О книге Аксакова, пережившей блокаду Ленинграда…
В выпуске «Вечерней Уфы» №6 от 31 января был опубликован материал «Книга стала источником жизни», в котором рассказывалась история одной прекрасной женщины, перенесшей в юные годы блокаду Ленинграда. Речь в публикации шла и о книге Сергея Тимофеевича Аксакова, которая давала героине материала силы выжить в нечеловеческих условиях. Девушка дождалась снятия блокады, встретила Победу и со временем стала работать в научно-просветительском отделе Государственного Эрмитажа. Имя ее – Ирина Алексеевна Куреева. Зная, благодаря друзьям нашего Дома-музея С.Т.Аксакова, о том, как ценят и берегут его сотрудники любую деталь, связанную с автором «Семейной хроники», Ирина Алексеевна, пользуясь случаем, передала в старую дворянскую усадьбу в Уфе книгу Сергея Тимофеевича, которая в каком-то смысле спасла ей жизнь.
В дни торжеств, посвященных 81-й годовщине снятия блокады Ленинграда, «Вечерка» попросила сотрудников Дома-музея писателя поделиться на страницах газеты невероятным фактом… Ирина Алексеевна к этому времени, увы, уже ушла в надмирное пространство, и в истории этой оставались белые пятна… Тем не менее материал тепло был принят и коллективом «ВУ», и читателями газеты. Дом-музей разместил текст публикации на своих страничках в соцсетях, и вот… спустя несколько дней на электронную почту музея пришло письмо, свидетельствующее о том, что сотрудники Государственного Эрмитажа были очень тронуты тем, что в «Вечерней Уфе» был опубликован рассказ об их старейшей сотруднице. На связь с уфимскими музейщиками вышла кандидат культурологии Наталья Анатольевна Сидорова, работающая в отделе межмузейных коммуникаций Историко-информационной службы Государственного Эрмитажа. Она лично знала Ирину Алексеевну, поэтому помогла восполнить пробелы в истории, изложенной в газете.
…Прежде всего книга Сергея Тимофеевича Аксакова, пережившая блокаду вместе с юной тогда Ириной Куреевой, была семейной реликвией. Ею за примерное поведение и отличные успехи была награждена мама Ирины Алексеевны, Мария Володимерова, – по окончании 4-го класса Порховской гимназии (Псковской губернии). В Порхове у них была своя усадьба. Мария Володимерова впоследствии окончила Ксенинский институт благородных девиц в Санкт-Петербурге. Со своим будущим супругом Мария Николаевна познакомилась в ее родном городе, куда он, ленинградский землемер Алексей Карпов, был направлен для работы. К сожалению, отец Ирины Алексеевны погиб в начале Великой Отечественной. Мама работала в госпитале и блокаду пережила. А вот ее родная сестра Тамара Николаевна Володимерова, капитан медицинской службы, прошла всю войну, но умерла вскоре после ее завершения…
…Эпизоды блокадной жизни города на Неве, поведанные Ириной Алексеевной Куреевой, – это лишь отдельные моменты, которые складываются в мозаику будней – очень тяжелых и жестоких, героических будней Ленинграда.
Вспоминая это время, она рассказывала о том, что в их семье жила няня – немка, и как они прятали ее от посторонних глаз, а потом после смерти нянечки аккуратно зашили тело в ткань, так как гробов уже в первые месяцы блокады стало не хватать; и о том, как старались уберечь кота, но он, видимо, в поисках еды (есть клейстер, которым поддерживали силы люди, он не мог) сбежал из квартиры, и больше его никто не видел… Так как в Ленинграде животных не осталось, после снятия блокады в доме появился котенок, привезенный с фронта и названный Фронтиком; он прожил в семье много лет, до глубокой кошачьей старости.
Воскрешая в памяти прошлые события, Ирина Алексеевна рассказывала, как она вместе с другими детьми тушила зажигалки на крышах домов; участвовала в концертах, проходивших в госпиталях, во время которых раненые солдаты плакали, видя истощенных детей и, наверное, вспоминая своих; старались прозрачных от голода концертантов подкормить и тем самым спасли не одну жизнь.
Ирина Алексеевна приводила примеры и курьезных случаев: как они всем классом сбежали с урока немецкого языка, и им за это ничего не было! Или как они с подругой на радостях по поводу снятия блокады по-взрослому отметили это событие – глотнули медицинского спирта, от чего у них закружилась голова и подкосились ноги.
Победу Ирина Алексеевна встретила шестнадцатилетней девушкой. Потом была учеба в Ленинградском государственном университете имени А.А.Жданова, а с 1957 года она начала работать в научно-просветительском отделе Государственного Эрмитажа. До сих пор добрым словом эту замечательную женщину вспоминают те, кто когда-то в детстве и юности посещал Школьный центр и так любил ее увлекательные занятия, предназначенные для образования и воспитания старшеклассников и студентов и открывавшие им удивительный мир культуры.
Галина КУЗИНА,
научный сотрудник Мемориального дома-музея С.Т.Аксакова.
Фото Ирины Алексеевны Куреевой предоставлено автором.
научный сотрудник Мемориального дома-музея С.Т.Аксакова.
Фото Ирины Алексеевны Куреевой предоставлено автором.
14-02-2025
(0) Просмотров: 6 Номер: 10(13845) Версия для печати