Кто имеет право на получение социальных услуг?
В Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан работает “горячая линия” по разъяснению нового закона о соцобслуживании. По вопросам, возникающим при реализации федерального закона № 442 “Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации”, в том числе выясняя и обязанности получателей социальных услуг, можно звонить по телефону (347) 218-06-83 (отдел методологии и развития социального обслуживания населения Минтруда РБ). Время работы “горячей линии” - будние дни с 9 до 18 часов, перерыв - с 13 до 14 часов. Вопросы можно также присылать на адрес электронной почты: turaeva.zz@bashkortostan.ru.
Напомним, с 1 января 2015 года вступил в силу ФЗ № 442 “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации”. В чем главные отличия нового закона от предыдущего №195-ФЗ, принятого в 1995 году?
Можно выделить три основных принципа нового порядка предоставления социальных услуг людям пожилого возраста и инвалидам: это доступность социальных услуг, жесткие требования к их поставщикам (максимальная приближенность к получателю, обеспеченность финансовыми и кадровыми ресурсами) и пребывание граждан в привычной среде (то есть оказание услуг по возможности дома, а не в социальном учреждении). Кроме того, согласно новому закону, для каждого получателя услуг разрабатывается индивидуальная программа, в которой будут четко оговариваться виды, объемы, сроки их оказания и другие детали. Новшеством также является то, что впервые к социальному обслуживанию будут допущены негосударственные организации и индивидуальные предприниматели. Более того, потенциальный получатель сам будет выбирать, кто именно окажет ему помощь. Реестр поставщиков будет находиться в открытом доступе с самой подробной информацией о каждом.
Кто имеет право на получение социальных услуг?
В Законе не содержится понятия “трудная жизненная ситуация”, предусмотренного Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ. Вместо этого четко установлены обстоятельства, при наличии которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании (статья 15 Закона). К числу таких обстоятельств относятся, в частности, полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности; наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе; наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации; отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними; наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье; отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; отсутствие работы и средств к существованию. Иные обстоятельства, наличие которых может быть признано ухудшающим или способным ухудшить условия жизнедеятельности граждан, устанавливаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. То есть число граждан, имеющих право на получение бесплатной социальной услуги, возрастет.
В каких случаях социальная услуга будет предоставляться бесплатно?
Социальные услуги предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход их получателя, рассчитанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже либо равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта Российской Федерации. Размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно устанавливается законами субъекта Российской Федерации и не может быть ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации для основных социально-демографических групп населения. Какой именно размер будет установлен в нашей республике, станет известно в ближайшие дни после принятия Государственным Собранием-Курултаем Республики Башкортостан соответствующего закона.
Кто будет контролировать деятельность некоммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, которые, согласно новому закону, будут также оказывать социальные услуги населению?
Правовым регулированием отношений между поставщиком услуг и их получателем (даже в случае, если услуги будет оказывать коммерческая организация) станет по-прежнему заниматься уполномоченный государственный орган, которым в нашей республике определено Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан. Минтруда будет осуществлять контроль (надзор) за поставщиками услуг, утверждать их перечень и размер платы за предоставление, утверждать порядок признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании.
В нашей республике пилотный проект запущен в октябре - в Благоварском, Буздякском, Стерлитамакском районах и в Стерлитамаке. Если опыт окажется положительным, то механизм внедрят во всех остальных городах и районах, в том числе и в Уфе.
Подготовила
Ирина ШЕМАТОНОВА.
Ирина ШЕМАТОНОВА.
21-07-2015 (0) Просмотров: 1 569 Номер: 139(12787) Версия для печати