$ - 81.5018
€ - 87.5697

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Храним мы дух великого Рудольфа



В понедельник, 17 марта, в Уфе стартует XXV Международный фестиваль балетного искусства имени Рудольфа Нуреева. Как всегда, публику ждут сюрпризы, выступления ярких танцовщиков, интересные встречи, выставки… И безусловно, это еще и повод напомнить интересную историю рождения уникального форума.
В 1993 году Юрий Николаевич Григорович приехал в Башкирский государственный (ныне – академический) театр оперы и балета со своей молодой труппой «Григорович-балет». В день рождения Рудольфа Нуреева, 17 марта, Мастер прямо со сцены рассказал о своей дружбе с великим танцовщиком и предложил считать эти гастроли первым фестивалем памяти Рудольфа Хаметовича, а также проводить такие праздники ежегодно во славу танца. Так с легкой руки Мастера и повелось…
Театром в то время руководила талантливая, сплоченная команда единомышленников – директор Радик Гареев, художественный руководитель балетной труппы Шамиль Терегулов, главный дирижер Валерий Платонов. Они и вывели театр из застоя второй половины 1980-х годов, к тому моменту уже прошло два фестиваля оперного искусства «Шаляпинские вечера в Уфе» с участием звездных солистов Большого, Мариинского и других театров России и СНГ. Преданные театру, искусству, они вдохновенно поддержали и материализовали идею Юрия Николаевича.
Нуреевский фестиваль стал известен за пределами Башкортостана, приобрел статус международного. В 2003 году он был включен в общероссийскую культурную программу. Почетный президент фестиваля – Юрий Григорович. Многие российские и зарубежные артисты почитают за честь выступить на родине Бога танца, на сцене, которая помнит его юношеский полет и вдохновение. В разное время здесь побывали танцовщики из Бразилии, Италии, Германии, Испании, Бельгии, Франции, Японии, а также из лучших театров России и стран ближнего зарубежья.

Вспоминая уфимские Нуреевские фестивали, я восхищаюсь и радуюсь: сколько интересных, порой уникальных личностей и коллективов побывало у нас. Уфимские балетоманы каждый год получали приятнейшие сюрпризы. Не выезжая из родного города, они наслаждались искусством мировых звезд. Выступали целые десанты и отдельные танцовщики Большого, Мариинского театров, солисты Московского театра классического балета Натальи Касаткиной и Владимира Василёва, артисты с Украины, из Латвии, Казахстана… В рамках фестивалей состоялись гастроли «Русского балета» Вячеслава Гордеева, Кремлевского балета, египетской балетной труппы Cairo Opera House, труппы Modern из Италии. Пермский театр преподнес незабываемый подарок в виде балетов Джорджа Баланчина и Джерома Роббинса.
Перечислить имена всех российских и зарубежных звезд, выступивших в спектаклях и гала-концертах наших фестивалей, просто невозможно. Расскажу лишь о некоторых, особенно памятных.
Одними из первых зарубежных гостей были солисты Бельгийского Королевского балета Ксиомара де ля Каридад Риес Лопес и Ринат Имаев, выпускник Вагановского училища, бывший артист Кировского театра, племянник незабвенной Фирдаус Нафиковой. Трепетный дуэт гостей в «Жизели» пришелся по душе и публике, и критикам. Кроме всего, они оказались приятными, общительными и открытыми собеседниками. Я проводила для них экскурсию по городу и помню, как восхитили Ксиомару деревянные дома на улице Фрунзе, резные узоры наличников, ставен. Она никогда ничего подобного не видела…
В середине трудных 90-х порой на фестивали элементарно не хватало средств, тогда проводили спектакли памяти Нуреева. Но зато какие спектакли! В 1996 году это была «Сильфида» с Жанной Аюповой. Она стала партнершей Рудольфа в двух представлениях знакового для него балета на Мариинской сцене во время известного приезда в Ленинград в ноябре 1989 года.
Сначала я думала, что Рудольф Нуреев выбрал в партнерши Жанну главным образом потому, что балерина сия – подопечная его давнего друга Нинели Александровны Кургапкиной, с которой он танцевал в Кировском театре ведущие партии классического репертуара. Но когда увидела Жанну на сцене, поняла: заметив ее во время зарубежных гастролей Мариинки, Король танца не мог не плениться тогда совсем юной Принцессой.
Я встретилась с балериной в день ее приезда. После репетиции в балетном зале мы сидели прямо на матах и проговорили больше двух часов. Жанна рассказала, каким она увидела и восприняла гения танца, каким замечательным партнером он оказался, как комфортно было с ним танцевать… И о многом другом.
А на следующий день был спектакль. Жанна-Сильфида порхала по сцене как настоящий дух стихии воздуха, олицетворяя романтическую идею прекрасной, но хрупкой мечты, не выдерживающей не то что грубого, а просто неосторожного прикосновения. И солисты (в партии Джеймса – Бахрам Юлдашев), и кордебалет танцевали вдохновенно, как и подобает на таком празднике. Зрители, судя по аплодисментам, тоже оценили. Ветерок пролетел, оставив нам свое легкое дыхание…
Сложилась красивая традиция – открывать Нуреевский фестиваль премьерой. На VII форуме в 2001 году в премьерной постановке «Спящей красавицы» (балетмейстер Шамиль Терегулов) впервые на уфимской сцене выступила солистка парижской «Гранд-опера» Карин Аверти. Воспитанница Рудольфа, она выходила с ним на сцену, участвовала во всех его постановках, и театр пригласил ее на партию Авроры. Ранее Карин танцевала «Спящую» только в хореографии Нуреева и осваивала новое для себя прочтение в течение считаных часов. Поэтому технически чувствовала себя не очень уверенно. Для столь хрупкого создания усталость и волнения не прошли даром. Но она продемонстрировала школу, отличную от нашей, элегантный стиль и своеобразную пластику, музыкальность. Критик из Екатеринбурга Марина Борисова, побывавшая на самых престижных оперных и балетных фестивалях мира, призналась, что замирала от огромного эстетического наслаждения, которое доставлял ей танец француженки. К тому же будоражила сама мысль о том, что Карин общалась с Рудольфом Нуреевым, танцевала с ним и в его балетах. Нет, она не производила впечатления живой реликвии, выписанной из Парижа. Нельзя было не увидеть, не почувствовать балерину с большим сценическим опытом, владеющую стилем и техникой ведущих хореографов мира. И вообще, двадцать лет в «Гранд-опера» – это не шутка! Впервые в Уфе выступила танцовщица такого класса. Сенсация! На что, собственно, и рассчитывали организаторы фестиваля.

Вспоминается и красивый эпизод фестиваля 2003 года. Гостем был Рене Сирвен из Франции, балетный критик с мировым именем. Он дружил с Рудольфом и много слышал от него о Зайтуне Насретдиновой. Еще до встречи в Уфе он прислал ей программу вечера памяти Нуреева на международном фестивале танца во Франции с восторженной надписью: «Госпоже Насретдиновой, которой Париж не имел счастья аплодировать, но которую знает весь мир благодаря восхищению ее мастерством Рудольфа Нуреева…» Рене Сирвен был счастлив увидеть живую легенду, а Зайтуна Агзамовна стала настоящей героиней фестиваля. Кроме того, месье Сирвен увидел фильм-балет «Журвлиная песнь», где Зайтуна Насретдинова блистательно исполнила роль Вожака журавлей, был покорен и увез киноленту с собой во Францию.
Для меня памятен XIII Нуреевский. Он открылся презентацией моей книги «Гран-па башкирского балета» и премьерой «Бахчисарайского фонтана» в постановке Шамиля Терегулова.
Храню яркие впечатления от выступлений и общения с танцовщиками из Испании Лаурой Ормигон и Оскаром Торрадо. Приверженцы классического танца, они пять лет подряд (2006, 2007, 2008, 2009, 2010) приезжали к нам на Нуреевские фестивали. Шамиль Терегулов дружил, сотрудничал с ними, приглашал их, а они – его. Шамиль Ахмедович давал мастер-классы в Испании. Лаура и Оскар выступили у нас в балетах «Дон Кихот», «Баядерка», «Спящая красавица», «Кармен-сюита», в гала-концертах. Два раза приезжали, когда Шамиля Ахмедовича уже не стало...
…Несколько лет подряд из Израиля приезжал Яков Лившиц, известный танцовщик, балетмейстер, наш земляк, колоритная личность, друг Шамиля Терегулова и Леоноры Куватовой. Театралы старшего поколения помнят его по уфимской сцене. В 50-х годах был прекрасный дуэт – Набиля Валитова – Яков Лившиц. Рудик Нуреев восхищался прыжками Лившица, они дружили в Уфе и позже в Ленинграде, когда Яков был солистом Малого оперного театра (ныне Михайловского). В 2009 году Яков Захарович поставил для наших Ильдара Маняпова и Гульсины Мавлюкасовой изумительный номер - дуэт Адама и Евы из своего балета «Сотворение мира», и он успешно был представлен в фестивальном гала-концерте.
Незабываем Дину Тамазлакару из Германии. Он, неоднократный гость наших фестивалей, стал истинным любимцем публики. Уверена, многие помнят его обаятельный номер в современной хореографии «Буржуа», исполняемый в гала-концертах. Дину, а также Морихиро Ивата и Андрей Евдокимов из Большого театра в спектаклях и гала танцевали в дуэтах с нашими балеринами Еленой Фоминой, Гузелью Сулеймановой, Гульсиной Мавлюкасовой.
О многом еще хотелось бы рассказать… О том, как радостно мы встречали воспитанников Башкирского хореографического училища, танцующих на престижных сценах всего мира. Наталья Сологуб, любимая ученица Леоноры Куватовой, стала солисткой Мариинского театра, танцевала в Дрездене. Как гостья она выступила в наших «Жизели» и «Баядерке» (Никия).
Один из фестивалей подарил мне дружбу с удивительной женщиной Любовью Петровной Мясниковой, в девичестве – Любой Романковой, подругой Рудика с ленинградских лет до последних дней его жизни.
Отмечу, что литературная часть театра всегда была среди организаторов и координаторов фестивалей. Мы устраивали художественные и фотовыставки, опекали приглашенных артистов, критиков, знакомили с театром, городом, брали интервью, писали очерки, зарисовки, все публиковалось в республиканских СМИ, театральном журнале и театральной газете «Аксаковский дом», приглашали телекорреспондентов, проводили пресс-конференции, круглые столы, выпускали красочные буклеты, программки. Ныне разложила перед собой буклеты, выпущенные за время моей работы в театре. Первый – листочек, сложенный пополам. Последние – 56-страничные, можно сказать, книжки с богатым иллюстративным материалом, эстетично, художественно оформленные талантливым Айратом Терегуловым. Буклет XVIII фестиваля, открывшегося в присутствии Главы Башкортостана балетом Григоровича «Корсар», восхитил самого Юрия Николаевича.
Нельзя не упомянуть, что с самого начала в программу фестивалей включались выступления учащихся нашего хореографического училища, ныне Башкирского хореографического колледжа имени Рудольфа Нуреева, а также отдельные номера и училищные спектакли. Например, VIII фестиваль открылся премьерой балета БХК «Белоснежка и семь гномов» на музыку Карэна Хачатуряна.
…В настоящее время руководство театра, художественный руководитель фестиваля и балетной труппы, носящей имя Рудольфа Нуреева, народная артистка России Леонора Куватова стремятся держать высокую творческую планку, поддерживать престиж и репутацию нашего фестиваля. Гости – танцовщики, критики, продюсеры – отмечают необыкновенную балетную ауру столицы Башкирии. Звезды балета признаются: перед выходом к залу каждый раз испытывают трепет и волнение от мысли, что именно на этой сцене Нуреев сделал первые шаги к мировой славе.
Нынешний юбилейный фестиваль 17 марта, в день рождения Рудольфа Нуреева, откроет жемчужина национальной хореографии балет «Журавлиная песнь» Льва Степанова, Загира Исмагилова, в хореографии Нины Анисимовой (с участием Файзи Гаскарова и Халяфа Сафиуллина). Балет судьбоносный для Рудольфа Нуреева: семилетним мальчиком он увидел его и был потрясен волшебством искусства балета, мастерством солистов. Особенно его воображение поразила Зайтуна Насретдинова, которую он и в зрелом возрасте назвал прекрасной башкирской балериной. Именно в тот момент родилась его мечта стать танцовщиком. В 1955 году Рудольф Нуреев выступил в балете «Журавлиная песнь» в эпизодической роли Джигита на Декаде башкирской литературы и искусства в Москве, был замечен специалистами и получил путевку в лучшую балетную школу мира.
Не случайно «Журавлиная песнь» входит в программу практически каждого фестиваля. Но нынешнее представление будет особенным. Впервые партию главной героини Зайтунгуль исполнит приглашенная солистка – прима-балерина Мариинского театра Рената Шакирова. Это очень сложно – войти не просто в хрестоматийный спектакль, как, скажем «Жизель», который во всем мире танцуют одинаково, а освоить специфическую, с национальным колоритом хореографию. Мы Ренату знаем, она не в первый раз участвует в уфимских фестивалях, и от всей души желаем ей успеха. Ее надежными партнерами станут премьеры башкирского театра Рустам Исхаков (Юмагул) и Сергей Бикбулатов (Арсланбай).
Итак, 2025 год, стартует двадцать пятый Нуреевский. В добрый час!
Нина ЖИЛЕНКО.
НА СНИМКАХ: фрагменты фестивалей разных лет.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ и из открытых источников.

Дата создание новости 14-03-2025   Комментарии (0)   Просмотров: 145     Номер: 18(13853)     Версия для печати

18 марта 2025 г. №19(13854)


«    Март 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.