$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Творческая натура

Амантаев всегда найдет дело по сердцу!


Амантаев всегда найдет дело по сердцу!

С выходом на пенсию иной человек неожиданно обнаруживает в себе массу талантов, о существовании которых он даже не подозревал. Особенно это касается людей инициативных, неуемных в своем желании самосовершенствоваться, приносить ощутимую пользу людям. Народный артист Башкортостана Рафаэль Амантаев, в недалеком прошлом известный танцовщик, солист Башкирского государственного академического ансамбля народного танца имени Файзи Гаскарова, именно из этой когорты подвижников, ибо постоянно находится в поиске и зажигает единомышленников своей неистощимой энергией. Сегодня Рафаэль Альбертович отмечает пятидесятилетие, и мы попросили юбиляра рассказать, с какими итогами он подошел к этой дате, а также поделиться ближайшими планами.

- Уже неделю хожу и думаю, с каким багажом подошел к своему полувековому юбилею, насколько удачно сложилась моя карьера на сцене, насколько повезло в личной жизни, - рассуждает Рафаэль Амантаев. - Без тени сомнения могу назвать себя счастливым человеком. Есть семья, в которой любим, есть дом, в котором меня всегда ждут. Счастлив тем, что окружают близкие, друзья, с которыми неразлучен вот уже четвертый десяток лет - с первого класса. Как это часто бывает, на жизненном пути встречались люди, называвшие себя моими друзьями - и во время службы в армии, и в тех ансамблях, в которых выступал. Однако по-настоящему преданными остались лишь те, с кем судьба свела еще в далекие детские годы. В конце концов сложилось так, что в настоящее время мое давнишнее увлечение прикладным творчеством совпало с основной деятельностью. Знаете, после ухода со сцены я пробовал себя и в качестве заместителя директора, и в охране служил, но лишь с открытием творческой мастерской прикладного народного искусства по изготовлению концертных сценических изделий нашел свое истинное призвание. На днях побывал на выступлении фольклорного ансамбля "Мирас", и когда увидел, что солисты нашего прославленного коллектива выступают в моих изделиях, потеплело на душе, как от старого доброго вина...
- Не могу похвастаться, что сохранил дружеские отношения с теми, кто когда-то входил в мир моего детства... А вам как это удалось?
- Конечно, после школы, а учился я в первой башкирской школе № 20, ныне это Уфимская башкирская гимназия имени Фатымы Мустафиной, мы разошлись. Каждый занялся своей карьерой, но спустя двадцать лет на встрече одноклассников вдруг обнаружилось, что многим не хватает того общения, того чувства локтя, которое прививал воспитанникам нашей 20-й учитель физкультуры Владимир Мартэнс. До сих пор мои одноклассники с благодарностью вспоминают туристические походы под руководством Владимира Генриховича на Павловку, палаточные городки, в которых мы жили, и то, как он учил нас азам туризма. Замечательный педагог был. Кстати, знания, полученные в тех походах, пригодились мне сейчас в поездках на празднование Бородинского сражения...
- Рафаэль Альбертович, сейчас вы мастер сценических изделий, а в последнее время реконструируете предметы материальной культуры для ребят, увлеченных военно-историческим движением. Когда обнаружили в себе такой талант?
- Увлечение чеканкой я унаследовал от отца, детдомовца, делавшего в семье все своими руками. В один прекрасный день атай принес для меня с работы лист меди с чеканами и сказал: "Хватит тебе, Рафаэль, подарки для друзей по магазинам искать, овладевай ремеслом пращуров, ибо ручная работа во все времена ценилась дорого". Так я стал чеканщиком. И надо сказать, многие работы, сделанные мной еще в мальчишеском возрасте, до сих пор висят в домах близких мне людей. А когда танцевал в Государственном академическом ансамбле народного танца имени Файзи Гаскарова, то народный артист Башкортостана Риф Габитов, ныне балетмейстер-постановщик и лауреат Государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева, попросил меня сделать шпоры для солистов, исполняющих поставленный им танец башкирских джигитов "Медный каблук". Причем то, как эти шпоры должны выглядеть, Риф Фатихович мне не объяснил, сказав лишь, что они должны отличаться от европейских. Я попробовал, сделал съемные стальные окантовки на задниках, при ударе друг о друга выдающие малиновый звон. Работа моя понравилась. После чего балетмейстер попросил меня сделать четыре пояса с богатой чеканкой, потом женские браслеты, другие украшения - так к моему статусу солиста-гаскаровца прибавилось негласное звание народного умельца. Кстати, в моих поясах до сих пор танцуют. За свою сценическую жизнь чего только не довелось мне мастерить: лапти плел, щиты чеканил, луки театральные стругал. Многие хореографические и театральные коллективы направляли мне свои заказы...
- Скажите, ваши сценические изделия отличаются от тех, что вы делает для ребят-реконструкторов?
- Не то слово! Сцена требует красоты, изящества, легкости. Театральный костюм, театральная атрибутика имеют ярко выраженную стилизованную направленность. И встреча с ребятами военно-исторического клуба "Северные амуры", со специалистом по истории костюма и вооружения башкирского воина начала XIX века Ильдаром Гатауллиным для меня стала откровением, переворотом в сознании. Первое, что мне сказали реконструкторы: "Мы не филармония и в театральных костюмах на наших мероприятиях выходить не можем".
И действительно, если в работе над сценическим костюмом все мое старание направлено на то, чтобы сделать его ярким и, допустим, блестящим, то исторический костюм должен полностью соответствовать требованию своего времени. Только представьте, что могло произойти с башкирским воином - "северным амуром", если бы он вздумал переночевать в поле в легоньком гаскаровском костюме со стразами. Наутро человек превратился бы в сосульку! Нет, подлинный, исторически выверенный башкирский костюм - это в первую очередь теплый халат толстого сукна, в котором наш джигит мог переночевать в открытом поле, обернувшись несколько раз; шаровары с широким шагом, сохраняющие тепло, а еще головной убор - малахай, закрывающий уши и шею. Добавим к одежде предметы вооружения и амуниции, без которых кочевник не мог обойтись в походе, - саблю, лук с колчаном, поясную сумку, нагайку, элементы оборонительного вооружения - и вы получите подлинный облик башкирского воина.
Так что сценическая одежда и головные уборы с лисьими хвостами, столь эффектно смотрящиеся в танцах, имеют мало общего с историческим костюмом. Еще раз повторюсь, встреча с ребятами из "Северных амуров", кстати, только что уехавшими на празднование годовщины Лейпцигского сражения, оказалась для меня очень полезной...
- Рафаэль Альбертович, не боитесь, что после завершения юбилейных торжеств в честь 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года клуб "Северные амуры" станет менее востребованным, как это, к сожалению, часто бывает?
- Есть такое опасение. Поэтому перед отъездом ребят в Лейпциг договорились собраться и обсудить наши дальнейшие планы. Полагаю, что реконструкторам надо активно включаться в программу развития туризма в Башкортостане. Коли есть проекты по созданию в Уфе историко-этнографического музея под открытым небом в формате "ливинг хистори" ("живой истории"), как это практикуется в Европе, то нам нужно принять в его создании самое живое участие. Представляете, как было бы здорово, если бы наши народные умельцы, мастера чеканки, кузнецы, шорники, сапожники и другие получили возможность демонстрировать свое искусство перед широкой публикой, да еще на фоне башкирских юрт и подворий народов, проживающих в республике!
Или, например, что нам мешает создать сеть летних детских историко-этнографических лагерей, в которых школьники могли бы в игровой форме изучать историю и материальную культуру башкирского народа? Есть мировой опыт скаутского движения, есть опыт педагогов дополнительного образования из подросткового клуба "Росстань", давно и с успехом практикующих организацию таких лагерей по тематике североамериканских индейцев. Если сменить индейские вигвамы на башкирские юрты и одеть педагогов в исторические башкирские костюмы, то мы получим настоящее башкирское стойбище, оказаться в котором будет интересно всем, кто мечтает себя почувствовать джигитом, вольным сыном степей! Уверен, в случае создания таких лагерей и музея "ливинг хистори" многие вопросы, поднимаемые сегодня Президентом Башкортостана Рустэмом Хамитовым в плане развития туризма в республике, нашли бы свое решение.
...Во второй половине ноября во втором корпусе Национальной библиотеки РБ имени Ахмет-Заки Валиди состоится открытие выставки, посвященной истории башкирского костюма с древнейших времен до наших дней. В экспозиции будут представлены костюмы и предметы материального быта башкирского народа, реконструированные уфимскими дизайнерами, в том числе и мастерами творческого центра "Амантай". Так что нам еще предстоит встретиться с его руководителем. А сегодня коллектив "Вечерней Уфы" поздравляет героя публикаций нашей газеты Рафаэля Альбертовича Амантаева с юбилеем и желает ему в эти пасмурные осенние дни солнечного настроения, удачи, большого человеческого счастья и осуществления всех творческих планов!

Амантаев всегда найдет дело по сердцу!


Беседовал Сергей ШУШПАНОВ.
Фото из архива Рафаэля АМАНТАЕВА.

Дата создание новости 19-10-2012   Комментарии (0)   Просмотров: 3 515     Номер: 202(12100)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.