«Ниточка» нас связала
Главным завоеванием фестиваля "Ниточка", вновь прошедшего на уфимской земле, является, на мой взгляд, решение принимающей стороны о том, что ее спектакли не будут участвовать в конкурсной программе и ограничатся показом в гостевой. На дебютной "Ниточке", вступившей в жизнь в 2012 году, нечто подобное витало в мыслях организаторов феста, но сформироваться в выстраданный концепт не смогло по причине отсутствия опыта, времени и беспристрастности во взгляде на самое суть проведения подобного смотра, имеющего призовой фонд. А вот ныне, по прошествии двух лет, проанализировав различные ситуации, связанные с фестивальным движением, в Башкирском государственном театре кукол решили: данный шаг есть характеристика широты взглядов форума, чистоты помыслов, а также щедрости души оргкомитета.
...Итак, на излете сентября в столицу Башкортостана съехались представители театров кукол Приволжского федерального округа. Наш БГТК принимал собратьев по цеху из Ульяновска, Казани, Набережных Челнов, Тольятти, Оренбурга... И даже из казахского города Актобе добрался до Уфы особый гость - сплоченный отряд Областного театра кукол "Алакай", возглавляемый директором оного (а по совместительству замечательным художником) Асией Курманалиной. Народ спешил на II Окружной фестиваль театров кукол "Театральное Поволжье" - "Ниточка", который вряд ли бы мог состояться без поддержки соответствующих структур и ведомств. И речь не только о Министерстве культуры республики, под крылом коего "Ниточке" жить спокойней (в "родительский комитет" также входит Союз театральных деятелей РБ). В первую очередь разговор идет о гранте президента Башкортостана, ставшем, собственно, единственным источником финансирования большого хорошего дела, затеянного во благо маленького (но великого по результатам заполняемости зала и работы на наше будущее) зрителя.
Денег этих хватило в обрез, что-то Башкирский государственный театр кукол - идеолог феста и его, так сказать, пламенный мотор - наскреб по сусекам. Ведь людей нужно встречать, расселять (оргкомитет и ныне обратился к руководству спортивного комплекса "Биатлон"), кормить, чаем поить, принимать у себя на площадке, возить, в конце концов (тут Минкульт крепко поддержал, призвав на помощь другие учреждения культуры)... Практически вся "куколка" работала как часы, ни один из сотрудников театра не остался в стороне, большинство актеров свое время в течение этих пяти, а с учетом отъезда - и шести дней отдавали фестивалю и его главным действующим лицам. Кто-то отвечал за работу импровизированной "чайханы" в БГТК; кто-то опекал ребячье жюри или был куратором иногородних коллективов, выполняя все их просьбы и умудрившись сводить подопечных даже на премьеру "Отцов и детей" в Русский академический театр, а на следующий день "впихнуть" их в переполненный зал ГАРДТ на "Голубую камею"; иной следил за вручением цветов; другой фактически стал комендантом "Биатлона", решая проблемы с номерами, обеденными талонами, в общем, днюя там и ночуя... А монтировочный цех! А театральные художники, реквизиторы, пошивка, изготовившая для приезжих огромное количество специальных ярких шарфов с кармашком и эмблемой "Ниточки", а водители, звукорежиссеры!.. И как отдельной строкой не отметить мать-командиршу нашего света Ильнару Куватову, которая, к тому же, вывела из тьмы спектакль челнинцев "Дюймовочка", получивший затем приз коллегии критиков. По стечению обстоятельств коллектив из города на Каме приехал без осветителя - тот просто не явился на выезд, и театр вынужден был отправиться в Уфу без него. Так что путь к награде им освещала наша Ильнара...
Ну а какой потрясающий мастер-класс провел наш мэтр - народный артист России и Башкортостана Айрат Ахметшин! Фестивальное братство пришло в неописуемой восторг, затем, между прочим, горячо поддержав аплодисментами показавших свои работы студентов Академии искусств, и курс сей специально набран для БГТК...
И чуть-чуть о критиках. Ныне коллегию возглавил Нияз Игламов из Казани; в состав ее вошли петербурженка Анна Константинова и уфимки - Дина Давлетшина и Рида Буранова. Так вот, напомню, все они замолвили слово за наш спектакль "Урал-батыр" (поставленный благодаря гранту президента Башкортостана), с чувством приязни анализируя сценическое воплощение эпоса и не забыв при том о сказке "Волшебник Изумрудного города". Его "куколка" также сыграла вне конкурса. Добавлю, Анна Константинова с одобрением отозвалась о решении хозяев стать... гостями, подчеркнув, что это очень хорошая практика. А вот господин Игламов кипятился, не соглашаясь, но потом сдался, сожалея на итоговом обсуждении (как, впрочем, и другие) о том, что работу БГТК нельзя отметить в некоем "материальном" выражении.
Свой вердикт вынесло и детское жюри, отдав приз, предоставленный фестивалю Благотворительным образовательным фондом "Мархамат", Оренбургскому государственному областному театру кукол (спектакль "IMPRESSION-ВПЕЧАТЛЕНИЕ") и не совпав в этом с мнением критиков. "Значит, у вас все по-честному?" - спросили оргкомитет приезжие коллективы. - "Да, - кивнули им в ответ. - Ни на первом фестивале, ни сейчас мы не вмешивались. А иначе для чего было формировать именно детское жюри?".
Думаю, вы поняли, читатель, что в нынешнем материале я не вменяла себе в задачу рассказать вам о спектаклях, определяя приоритеты и называя аутсайдеров. Об этом - чуть позднее. Сегодня же мне просто хотелось коротко рассказать о замечательных людях из БГТК, рассказать о том, как это было, и дать понять всем и каждому, что наша тоненькая "Ниточка" крепко-накрепко связала Уфу с другими уголками России и ближнего зарубежья. Породнились, что и говорить. Потому и расставались со слезами...
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
10-10-2014 (0) Просмотров: 1 474 Номер: 195(12593) Версия для печати