Августовский педсовет
Профессиональный разговор накануне учебного года
Педагоги со всего Башкортостана собрались в минувшую пятницу в Уфе, чтобы обсудить планы на будущее и обменяться лучшими практиками накануне нового учебного года. В столице состоялось республиканское августовское совещание по образованию, которое в нынешнем году было посвящено созданию современной безопасной образовательной среды.
В мероприятии приняли участие порядка 600 человек.
В первой половине дня участников форума ждала работа дискуссионных площадок по ряду актуальных тем: «Создание современной и безопасной образовательной среды», «Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов ребенка», «Модернизация профессионального образования», «Как стать полноправным участником образовательных отношений» и других. После обеда работа продолжилась на пленарном заседании, в котором принимал участие Глава республики Рустэм Хамитов.
Войти в десятку лучших
Открывая форум, руководитель Башкортостана отметил значимость профессионального разговора накануне учебного года: в нашей стране к вопросам образования, науки, культуры всегда отношение особое, именно они выделены в качестве важнейших приоритетов в новом майском указе Президента страны Владимира Путина о национальных целях и стратегических задачах развития России до 2024 года.
- В указе поставлена задача – обеспечить вхождение России в десятку ведущих стран по качеству школьного образования, - напомнил Рустэм Закиевич. - Важно сформировать современную национальную систему профессионального роста педагогов. К 2024 году необходимо создать не менее 15 научно-образовательных центров мирового уровня на основе кооперации университетов с научными организациями и предприятиями.
Он сообщил, что новым программным документом стал национальный проект в сфере образования, включающий девять направлений. В данный момент Правительство региона готовит свои предложения по его дополнению региональной составляющей.
Сегодня ведется строительство и реконструкция 49 объектов образования, которые должны успеть подготовить к 100-летию республики. К примеру, в нынешнем году запланированы к вводу 6 школ и 2 дошкольных учреждения. В течение 2 лет предстоит создать ещё около 10 тысяч новых мест в детских садах, чтобы к 2021 году их могли посещать все дети, в том числе ясельного возраста. К 2025 году в основном завершится переход школ на односменное обучение.
Равные возможности для каждого
В своем выступлении Рустэм Закиевич указал на то, сколь важно обеспечение равных возможностей для получения знаний всеми учениками независимо от места их проживания. Он привел результаты исследования Высшей школы экономики, согласно которым более четверти российских школьников, заканчивая девятый класс, не владеют многими базовыми умениями.
По мнению Рустэма Закиевича, помогать преодолеть школьную неуспешность, конечно, должны и родители, но главная роль принадлежит школе.
- Для того чтобы «подтянуть» проблемного ученика, необходимо отдельное время и особые усилия учителя, высокая его квалификация как воспитателя, наставника, психолога. Надо поощрять педагогов, которые берутся за эту сложную работу, повышают успеваемость, занимаются профориентацией. Школе должны помогать социальные партнёры – предприятия, общественные организации, - заявил Глава республики.
Рустэм Закиевич отметил, что необходимо активнее внедрять в образовательный процесс учебные технологии, связанные с исследовательской работой на стыке разных областей знаний, учебной кооперацией.
- Работу с учителями нужно в целом поднимать на качественно новый уровень. Как показали результаты мониторинга Общероссийского народного фронта, только 20 процентов педагогов владеют всеми технологиями, необходимыми для реализации федеральных государственных образовательных стандартов, - констатировал руководитель региона. - В 2020 году планируется внедрить новую модель аттестации учителей, которая должна учитывать современные требования.
Цифровые перемены в школах
Наша республика занимает передовые позиции в рейтинге регионов в части развития цифровой образовательной среды. Тем не менее, по словам Рустэма Закиевича, необходимо шире использовать в учебном процессе электронные образовательные ресурсы, онлайн-обучение, создавать цифровые лаборатории, студии робототехники.
- К 2023 году страна должна перейти на систему цифровых учебно-методических комплексов, которые придут на смену печатным учебникам. У нас ряд школ, гимназий уже имеют цифровые учебники, работают в этой части. Но это буквально единицы. А в 2023 году, через 5 лет, учебники будут электронными, - предупредил Рустэм Хамитов.
К 2024 году в России в рамках реализации проекта «Цифровое равенство» предстоит обеспечить доступ к высокоскоростному интернету во всех школах и колледжах республики. В республике планируют завершить эту важную работу гораздо раньше: в 2019-м, либо крайний срок – к 2020 году.
Рустэм Закиевич заявил, что сегодня техническим творчеством занимаются лишь 10 процентов школьников, чего явно недостаточно. Пока действуют всего три площадки детского технопарка «Кванториум Башкортостана», оснащенные современным оборудованием.
- Детям там интересно и познавательно. Ребятишки ходят туда с огромным желанием. Нам надо развивать данное направление, - поставил задачу Рустэм Хамитов. - Пока Правительство республики выделило на эти цели 56 миллионов рублей.
По его словам, нужно в десять раз больше ресурсов, чтобы «подтянуть» технологическую составляющую в процессе обучения.
- Давайте оживим эту работу. Нам нужны технари, инженеры, люди с новым, современным мышлением, - подчеркнул Рустэм Закиевич.
Одарённым детям – внимание особое
Рустэм Закиевич сообщил о дополнительном поощрении стипендиатов Главы республики, размеры их стипендий вырастут: для учащихся колледжей – до 2 300 рублей, студентов вузов – до 5 750 рублей, аспирантов – до 7 000 рублей. В республике подготовлена концепция работы с одарёнными детьми и молодёжью, определены меры материального стимулирования обучающихся и педагогов. Но, по словам Главы республики, и здесь мы отстаем.
- Когда у нас есть одарённые ребята, которые не могут выехать на всероссийские олимпиады, – о чём это говорит? О том, что люди, отвечающие за эту работу, не выполняют её так, как нужно, - поделился своими мыслями Рустэм Закиевич. - Кто-то вовремя не написал письмо, кто-то вовремя не организовал связь с оргкомитетом олимпиады, кто-то ещё что-то не сделал. Нам нужно не только утвердить дорожную карту, а расшевелить тех, кто занимается этой темой. Здесь, в зале, эти люди есть. Чего вы спите? Чего ждёте? По количеству олимпиадников мы уже в два раза отстаём от наших соседей – вот до чего довели ситуацию.
Он напомнил, что Башкирский государственный, нефтяной и педагогический университеты приступили к формированию на базе партнёрских школ предуниверсариев технического и гуманитарного направлений, которые помогут старшеклассникам определиться с выбором будущей профессии, познакомиться с преподавателями, возможностями вузов.
Рустэм Закиевич сообщил, что в республике есть целая сеть известных школ с инновационным характером обучения, где знания получают только треть, 35 процентов от общего числа школьников. Сегодня, по его мнению, необходимо качественно работать со всеми детьми без исключения, своевременно выявлять и развивать их таланты, чтобы они могли в полной мере проявить себя.
Университеты как научные центры
- В условиях высокой конкуренции вузам Башкортостана, безусловно, нужно повышать свою привлекательность, открывать новые специальности, востребованные выпускниками наших школ, ориентировать их на учебу и последующую работу здесь, у нас в республике, - сказал Рустэм Закиевич.
Он призвал расширять возможности университетов путём объединения или кластеризации с ведущими предприятиями, научными учреждениями, бизнес-инкубаторами, технопарками, открывающими новые перспективы самих вузов и их выпускников.
Сегодня авиационный и нефтяной университеты входят в крупные отраслевые республиканские кластеры. На их базе созданы инжиниринговые центры, малые инновационные предприятия. Но объём работ по договорам с предприятиями ещё очень маленький, суммы исчисляются несколькими сотнями миллионов рублей.
- Понятно, что предприятия экономят, пытаются всячески увиливать от контакта с наукой. Это так, всё это я вижу, - констатировал Рустэм Хамитов. - Но с другой стороны, нужно в хорошем смысле слова проявлять агрессию в работе с предприятиями с точки зрения внедрения научных новшеств. Нужно проработать механизмы поддержки вузов, реализующих проекты по развитию региональной экономики и социальной сферы. Это могут быть гранты из бюджета республики, участие университетов в отраслевых госпрограммах, совместное использование или передача инфраструктуры для проведения исследований.
Рустэм Закиевич напомнил, что недавно республика вернула в свою собственность здание бывшего завода телефонной аппаратуры имени Кирова, в котором сегодня частично размещается БашГУ. В будущем здесь появится инновационный центр для студентов уфимских вузов.
- Дайте предложения, что вам нужно. Здание есть, ресурсы зарезервированы. Мы хотим, чтобы там кипела жизнь, чтобы там денно и нощно занимались студенты, чтобы были лаборатории, кванториумы, технопарки, инновационные площадки. У нас есть всё для этого. Дайте предложения, - обратился Рустэм Закиевич к ректорам вузов.
Результаты ЕГЭ порадовали
За последний год в системе образования республики наблюдались стабильные позитивные сдвиги, отметила в своем выступлении министр образования Башкортостана Гульназ Шафикова. Она остановилась на результатах Единого государственного экзамена, которые ныне оказались выше, нежели в 2017-м. По итогам проведения аттестации средние значения по всем предметам соответствуют среднероссийским, наблюдается увеличение балла по большинству учебных предметов, на 4 процента снизилась доля «двоечников», на 2,4 процента увеличилось число выпускников, получивших 81 и более баллов.
Министр также перечислила достижения национальных проектов, которые были внедрены в республике. Это «Современная школа», «Цифровая среда», «Рабочие кадры для передовых технологий», «Повышение конкурентоспособности российского высшего образования», «Успех каждого ребенка», «Доступное дополнительное образование для детей», «Современный родитель», «Социальная активность», «Учитель будущего», «Новые возможности для каждого».
- Самую значимую динамику можно отметить по проекту «Современная школа», изменения коснулись инфраструктуры, содержания общего образования и системы оценки, - заявила Гульназ Шафикова. – В нынешнем году предполагается строительство шести новых школ, капитальный ремонт и укрепление материальной базы 272 образовательных организаций. Впервые мы начали в нынешнем году ремонтировать загородные оздоровительные лагеря.
По ее словам, 98 процентов школ нашей республики имеют условия, соответствующие ФГОС. Вместе с тем, в Башкортостане существует 35 объектов образования, частично признанных ветхими, аварийными, еще 2 процента зданий требуют капитального ремонта, который будет проведен в следующем учебном году.
Кому светит «Сириус»?
Образовательный центр «Сириус» - настоящая кузница талантов. Ежемесячно сюда приезжают 800 детей в возрасте 10-17 лет со всей страны. Их сопровождают более 100 преподавателей и тренеров, повышающих в Центре свою квалификацию. В планах – появление филиала «Сириуса» в нашей республике. Вообще, региональные центры поддержки юных талантов должны открыться во всех субъектах нашей страны до 2022 года, на сегодня 35 регионов уже подписали соответствующее соглашение, в том числе и Башкортостан.
В работе августовского педсовета принял участие заместитель руководителя образовательного центра «Талант и успех», руководитель центра образовательных программ образовательного центра «Сириус» Алексей Турчин. Он сообщил, что за 3 года существования «Сириуса» в нем занимались 500 школьников из республики, из которых 121 - по направлению «образование и наука», 143 – «искусство» и 236 по направлению «спорт».
- В течение 24 дней дети получают интенсивную профильную программу, общеобразовательный блок и интересное увлекательное дополнительное образование. За 3 года работы «Сириуса» через его программы прошли более 20 тысяч выпускников, - сообщил Алексей Турчин.
Кстати, наравне со школьниками в центр могут подать заявку и учителя.
За 3 года на курсах повышения квалификации занимались 43 педагога из республики, еще 7 преподавателей проходят годовую программу переподготовки.
- «Сириус» существует на объектах, оставшихся после зимних Олимпийских игр 2014 года. На сегодня идет переосмысление пространства, в котором оказался образовательный центр, наполнение его новыми смыслами, нестандартными решениями, - поделился Алексей Турчин.
Он подчеркнул значимость присутствия в «Сириусе», а также в домах детского творчества, школах реального сектора, который бы формулировал задачи, рассказывал о прорывных технологиях, производстве, востребованных профессиях.
Ирина НУРИМАНШИНА.
14-08-2018 (0) Просмотров: 1 180 Номер: 65(13245) Версия для печати