КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ
Галантный век в пространстве УГИИ
Этим ноябрьским утром за окном кружились снежинки, а в уютном зале музея Уфимского государственного института искусств раздавались серебристые переливы клавесина - молодые музыканты разыгрывались перед студенческой конференцией "Инструментальная музыка и танцы XVII века".
Кажется, в институте искусств родился новый жанр - галантная конференция-концерт. Именно так хочется назвать событие, организованное руководителем Молодежного научного сообщества УГИИ, старшим преподавателем и идеологом проекта Гузель Ахтамовной Яруллиной. Поддержать это начинание пришли декан музыкального факультета Владимир Павлович Суханов, профессор кафедры истории музыки Светлана Михайловна Платонова и иностранный гость - заместитель директора французского культурно-лингвистического центра "Альянс Франсез Уфа" Натан Леон.
Формат встречи и в самом деле был необычен. Помимо традиционных докладов о творчестве композиторов и развитии музыкальных жанров студенты подготовили музыкальные иллюстрации к своим выступлениям. Конференция стала мини-концертом, на котором в исполнении струнных ансамблей, клавесина и органа зазвучали сочинения композиторов XVII века - Жана-Филиппа Рамо, Иоганна Пахельбеля, Антонио Вивальди и других. Студенты, надо сказать, восприняли новую форму занятий с огромным энтузиазмом, что еще раз доказывает: старинная музыка не означает "устаревшая". В каком-то смысле ее только начинают открывать для себя и музыканты, и широкая публика. Как ни странно, именно сейчас, в XXI веке, причудливая доклассическая музыка эпохи барокко находит все больше и больше поклонников во всем мире. Появляются ансамбли и исполнители, специализирующиеся на этом репертуаре и играющие на аутентичных инструментах, ставятся спектакли, текстовый материал к которым не вспоминался столетиями, в архивах отыскиваются партитуры забытых шедевров. Приятно осознавать, что Уфимский государственный институт искусств держит руку на пульсе музыкальных тенденций и участвует в общемировом процессе возрождения барочного наследия.
Законодательницей мод в XVII-XVIII веках была Франция, где музыка находилась в тесной связи с танцем. Для аристократии он был главным развлечением, даже сам король участвовал в придворных балетах. Поэтому вторая часть необычной конференции была посвящена танцам. Студенты хореографического отделения рассказывали о танцах, сами названия которых звучат как волшебная музыка - аллеманда, куранта, сарабанда, и иллюстрировали свои доклады изящными па. С каждым выступлением старинная пластика с ее причудливым рисунком постепенно оживала для участников и гостей, очаровывая их то своей старомодной неспешностью, грациозностью, то простодушной игривостью.
Кульминацией необычной встречи стал мастер-класс "Танцуем менуэт". Балетмейстер-постановщик Альметьевского драматического театра Алина Мустаева научила всех желающих изысканным движениям излюбленного придворного танца времен Людовика XIV. Конференция-концерт превратилась в конференцию-бал. И студенты, и преподаватели с удовольствием включились в эту игру, перенесшую всех в галантную эпоху. Танцевал и французский гость, который в заключительной речи сказал, что хоть он и не привык начинать день с менуэта, но такое погружение в глубины французской культуры не может не восхищать. Россия, подчеркнул месье Леон, во всем мире известна как родина Большого театра и больших артистов, и пожелал участникам конференции именно такими артистами и стать.
Екатерина РОМАНОВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
25-11-2016 (0) Просмотров: 1 227 Номер: 168(13066) Версия для печати