Поймите же, такая Ночь бесценна!
Для "Вечерки" нынешняя Ночь музеев, стартовавшая на Уфимском почтамте церемонией гашения специального штемпеля, посвященного событию, началась довольно рано. Около шести мы уже входили в дверь знакомого большинству жителей столицы Башкортостана старинного особняка, стены которого некогда слышали детский смех будущего классика русской литературы Сергея Тимофеевича Аксакова.
Не помним случая (а ныне наша республика уже в шестой раз присоединилась к международной акции, объединившей любителей посумерничать со всего мира), чтобы в такую вот Ночь мы не заглянули в Мемориальный дом-музей писателя, где вас всегда встречают с особым радушием, поят чаем - в лучших традициях гостеприимства, столь характерного для аксаковской семьи, а потом ведут в "кладовые", сиречь, в залы, где каждый экспонат не только дышит историей, но и говорит о том, какой любовью и заботой окружили его здесь...
Уфимцы, особенно завсегдатаи Аксаковского дома, уже потихоньку стали сходиться под своды музея. В комнатку, где нас потчевали немудреным, но таким дорогим угощением, заглянула радиожурналист и поэт Наташа Санникова, отвечающая ныне за литературную страничку ночной программы вместе с собратьями по лире, в Голубой гостиной поправляли ряды стульев, приготовленных для желающих попасть на концерт студентов-вокалистов класса педагога УГИИ Татьяны Мамедовой, и мы, попрощавшись сердечно, отправились дальше.
Второй точкой пространного маршрута, поскольку такая Ночь сама ведет человека от дома к дому, стала улица Волновая. Именно в этом уголке, в единственном домике под номером 21, "Вечерка" некогда бывала довольно часто. Мы дружили с его хозяйкой - Антониной Николаевной, которая ныне смотрит на нас только с портрета, украшающего одну из стен Дома-музея художника Александра Эрастовича Тюлькина... Из окон доносились звуки флейты - студентка Уфимского государственного института искусств Диана Саттарова (класс профессора Лидии Борисовны Фоменко) исполняла музыку Чайковского, очень точно передавая душевное состояние Владимира Ленского, не сомкнувшего глаз в ночь перед дуэлью с Онегиным... В одной из комнат шел час живописи - сразу на нескольких мольбертах рождался образ юной красавицы, позировавшей группе художников, в двери заглядывали не только любопытствующие граждане, но и ожидающие своей очереди пииты, жаждавшие поделиться с собравшимися сокровенным. Пахло сиренью, яблони сбрасывали последние лепестки, а в вечернем воздухе, казалось, плыла, исчезая, нежная улыбка Антонины Николаевны - удивительной женщины, ставшей для Александра Эрастовича не только Музой, но и другом, защитницей и верным хранителем места сего...
...Не скроем, нам показалось, что нынешняя акция Ночь музеев, проходившая в Уфе с субботы на воскресенье, была не столь людной, как, скажем, в минувшем году. Настоящее столпотворение, а журналисты "ВУ" наведались далеко не по одному адресу, обнаружили мы лишь в Башкирском государственном художественном музее имени Михаила Васильевича Нестерова. И это вполне объяснимо - подлинное искусство не требует каких-то особых рекламных ходов. Быть может, таковые даже унижают его, ведь прекрасное - величаво само по себе. И все, что его сопровождает в столь необычную Ночь, должно соответствовать "содержанию" музея, а значит, быть взвешено и продумано. Народ рвался в особняк купца Лаптева за веками выверенной классикой, попутно отдавая должное творчеству уже ушедшего от нас художника Зуфара Гаянова, чьи произведения экспонируются в трех залах БГХМ.
И все же, несмотря на открытия и откровения нынешней Ночи, цена вопроса волнует нас больше всего. Как и в прошлом, и позапрошлом, и позапозапрошлом году, иные из музеев (а в 2016-м число “коммерсантов” увеличилось) продолжают продавать билеты, понимая, что в “час сумерек” шкала посещений явно прыгнет вверх.
Да, конечно, “полуночникам” предлагали знакомство с экспозициями за пятьдесят процентов от общей стоимости “квитка”... Но разве это не нарушение, скажем так, конвенции, негласно заключенной музейщиками всей планеты? Ведь каждому из нас известно, что в такую Ночь доступ к фондам должен быть бесплатным. И не для того ли задумана акция, чтобы поворотить взгляд человечества к своим истокам, вернуть ему чувство причастности к мировой истории, напомнить о духовных началах и величинах, ради которых люди подчас жертвовали жизнью?..
В который уже раз “Вечерняя Уфа” поднимает данный вопрос, но чиновничество от культуры продолжает оставаться глухо и пользуется одним и тем же аргументом: мы вполовину снизили цену на билет... Считаем подобного рода отговорку постыдной. При таком подходе к международному соглашению цивилизованными людьми мы называть себя не достойны.
И дело не в том, что жалко денег (хотя для кого-то найти на встречу с прекрасным даже небольшую сумму весьма проблемно)... Убивает сам факт “кроя” - все равно, мол, придут, никуда не денутся. Все это сродни психологии мелких лавочников, старающихся даже на святом заработать копейку. Конечно, в хозяйстве лишней денежки не бывает. Но ведь есть незыблемые понятия чести, добра, и странно, что о них нужно напоминать тем, кто призван стоять на страже нашей памяти, хранить произведения высокого искусства и трепетать по поводу каждой крупинки истории... Поймите же, такая Ночь бесценна! А это значит, что она НЕ ИМЕЕТ ЦЕНЫ.
...Последним пунктом на карте нашего маршрута стала галерея “Ижад”, не закрывавшая двери до полуночи. Подробнее о новой экспозиции филиала Нестеровского музея, расположенного в Черниковке, расскажем чуть позже. А сегодня, вспоминая выставку “Памяти друзей”, представившую и работы незабвенного Александра Журкина, о котором не раз писала “Вечерка”, мы думаем о том, каким бессребреником был Саша, как тихо он жил, и каким талантом наградил его Господь. Удивительно! Скромное бытие Журкина вылилось в картины, заставляющие нас, забыв о земном, мыслями устремляться к возвышенному...
Илюзя КАПКАЕВА,
Лилия ЗАГИРОВА (фото).
Лилия ЗАГИРОВА (фото).
25-05-2016 (0) Просмотров: 1 111 Номер: 99(12997) Версия для печати