Истинная Вера в красоту и всепобеждающую силу музыки
18 февраля исполняется 170 лет со дня рождения выдающейся пианистки, уроженки Уфы, Веры Викторовны Тимановой. Она входила в число лучших исполнителей второй половины XIX – начала XX века. Имя пианистки было популярно в России и за ее пределами.
Тиманова на протяжении многих лет с постоянным успехом концертировала по Европе и России. Современники отмечали ее техническое мастерство, красоту звучания, стилистическую точность и смысловую наполненность. Особым расположением пользовалась Вера Викторовна у «короля пианистов» Ференца Листа. Она была его ученицей более десяти лет. Лист ценил Веру и обращался к ней «моя великая артистка», «прославленная», «Вериссима». На одном из уроков он однажды сказал Тимановой: «Если вы так сыграете в концерте, то какие овации вам ни делали, это будет меньше, чем вы заслуживаете». Высоко оценивалась игра пианистки и одним из лучших музыкантов своего времени, основателем Петербургской консерватории Антоном Рубинштейном. «Посылаю Вам блестящую пианистку», – писал он парижскому антрепренеру. Восторженные отзывы получала игра Тимановой от Петра Чайковского, посвятившего ей свою пьесу «Юмористческое скерцо»; от композиторов Александра Бородина, Милия Балакирева и других выдающихся деятелей культуры того времени.
…Детство будущей звезды прошло в Уфе. Ее мать происходила из местного дворянского рода Мисайловых. Семье принадлежало поместье на землях нынешнего села Подымалово Уфимского района. Дед пианистки дослужился до чина надворного советника на должности помощника уфимского почтмейстера. Бабушка – дочь Александра Карловича Фока, владельца земель в Бирском и Уфимском уездах, приходилась сестрой декабристу Александру Фоку. Предком Веры Викторовны по материнской линии был русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков. Его мать приходилась двоюродной сестрой прабабушке Тимановой. Отец пианистки был переведен по службе в Уфу из Казани и трудился в Казенной палате.
Когда Вере было 3 года, мать обнаружила у дочери отличный слух. В доме был рояль, на котором девочка подбирала услышанные песни мелодически верно. Когда ей исполнилось 6, для уроков была приглашена уфимский педагог Клавдия Ивановна Игнатович. Занятия шли успешно, и к 8 годам юная ученица исполняла довольно трудный для этого возраста репертуар. Вскоре в Уфу был сослан польский музыкант Людвик Новицкий, и наставница Веры передала обучение ребенка в его руки. Под профессиональным руководством Новицкого успехи Тимановой стали более значительными. В январе 1865 года 9-летняя Вера впервые выступила на сцене. Весть о девочке-вундеркинде быстро распространилась по городу, и публика наполнила зал. «Успех был полный, и я заработала мою первую тысячу рублей», – вспоминала позднее Вера Викторовна. С этого первого уфимского концерта и началась ее долгая успешная карьера.
Добавлю, что ряд зданий в Уфе связаны с именем Тимановой. Прежде всего это Спасская церковь, построенная в городе в 1845 году и расположенная на улице Октябрьской Революции. Здесь в 1854-м венчались будущие родители пианистки, а через год крестили ее саму. Также в этот список входит Мемориальный дом-музей Сергея Тимофеевича Аксакова. В стенах этого особняка жила у своего дяди – деда писателя – прабабушка пианистки Прасковья Михайловна.
А еще в данном перечне – несколько зданий, связанных с уфимским меценатом, золотопромышленником Иваном Федоровичем Базилевским, например, дом по улице Пушкина, 90, в котором расположился ныне Уфимский НИИ глазных болезней. Базилевский финансово помогал семье Тимановых после скоропостижной смерти от чахотки отца пианистки. В то время мать Тимановой осталась практически без средств к существованию с четырьмя дочерями на руках, старшей из которых, Вере, исполнилось всего 5 лет. Благотворитель оплачивал учебу девочки в Уфе, затем в Петербургской консерватории, далее в Берлине, где Тиманова занималась у одного из лучших пианистов своего времени Карла Таузига. «…Если бы блестящая аттестация моих способностей, сделанная Рубинштейном, не заинтересовала Базилевского, я, может быть, пропала бы для искусства», – вспоминала Вера Викторовна…
Особую роль в жизни Тимановой сыграло здание Дворянского собрания, в котором сейчас размещен Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова. В его зале 9-летняя Вера впервые в своей жизни выступила публично, сыграв с оркестром концерт Моцарта. Следующее выступление Тимановой на этой сцене прошло с благотворительной целью. В феврале 1868 года, 13-летняя, она дала концерт, сбор от которого предоставлялся страдающим от голода жителям. В 41 год, будучи уже прославленным мастером и мировой знаменитостью, Вера Викторовна снова играла в зале Дворянского собрания. «Губернские ведомости» писали: «Шумные, продолжительные вызовы и аплодисменты были наградой нашей дорогой гостье, уфимской уроженке, которая оставит в сердцах уфимцев, любящих и ценящих высокую музыку, светлую, отрадную и благородную память».
Уфа продолжает помнить о своей знаменитой землячке. В феврале нынешнего, юбилейного для пианистки года в нашем городе планируются лекции-концерты, посвященные Вере Тимановой, а в апреле пройдет уже девятый конкурс ее имени, получивший ныне статус Всероссийского.
Лена САЙФУЛЛИНА, лауреат международных конкурсов.
В качестве иллюстрации к материалу использована фотография из европейского архива – Государственной библиотеки Мекленбурга – Передней Померании в городе Шверин.
В качестве иллюстрации к материалу использована фотография из европейского архива – Государственной библиотеки Мекленбурга – Передней Померании в городе Шверин.
14-02-2025
(0) Просмотров: 23 Номер: 10(13845) Версия для печати