Культура памяти
Размер не имеет значения,
когда речь идет о куклах Хлёсткиной и Губайдуллиной
Четыре года назад, когда Малый зал принимал совместную, озаглавленную "Дети, яблоки и коты" экспозицию названных авторов, я невероятно переживала, что не могу привести свою дочь. Не то чтобы сомневалась в способности человечка двух с половиной лет от роду воспринять прекрасное... Была уверена, что малышка, увидев больших, в ее рост, а то и выше кукол Ирины и Рафиды, примет их за подружек и превратит художественный салон в игровую площадку. Прямо-таки видела, как присядет мое чадо на "Дружную скамейку" или присоединится к "Глухому телефону" (поклонники творчества известного дуэта наверняка помнят эти работы).
И вот - новая возможность. Мы шагаем по улице Ленина. Ребенок преисполнен важности: ведут на взрослое мероприятие. Переступаем порог галереи и замираем. Девочка - потому что увидела сказочный мир, кальку того, в котором она беззаботно существует, но воссозданный в художественном текстиле и куклах. А вот меня, готовую к эмоциональной волне, поразило другое. Губайдуллина и Хлесткина представили абсолютно новый этап своего творчества. Душевная атмосфера, настроение, свойственная им детскость восприятия (начинали-то как педагоги студии юных художников) остались прежними. Но добились они желанного эффекта кардинально иным образом.
Ростовых кукол, которые считаются их удачей, мастера на сей раз не показали. Комплимент художникам, которые могли бы еще долго эксплуатировать свою находку, почивать на лаврах прежних успехов. А они вновь отправились в путь и вновь взобрались на вершину - нынешняя экспозиция убедительно демонстрирует высокое мастерство, в очередной раз подтверждая, что награды авторитетных конкурсов российского и международного ранга, коих в послужном списке Хлесткиной и Губайдуллиной предостаточно, - не случайны.
Итак, куклы - небольшие. На стенах текстильные панно. Дочь, украдкой коснувшись одного "холста", изумилась: "Это же тряпочка! Разве на ткани можно рисовать?" Можно. Не будем раскрывать всех приемов героинь, но что маститые лоскутницы, рассмотрев экспозицию, сняли перед ними шляпы, подтвердим.
"Колыбельная", "Дом детства", "Упадание яблок", "Старая Уфа" - названия панно относят на -дцать лет назад. Двигаясь по галерее, мы будто читаем книгу о городе и его людях, пронизанную культурой памяти. Детский сад, ведомый воспитательницей, вышел на прогулку, девчушка вернулась из школы, в мечтах застыла у окна барышня, ожиданием наполнен образ будущей мамы, ловят капли слепого дождя влюбленные... Персонажи столь явны, настолько полны жизни, источая тепло, что посетителю нужно ущипнуть себя, дабы очнуться от сна. А вот дальний угол зала отведен близким людям, чьи лики остались лишь на фото... Ностальгия, тихая грусть, влага в уголках глаз. Картинки складываются в цельное повествование, в котором каждый гость Малого зала отыщет свою главку.
Людмила КОНДРАШОВА.
Фото Александра ДАНИЛОВА.
11-09-2014 (0) Просмотров: 1 347 Номер: 176(12574) Версия для печати