окошек выходят на улицу. Через них бродячие мурлыки залезают в него с улицы и наоборот. Я к этому всегда относилась как к должному, как будто так и надо. Но однажды окошки кто-то заколотил. Дело в том, что за эти годы многие жильцы переехали в другие дома, и к нам заселился несколько иной контингент, далекий от культуры, и кому-то из них, видимо, не понравилось, что в подвале живут кошки.
Когда Айрат Акрамович это увидел, то поднял такой шум, организовал собрание жильцов и такой нагоняй нам всем устроил, всему дому! Как это так? Кто забил эти окна? Теперь кошки остались на улице! А тогда как раз начиналась зима… Некоторые стали ему возражать, мол, не нравится, забирайте их тогда к себе. На что он ответил: «Вы знаете, в каком доме вы живете? Здесь живут люди культуры и искусства! И как же вы потом будете смотреть людям в глаза, зная, что вы – люди культуры, избавились от несчастных кошек и они теперь замерзают на улице?!»
Признаюсь честно, я и не заметила, что окна были забиты. Айрат Акрамович преподал нам всем большой урок, когда он тогда с совершенно другой стороны открылся для меня – он один победил целый дом и заставил освободить эти окна! Я потом своим детям рассказывала эту историю, и они восхитились Айратом Акрамовичем.
Сегодня я часто вижу, как он кормит кошек, ищет их, следит за ними, переживает, если кто-то из его любимиц пропал, помнит, у кого из них должно быть пополнение… Все это говорит о нем как о человеке с чистой и светлой душой.
А еще у Айрата очень воспитанный сын – тоже Айрат. Айрат Айратович. Когда мы начинали работать в театре, у нас еще не было детей, дети начали рождаться позже, друг за другом, и так появлялись у нас на глазах дети театра, и все мы – одна большая семья. В этой семье не бывает чужих, мы знаем друг друга уже столько лет, взрослеем на глазах друг у друга. Сейчас Айрат Айратович уже взрослый, он тоже очень добрый, улыбчивый, приветливый, всегда здоровается, улыбнется, не оставит без внимания. Это очень приятно и ценно в наше время. Спасибо, дорогой Айрат, за твою любовь ко всему живому, за чудесного сына, за честность, справедливость и, конечно же, за твое мастерство и любовь к куклам, которую ты несешь нашим зрителям!
Опрос провела Диана ГАРАЕВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
6-12-2024 (0) Просмотров: 51 Номер: 85(13829) Версия для печати