Грант президента Республики Башкортостан
Музыки башкирской краски покорили всю Москву
Странно, что эта история закончилась... А ведь казалось, проект так захватил всех его участников, что мы еще долго так и будем вместе репетировать, куда-то собираться, прилаживать черные бабочки на белые рубашки мальчишкам и подбадривать друг друга словами о значимости и благородном посыле происходящего. Более того, нам казалось, что эта музыка так и будет звучать в голове, даже когда вокруг тихо... Но вот мы вернулись в Уфу, распрощались на вокзале и разбежались по своим домам и делам. Как будто ничего и не случилось особенного. И тем не менее я уверена - это событие мы не забудем.
Для начала - кто это “мы”?
Во-первых, идейные вдохновители - чета Руслана и Ольги Рахмангуловых. Именно они не пропустили в календаре 2012 года юбилейную дату - 75-летие со дня рождения известного в Башкортостане пропагандиста искусства игры на баяне, композитора и педагога Анатолия Кукубаева и “заварили” всю эту “кашу”.
Во-вторых, баянных дел мастера - выдающиеся музыканты, педагоги Уфимской государственной академии искусств имени Загира Исмагилова: профессор Раджап Шайхутдинов, который учился в Уфимском училище искусств у Анатолия Кукубаевича, а также прекрасные баянисты, лауреаты Международных конкурсов Александр Черных, Олег Мельников и сам Руслан Рахмангулов. Их виртуозное исполнение вызвало наибольший отклик у слушателей и высоко подняло планку исполнительского мастерства как знак мастерства композиторского.
В-третьих, ученики и студенты. Эта группа в основном сложилась из питомцев Среднего специального музыкального колледжа, которые уже проявили себя и в конкурсах, и в концертах. В общей сложности их было шестеро - ученик Детской музыкальной школы № 1 имени Наримана Сабитова Артём Голов и ученик ДМШ № 11 Ильдар Авзалов, учащиеся и студенты ССМК - аккордеонисты Ефим Матисов и Павел Орлов, баянисты Дмитрий Седухин и Дмитрий Щербинин. На их плечи легла ответственная миссия - сыграть то, что Анатолий Кукубаевич Кукубаев писал когда-то для своих учеников. И ребята с этим достойно справились.
К ним же в каком-то смысле можно отнести и замечательного баяниста, в силу молодости еще не примкнувшего к клану мэтров, преподавателя ССМК Рамиса Хакимова. Мужскую компанию народников в полном смысле слова украсила студентка четвертого курса УГАИ лауреат Международных конкурсов домристка Ирина Куравина. Она уже успела громко заявить о себе и выступлениями в составе известного ансамбля “Забава”, и сыгранным в прошлом году сольным концертом в двух отделениях в Шаляпинском зале Академии искусств.
В-четвертых, самую многочисленную часть составляют музыканты оркестров. В Уфе это был прекрасный коллектив народников из ССМК под управлением Минивалея Сафина и лауреат конкурсов различного ранга оркестр русских народных инструментов Уфимской государственной академии искусств имени Загира Исмагилова, которым руководит доцент кафедры оркестрового дирижирования Оксана Буланкина. В Москве же (а уфимцы выступили на сцене Российской государственной академии музыки имени Гнесиных) играл коллектив, чей высокий профессионализм отмечен званием академического, он носит имя великой певицы Людмилы Зыкиной и называется, как и наша страна - “Россия”. Нужно ли говорить о том, что само участие этого ансамбля первоклассных музыкантов и их аплодисменты в адрес наших солистов и дирижера Оксаны Буланкиной стали лучшей оценкой стараний уфимского “десанта”.
Отдельную часть составляют представители “дружественных” смежных областей. Соло на курае в сопровождении дуэта баянистов и оркестра прозвучало в исполнении заслуженного работника культуры Башкортостана Нургали Каекбердина. Трудно было поверить в то, что он нечасто выходит играть с оркестром, настолько уверенно и спокойно вел музыкант свою партию. Выступление кураиста с “Башкирским сувениром” привнесло в программу неповторимый колорит, и его встречали благодарными аплодисментами и в Уфе, и в Первопрестольной, где звуки курая это не только интересный тембр, но и образ родной земли для всех башкир с московской пропиской. К общей радости, к концерту в Москве присоединился и молодой тенор, студент УГАИ Рафис Сирусин, мастерски и с душой исполнивший “Сибай”, “Кара Юргу” и “Ирандык”. К этой малочисленной группе, которую можно было бы назвать обрамлением баянного праздника, причисляю и себя, ведущую обоих вечеров.
И, наконец, имя, ради которого вся наша компания объединилась - Анатолий Кукубаевич Кукубаев.
Сейчас в это трудно поверить, но всего несколько десятков лет назад Уфа еще не блистала такой яркой баянной школой, которая сейчас признана одной из сильнейших в стране. А у баянистов и аккордеонистов Башкирии еще не был создан оригинальный репертуар, способный конкурировать с российским. И когда-то курай еще не рассматривался как инструмент, способный исполнять соло с оркестром. Из всего сказанного следует, что кто-то стоял у истоков рождения и школы, и репертуара... И одним из первых был заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан, лауреат премии имени Саляма, член Союза композиторов Башкортостана Анатолий Кукубаевич Кукубаев.
Ныне же с его образом связывают несколько важных составляющих музыкального мира нашей республики: создание львиной доли национального башкирского репертуара для народных инструментов (от ученического до концертного), появление первых произведений для курая с оркестром и формирование программы для Национального оркестра народных инструментов Республики Башкортостан.
В этой картине яркой краской звучит и педагогическая деятельность Анатолия Кукубаева - его работа в Училище искусств оказалась стартовой площадкой для баянистов, которые продолжают дело своего учителя на новом витке профессионализма. Среди них достаточно назвать заслуженного артиста России и Башкортостана Раджапа Шайхутдинова, заслуженных работников культуры республики Николая Махнея и Александра Беляева.
Так как же вышло, что про человека, чья роль хоть и велика, но в масштабах музыкального сообщества страны имеет локальное значение, вспомнили и в Москве? История началась тогда, когда двое музыкантов нашли в календаре памятную дату и решили подать документы на грант деятелям культуры и искусства Президенту Республики Башкортостан Рустэму Хамитову.
- Откуда взялась эта идея? - спросила я у супруги автора проекта Руслана Сайдановича Рахмангулова Ольги Викторовны.
- Этот проект начиная с февраля 2012 года мы вынашивали, словно ребенка. Мысль возникла не случайно - ведь Руслан по педагогической цепочке “внук” Кукубаева, поскольку у Анатолия Кукубаевича в Уфимском училище искусств занимался его педагог Раджап Юнусович Шайхутдинов. Зная, что на произведениях Кукубаева выросло не одно поколение баянистов, играя его музыку в ансамблях и оркестрах, Руслан не мог остаться безучастным к этой дате. Он был тогда директором Сибайского колледжа искусств, а я работала концертмейстером. Поэтому и проект мы сначала писали в расчете на небольшой состав, и именно этот грант и получили. Он был ориентирован на трио - Руслан, его друг и коллега, блестящий виртуоз-баянист Александр Черных и замечательный сибайский кураист Нургали Каекбердин.
Но, видимо, так было угодно судьбе - Руслана пригласили в Уфу на должность директора Среднего специального музыкального колледжа, и наш проект стал расширяться. В обойму вошли новые люди, в основном учащиеся ССМК и музыкальных школ, поскольку Анатолий Кукубаев много писал для детей и юношества. Потом естественным образом появились оркестровые произведения, и нашлись люди, которые искали потерянные ноты, пересылали из других городов партитуры Кукубаева - так, как это было с “Концертной пьесой для баяна”. Ее впервые исполнил с оркестром Николай Махней на Днях культуры Республики Башкортостан в Ижевске. А потом много лет ее никто не играл, так как нот в Уфе не было. И специально к нашему проекту были получены ноты, которые в короткий срок выучил и исполнил молодой преподаватель ССМК, баянист, лауреат Всероссийского конкурса Рамис Хакимов.
Может, было что-то очень искреннее и зажигательное в наших глазах, но все, к кому мы обращались с предложением провести концерты памяти Анатолия Кукубаева, с радостью соглашались и помогали, чем могли. Педагоги занимались с ребятами и в каникулы, дирижер Оксана Буланкина блестяще выстроила оркестровую часть программы. В Министерстве культуры республики наш проект приняла близко к сердцу сотрудник отдела профессионального искусства и образования Фируза Иншаровна Султанбаева, а в Москве огромную организационную работу взял на себя наш земляк, ныне известный баянист, лауреат Международных конкурсов и Президент фонда Фридриха Липса Александр Гатауллин. И, конечно, концерты не состоялись бы без поддержки Рустэма Закиевича Хамитова, который среди всех заявок на грант выбрал именно эту.
Самое же главное: наш замысел состоялся, потому что многие музыканты знали лично Анатолия Кукубаевича, ценили его творчество и человеческие качества.
Надо сказать, что прежде чем везти программу в Москву, ее “опробовали” на сцене Шаляпинского зала Уфимской государственной академии искусств. Он был полон, и вечер продолжался более двух часов. Звучали баян и домра, курай и аккордеон, исполнялись обработки народных мелодий и концертные пьесы, на сцену поднимались ученики и студенты, ансамбли и оркестр. И всем было ясно, что это - только вершина айсберга, и из всей созданной Кукубаевым прекрасной музыки можно составить не одну программу. Среди слушателей находились ученики и ученики учеников, любители народной музыки и профессионалы. Приехали и родственники мастера из Бирского района, откуда Анатолий Кукубаевич родом. Им приятно было услышать и то, что по инициативе художественного руководителя и директора Национального оркестра народных инструментов Республики Башкортостан, заслуженного артиста России и народного артиста РБ Рамила Гайзуллина НОНИ даст благотворительный концерт в вотчине композитора, в деревне Бахтыбаево.
...Вечер памяти всегда имеет особенную ценность. Это и воспоминания, которыми поделились два профессора - Раджап Шайхутдинов и Вячеслав Беляков, и передача эстафеты памяти новым поколениям. Впечатлениями от концерта в Москве поделились с автором этих строк молодые участники проекта - ученики и студенты ССМК. Все они не новички, а напротив, люди бывалые. У каждого из них в “послужном списке” по несколько побед на конкурсах различного ранга.
Павел Орлов:
- Выступать в концерте в зале “Гнесинки” очень ответственно. Честно скажу, волновался. Но меня поддерживало то, что пришли и мои друзья по ССМК, которые учатся сейчас в Москве. И после таких выступлений понимаешь, что надо больше заниматься и есть к чему стремиться.
Ефим Матисов:
- Я вообще первый раз увидел Академию музыки имени Гнесиных, но сыграл без волнения. У себя труднее было. Москва мне понравилась, я бы еще остался...
Дмитрий Седухин,
Дмитрий Щербинин:
- Мы смогли попасть на мастер-класс к известным баянистам - Александру Гатауллину и Айдару Гайнуллину. Они показывали нам работу над мехом, мелодическое голосоведение. Нас слушали профессора, и мы чувствовали их внимание.
С тех участников концерта, кто постарше, конечно, и спрос был другой. Но каждый из них отметил свои “якоря”, которые помогли музыкантам хорошо выступить.
Ирина Куравина:
- У меня крепкий тыл - моя музыкальная семья, где папа и сестра играют на домре. А также я видела в зале профессора Виктора Семёновича Чунина, своего “педагогического дедушку” (мои педагоги Елена Камалова и Зифа Сафаргалина учились у него), который после выступления пожал мне руку. С ансамблем “Россия” проблем не было - как будто всегда с ними играла, настолько они хорошо чувствуют солиста.
Рамис Хакимов:
- У меня тоже возникло ощущение, будто я играю со своим коллективом. Выручило то, что был наш дирижёр - Оксана Сергеевна. А ещё радовало, что благодаря этому проекту появилась возможность исполнить такую сложную, яркую, виртуозную вещь, как “Концертная пьеса для баяна”. Надеюсь, теперь она будет звучать в программах.
Рафис Сирусин:
- Я даже не мог себе представить, что мне на первом курсе Академии искусств удастся спеть в Гнесинском зале, тогда как у себя в Шаляпинском ещё не пел... Но когда вышел, увидел в зале Ольгу Викторовну Рахмангулову, и первую песню “Сибай” пел ей. Услышав реакцию публики, вдруг почувствовал, что москвичи пришли именно за народными мелодиями, и стал петь для них просто и от души.
Но, конечно, среди героев вечера пальма первенства принадлежит мастерам. Наша Оксана Буланкина покорила московский ансамбль, а его директор, художественный руководитель и главный дирижёр Дмитрий Сергеевич Дмитриенко подчеркнул:
- Это крайне редкий случай в России, когда женщина-дирижёр может и очаровать, и подчинить коллектив за столь короткий срок - всего шесть часов репетиций! А ведь партитура Кукубаева часто имеет неквадратную структуру и сложную ритмическую организацию, изящно инструментована, что требует от дирижёра особого мастерства. Но коллектив воспринял уфимского дирижёра, что сказалось на отличном качестве работы. Оркестр и я лично благодарим Оксану Сергеевну за этот интересный концерт.
Оксана Буланкина:
- Я тоже под впечатлением от встречи с таким профессиональным коллективом. Они подошли к работе творчески. По их инициативе в партитуру были включены гусли, что прозвучало новой краской в музыке Анатолия Кукубаева. Главное, музыканты с желанием и готовностью восприняли нашу интерпретацию, и мы сыграли с удовольствием.
Нургали Каекбердин:
- Ещё с каким! Каждое выступление с оркестром для меня - огромная радость! Это и экзамен, и сотрудничество, и полёт. Сначала я был оглушён и несколько растерян таким количеством музыкантов за спиной. Только подумать - с ансамблем “Россия” пела сама Зыкина! Но благодаря дирижёру поверил в свои силы и получил огромное удовольствие. Отдельно хочу поклониться Руслану Сайдановичу Рахмангулову - за его отзывчивое сердце и чуткую душу музыканта!
Александр Черных:
- Благодаря проекту Руслана Рахмангулова мы словно прикоснулись к истокам, ощутили приток свежего воздуха. Мы играли в Гнесинской академии музыки, где когда-то учился Анатолий Кукубаевич и где зародились традиции отечественной баянной школы. Мы играли в Уфе, где Кукубаев жил и работал, и в Москве, причём перед такими профессорами, как наш Вячеслав Филиппович Беляков! Я переживал за молодых ребят, ведь перед ним плохо выступить просто нельзя. Но они справились - с блеском, технично, ярко исполнили свою программу. И, конечно, этот проект ещё раз показал потенциал башкирской профессиональной музыки и неподвластную времени красоту фольклора.
...Но в этой истории, наверное, не было бы изюминки, если бы не тот факт, что страстный пропагандист башкирской музыки, автор обработок народных песен и собственных композиций был по национальности... марийцем. Именно этот вопрос - как человек может понять, принять и стать частью другой культуры - я и задала на сцене концертного зала Российской академии музыки имени Гнесиных Артёму Голову, открывавшему нашу программу в Москве. Спросила я мальчика об этом не случайно. Его деда, Николая Голова, любят и помнят в республике как создателя прекрасных песен, хотя в программе автором их объявляют Наиля Галеева (такой творческий псевдоним взял Николай Афанасьевич еще в молодости, будучи баянистом и руководителем концертной бригады Башкирской государственной филармонии). В том, как Артём выглядит с баяном, как спокойно, вслушиваясь в себя, разворачивает меха, ощущается эта преемственность, любовь к музыке, унаследованная им от деда. Человек серьезный и вдумчивый, Артём произнес, пожалуй, самую важную для нашего материала и всей ситуации в целом фразу:
- Эти люди сумели очень тонко почувствовать всю красоту природы нашего края и полюбить народ Башкортостана. Поэтому они смогли рассказать языком музыки то, что видят представители разных национальностей в истории и жизни башкир. По-другому, на другом языке они говорить не могли.
Его слова звучат как продолжение того, что произнес когда-то Анатолий Кукубаевич: “Я пишу башкирскую национальную музыку. Я мыслю по-башкирски”.
Мы не знаем, как слово наше отзовется. Но нужно было видеть глаза слушателей в переполненном зале Академии искусств 17 октября и вдохновенные лица тех, кто пришел в Концертный зал РАМН имени Гнесиных 25 октября, чтобы понять: музыка Анатолия Кукубаева навсегда связана с неповторимым ароматом уральских степей (“На долине Ирендык”, “Башкирский сувенир”, “Горная песня”), смелым взглядом и удалью (“Веселые джигиты” и “Салаватцы”), прелестью девушек (“Девичья лирическая”) и размахом народного праздника (“Быстрый танец”, “Юаса”)...
И неслучайно наш московский концерт совпал с Курбан-байрамом. Вдалеке от дома маленькая группа из Башкирии оказалась внутри родной музыки, как в своей семье. Мы, люди разных возрастов и вероисповеданий, собрались, чтобы почтить память человека, оставившего нам большое наследство. Он сумел подарить (передать, озвучить) чувство, от которого так тепло на душе - чувство Родины, сопричастности всему, что связано с этой прекрасной землей. Он смог превратить его в ноты, которые не пылятся в архивах Союза композиторов, а ставятся на пюпитр и продолжают жизнь своего создателя - здесь, сейчас и в будущем.
Виктория СИМОНОВА,
заслуженный работник культуры Республики Башкортостан.
Уфа - Москва - Уфа.
Фото Александра
ЧЕРНЫХ.
заслуженный работник культуры Республики Башкортостан.
Уфа - Москва - Уфа.
Фото Александра
ЧЕРНЫХ.
14-11-2012 (0) Просмотров: 4 787 Номер: 218(12116) Версия для печати