ПЕРСОНА ГРАТА
Территория счастья Любови Буториной
Поздравления, как россыпь драгоценных камней, букеты, благоухающие признанием, встречи, словно глоток свежего воздуха, интервью, распахнутые двери на главные телеканалы республики… Счастливый вихрь триумфа закружил заслуженную артистку Башкортостана, солистку Башкирского государственного академического театра оперы и балета Любовь Буторину. И это не случайность, а заслуженная награда за талант и преданность искусству. Ей присуждена высшая театральная премия России «Золотая Маска» в номинации «Лучшая женская роль» за блистательное исполнение партии Танкабики в опере Салавата Низаметдинова «В ночь лунного затмения» по трагедии Мустая Карима, представленной в смелой и оригинальной режиссерской интерпретации Лейсан Сафаргуловой.
Что чувствует артист в миг такого триумфа? Конечно, это восторг, гордость, опьяняющее чувство признания, которое окрыляет для новых свершений, дает энергию, свободу и уверенность в своих силах. Это момент, когда все пазлы складываются в единую картину, и артист понимает, что его труд оценен и награда – тому подтверждение.
...Я знаю Любу с первых дней ее работы в театре. В начале сезона 2006 года ее представил мне Салават Ахметович Аскаров, легендарный бас и чуткий педагог:
– Знакомьтесь: моя ученица, Любовь Буторина!
Я помню ее первые шаги на сцене, волнение перед дебютами и премьерами… Сейчас, окидывая мысленным взором ее творческий путь, я поражаюсь: почти четверть века, отданных вокальному искусству!
Ее невозможно не заметить. Высокая, статная, с царственной осанкой и открытым, лучистым взглядом… Любовь Буторина артистична в каждом жесте, в каждой детали. А на сцене ее облик преображается, одухотворенный голосом, богатым тембрами, оттенками, чувственным и волнующим. Ее путь в вокальное искусство был тернист, и поэтому так ей дорог.
Профессиональная карьера Любови Буториной началась в 2001 году в музыкальном лектории Нефтекамского филиала Башкирской государственной филармонии. А после окончания Уфимской государственной академии искусств имени Загира Исмагилова (класс заслуженного артиста России, народного артиста Башкортостана, лауреата Государственной премии РБ имени С.Юлаева Салавата Аскарова) она стала солисткой оперной труппы БГТОиБ. Люба гордится этим званием. И она счастлива! В ее семье незримо присутствует Прекрасная дама – Опера. Она органично вошла в их жизнь, наполняя ее духовностью и вдохновением, не нарушая притом гармонии быта.
Любовь Буторина исполнила практически все партии меццо-сопрано в репертуаре театра. В «Снегурочке» она – красавица Весна, щедрая на добро и материнскую любовь, в «Князе Игоре» – страстная половецкая дева Кончаковна, пленившая сердце русского княжича, в «Евгении Онегине» – озорная Ольга, еще не познавшая истинных чувств, в «Фаусте» – преданный Зибель, в «Летучей мыши» – лукавый и гостеприимный Орловский… И конечно, Кармен, отдавшая жизнь за свою свободу… Дорабелла («Школа влюбленных» Моцарта), Эдна, Ева («Как я люблю тебя» Салавата Низаметдинова)… И еще, еще…
Сколько волнений было перед премьерой оперы «Геракл» Генделя! Но она блестяще справилась с партией Деяниры, освоив новый вокальный стиль и наполнив образ точностью и выразительностью.
Любовь Буторина восхитительна в опереттах и детских спектаклях. Ее обширный камерный репертуар покоряет сердца слушателей на концертах и в музыкальных гостиных.
В творческом багаже певицы около тридцати партий, и в каждой – бесценный профессиональный опыт, частица души и неповторимый взгляд на музыкальный образ, что говорит о ее яркой художественной индивидуальности.
В 2014 году Любовь Буторина стала лауреатом первой премии на Открытом всероссийском конкурсе вокалистов имени Наталии Шпиллер «Шедевры русской музыки» в Москве.
Независимость и самодостаточность, сильный характер сквозят в каждом слове Любы, когда она говорит о жизни и искусстве…
– Мне хотелось бы петь так, – делится певица, – чтобы зрители прочувствовали эмоции и переживания моей героини, вспомнили какие-то си-туации из своей жизни, сопереживали. И конечно, наслаждались красотой музыки, голоса… Для меня эталон – Елена Образцова. Однажды я слушала ее из зала. Уже в зрелом возрасте она пела Графиню в «Пиковой даме» и Любашу в «Царской невесте». Неподражаемая энергетика, бешеный темперамент! И какое перевоплощение! Любаша – юная, чистая, и голос – девичий. А Графиня – старуха, дряхлая, страшная… И голос звучит совершенно иначе. Это высший пилотаж. Слушая ее, отключаешься от реальности, забываешь о суете, растворяешься в музыке, в образе…
С Валерием Игнатьевичем Платоновым в Перми Люба спела Любашу. «Я обожаю Римского-Корсакова, а Любаша – одна из моих любимых партий, – рассказывала певица. - Еще в институте на госэкзамене я пела ее. Мне поставили «пять с плюсом», а Миляуша Галиевна Муртазина поздравила: «Это была словно настоящая Любаша!»
Люба сожалела, что в театре не идет «Царская невеста», но ее мольбы были услышаны: в 2017 году состоялась премьера этой великой оперы Римского-Корсакова, и певица блистательно исполнила сложнейшую вокально и психологически партию своей тезки – Любаши.
Певица покорила еще одну оперную вершину – партию Иоанны в опере Чайковского «Орлеанская дева». «Бедная, сильная, слабая Иоанна, – написала Люба после премьеры, – не смогла устоять, поддалась чувствам, сгорела, но познала любовь! Жертвенная партия! Спасибо, Господи, что она была в моей творческой жизни!»
А репертуар растет и обогащается: Дульсинея в «Дон Кихоте» Массне, Любава в «Садко» Римского-Корсакова, Герцогиня Мальборо в мюзикле Журбина «Ваш ход, королева!»… И еще одна роль – матери в опере Александра Чайковского «Рубеж» о тружениках тыла в годы Вели-кой Отечественной войны, которая тронула сердце певицы и не оставила равнодушными слушателей.
Кажется, для нее не существует ни вокальных, ни артистических, ни философских преград. Каждая роль – частица ее души. Будь то Ольга или старшая Ларина, Любаша или Жанна д'Арк, Кончаковна или Любава… Творческим взлетом стала Кармен в новой редакции оперы Жоржа Бизе. Любимы ею героини в опереттах Кальмана, Легара, Оффенбаха. Неисчерпаем камерный репертуар. Она – любимица публики, получившая всеобщее признание.
Последние несколько сезонов были для певицы особенно плодотворными и сложными, но принесли истинное творческое счастье, о чем она не раз признавалась в своих публикациях в социальных сетях.
Прежде всего, это новая встреча с замечательным маэстро Валерием Игнатьевичем Платоновым, которого она хорошо помнит по совместной работе в годы его руководства театром; и партия Танкабики, главной героини оперы Салавата Низаметдинова «В ночь лунного затмения». Сначала было концертное исполнение, а затем – кропотливая работа над сценическим воплощением. Опера известна уфимскому зрителю с середины 1990-х годов в постановке Рустэма Галеева. Казалось, придумать что-то новое невозможно! Лейсан Сафаргулова, молодой, но уже заявивший о себе талантливый режиссер, предложила театру свою оригинальную интерпретацию оперы. Благодаря онлайн-трансляциям, которые велись с первых сценических репетиций, зрители смогли заглянуть в творческую лабораторию певицы и всей постановочной команды и увидеть, в каких муках и радостях рождается новое творение.
Любовь Буторина пела Танкабику в обоих премьерных спектаклях. Без слова «потрясение» здесь не обойтись. Люба сделала свою героиню центром внимания. Помимо дикости законов шариата, зрителей потрясла трагедия женщины со сложной судьбой, которая лишь в конце осознала свои ошибки, коварство и жестокость древних предрассудков и право человека на свободу выбора. Голос, мимика, пластика певицы – все передавало страдания Танкабики и ее запоздалое раскаяние. Но толпа в своем безумии не приняла его. Гибель героини в финальной сцене, сопровожда-емая изумительным звучанием симфонического оркестра, поражает зрителя силой трагических нот. Любовь Буторина – единственная исполнительница партии Танкабики. В последующих спектаклях образ ее становился все глубже и выразительнее. Музыка, по признанию певицы, буквально поглотила ее, драматургия потрясала. Она не играла, а жила жизнью, чувствами и переживаниями своей героини.
«Есть партии, о которых мечтаешь, ждешь, – признается Люба, – а есть неожиданные подарки судьбы, которые становятся знаковыми… С трагедией Мустая Карима я была знакома давно, а музыку не знала совсем. Но с первого знакомства влюбилась в нее! Она гениальна, трогает душу и сердце. Постановочный процесс был счастьем, сплошным творчеством и поиском! Я благодарна Лейсан Сафаргуловой за предложение спеть эту партию, спасибо ей за веру в нас, за спокойную и творческую атмосферу. Маэстро Валерий Игнатьевич Платонов – это глоток свежего воздуха. Как он работал! Сколько нюансов подсказано, сколько мелочей! Неистово добиваясь своего, он так горел работой, что зажигал всех вокруг. Хотелось прийти на следующую репетицию и сделать еще лучше. Не хватит слов, чтобы описать те чувства счастья, которые я испытываю! Спасибо коллегам, спасибо всем цехам за поддержку и совместную работу! Спасибо концертмейстеру Вале Галинченко за ее мастерство и талант! И спасибо моей дорогой Эльвире Фатыховой за умение выразить голосом прекрасную музыку! Я не спела бы эти сложнейшие партии без нее. Как-то очень важны были ее школа, подход ко мне. Она гениальный педагог, оттачиваю все до сих пор именно с ней. И даже в Москву на этот столь важный для меня спектакль Эльвира летала со мной. Она незаслуженно редко упоминается как педагог многих наших солистов. И спасибо моему мужу за его терпение!..»
Заботы и чувства матери, понимание ответственности знакомы моей героине не понаслышке. Она сама преодолела немало трудностей, поднимаясь по ступеням профессионального роста. С самого начала, когда сомневалась – поступать или не поступать в творческий вуз. Мечта стать опер-ной певицей взяла верх, и она, оставив маленькую дочку на попечение мужа, отправилась за своей грёзой и поступила. С рождением сына прибавилось хлопот… Как совмещать, как преодолевать… Кому, как не ей, понять боль и переживания Танкабики! Для нее это современная женщина, понятная и близкая в своих мыслях и поступках. На главном показе спектакля в Москве, на сцене Большого театра 19 апреля 2025 года, Люба так прожила жизнь Танкабики, что ей поверили все – и публика, и строгие, искушенные эксперты, члены жюри «Золотой Маски». Итог – высшая театральная награда России!
Жизнь продолжается. Публика по-прежнему замирает от восторга, когда звучит сильный, красивый, богатый нюансами голос – меццо-сопрано Любови Буториной. Солистка Башкирского оперного, она же – преподаватель кафедры вокального искусства Уфимского государственного института искусств. Певица счастлива, что не просто соприкасается с вокальным искусством, а творит его своим талантом, щедро делясь опытом и мастерством, передает подопечным умение чувствовать красоту и смысловую глубину оперных партий, камерных вокальных произведений. И сама она, словно сошедшая со страниц классической литературы или живописных полотен, – статная, излучающая внутренний свет, – вызывает восхищение, желание утонуть в потрясающей красоте ее голоса, слушать и слушать, не отрываясь.
Впереди ее ждут новые горизонты, полные желанных свершений, и они, несомненно, покорятся ей. Рядом – верные коллеги, надежные партнеры, вдохновляющие дирижеры и режиссеры. Люба Буторина давно ступила на территорию счастья и уверенно идет по ее цветущему полю, одаривая мир своим искусством.
Нина ЖИЛЕНКО.
НА СНИМКАХ: Любовь Буторина в роли Танкабики, которая принесла ей «Золотую Маску»; а это она в пошивочном цехе театра примеряет костюм Дульсинеи для оперного спектакля «Дон Кихот» на музыку Жюля Массне.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА и Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Вчера, 09:56
(0) Просмотров: 46 Номер: 47(13882) Версия для печати