Республиканский педсовет
Выбирая современные подходы, не пытайтесь догонять вчерашний день
После каждой поездки снова и снова убеждаюсь: самый ценный канал получения информации - это живое общение. Думаю, со мной согласятся многие. Стоит ли удивляться, что жительницы Стерлитамака (а именно там в субботу проходило августовское совещание "Образование в республике: инвестиции в человека и будущее региона"), получив возможность "вживую" поговорить с Президентом Башкортостана Рустэмом Хамитовым, попросили его прокомментировать решение об изменениях в работе республиканского Правительства.
Рустэм Закиевич уже закончил инспекционную поездку по образовательным учреждениям Стерлитамака и осмотрел экспозицию, развернутую перед Городским дворцом культуры, а до начала пленарного заседания еще оставалось время, так что он был не против высказать свое мнение по этому вопросу (правда, главу региона удивило, что женщины назвали новость "животрепещущей").
Президент сообщил, что принял на себя оперативное руководство Правительством республики для того, чтобы система управления на государственном уровне стала проще - "одноканальной, без всяких разветвлений".
- Чтобы бюрократии было меньше. Чтобы быстрее проходили бумаги, чтобы была
управляемость, - пояснил Рустэм Закиевич. - Мы отсекаем ненужное... Мы должны добиться ускорения прохождения бюрократических процедур не на проценты, а в разы... Для нас в такой динамичный век скорость принятия решений, скорость исполнения очень важна.
Президент убежден: руководитель республики должен знать "все, что происходит с деньгами, с имуществом, с землей, знать, как себя люди чувствуют", а основная переписка, связанная с этими вопросами, идет через Кабинет министров, через Правительство. В роли английской королевы, которая вроде бы всем нужна, но ни за что не отвечает, глава региона выступать не намерен, ибо президент, по его мнению, - это человек, который "должен находиться в гуще событий постоянно, должен все знать, управлять, где-то поправлять, направлять ресурсы". Как отметил Рустэм Закиевич, подобная одноканальная модель управления реализована практически во всех субъектах Российской Федерации. Да и мировой опыт в этом плане наработан солидный. По словам Рустэма Хамитова, такого двоевластия, как у нас, практически нигде нет: в федеративных государствах губернаторы, руководители субъектов федерации отвечают за все там происходящее, несут личную ответственность за результаты работы региональной исполнительной власти.
- Поэтому здесь сенсации никакой нет, никакого преднамеренного усиления, концентрации власти в одних руках. Просто мы выпрямляем деформированную систему управления, делаем ее простой, понятной для людей, быстрой, динамичной, современной, - подытожил глава нашего региона, подчеркнув, что это пока первый этап реформы государственной системы управления, создававшейся в 60-70-е годы прошлого века. - Мы набор министерств не меняли лет, наверное, сорок-пятьдесят. Мы живем в другом мире, и у нас уже отношения совершенно другие. И подходы тоже должны быть другими. ...У нас очень много дублирующих друг друга структур: аппарат Правительства, аппарат Президента, в каждом министерстве есть какие-то свои структуры, какие-то подразделения. Огромное количество людей получают заработную плату, выполняя одну и ту же работу.
К чему это приводит, понятно. Рустэм Хамитов назвал вещи своими именами: нередко получается так, что никто не принимает решений, никто за них не отвечает, а в конечном итоге страдает дело. Такая ситуация главу региона ни в коей мере не устраивает, потому им и принято решение о реформе системы управления.
- ...В Конституции, в конце концов, записано: Президент республики возглавляет Правительство республики. Возглавляет... не в формате царствующей особы, а в формате работающего человека, который знает все, что происходит в Правительстве, - уточнил Рустэм Закиевич. - Попробуем, поработаем. Я думаю, результаты у нас появятся. И если что-то нужно будет донастроить, мы настроим.
Почему я начала свой материал именно с этого фрагмента, нарушая хронологически-событийную структуру репортажа? Да потому, что данный вопрос - об управлении и "типовых решениях" (то бишь стереотипах), мешающих нам двигаться вперед, - на сегодня ключевой. И для сферы образования он тоже актуален. Чуть позже вы поймете, о чем речь.
А вот теперь я готова поделиться с читателем своими впечатлениями от увиденного в Стерлитамаке.
Первым объектом, который мы посетили, стал новый детский сад в микрорайоне Солнечный, где много молодых семей. Он построен на средства, выделенные в рамках Республиканской адресной инвестиционной программы. Фигурно-узорчатое двухэтажное здание выглядит более чем современно, и территория очень ухоженная. Правда, пока не высажены деревья, но строительные работы снаружи закончены совсем недавно. Просторные веранды, игровые площадки с современным оборудованием (их десять, по числу групп, а еще есть две спортивные). Внутри здания - бассейн, физкабинет, галокамера... Строительство, по словам заведующей детским садом Дильбар Алкиной, потянуло на
92 миллиона, еще на 9 миллионов закуплено оборудования. Дильбар Манжуровна рассказала, что садик будут посещать двести десять ребятишек, причем четвертая часть - льготники: двадцать три ребенка из многодетных семей, у восемнадцати родители принимали участие в боевых действиях, у девятерых папа или мама инвалиды.
Захожу на одну из игровых площадок. Какие нарядные, яркие цвета вокруг - синий, желтый, красный. Вот грузовой "автомобиль" тянет горку в виде изогнутой трубы. Заглядываю в кабину, насколько наши с ней габариты это позволяют: руль крутится и педаль действует. Не знаю, тормоз это или газ...
- Осторожно, поедет! - смеется кто-то из мужчин.
Похоже, я заигралась... Да, ребятишкам, которые совсем скоро станут здешними воспитанниками, можно по-хорошему позавидовать. Как это делает, например, Лиза Чаркина из соседнего дома. Она, без пяти минут третьеклассница, хорошо помнит свой бывший садик: никакого сравнения!
И все-таки, как выяснилось, недочеты есть и здесь. Осмотревший здание Президент республики Рустэм Хамитов отметил недоработки при проектировании бассейна: тот построен несоразмерно глубоким, а водой будет наполняться лишь до отметки 70 сантиметров. В результате детям придется подниматься и спускаться по высокой лестнице, и воспитатели вынуждены будут буквально на руках носить малышей. Президент призвал специалистов детально продумывать подобные моменты еще на стадии проектирования.
Далее держим путь в среднюю школу № 5
. На спортивной площадке шум и гам, множество подростков в спортивной форме. Хочется сказать "яблоку упасть негде", но это будет неправдой: место находится даже для нескольких новехоньких оранжевых мячей. Здесь вот-вот начнутся Всероссийские соревнования по уличному баскетболу, и команды из Стерлитамака, Салавата, Уфы, Кумертау и Ишимбая вовсю разминаются.
- Таких площадок в Стерлитамаке пять, - поясняет председатель городского Комитета по физкультуре и спорту Наиль Ризванов. - В рамках муниципальной программы "Школьные дворы" планируем возводить каждый год по два-три подобных объекта.
Как рассказывает Наиль Закиевич, на этой площадке с современным покрытием на основе резиновой крошки, которому не страшны ни случайные механические повреждения, ни перепады температур, нередко устраивают массовые состязания, а по вечерам занимаются спортом мальчишки и девчонки из всего микрорайона. Минувшей зимой здесь даже заливали каток: и ребята остались довольны, и современное покрытие "отнеслось" к ледяному покрывалу весьма благосклонно. Читатели "Вечерки", конечно, знают: в столице Башкортостана тоже несколько таких современных площадок.
...А вот и высокие гости подъехали. Президента Республики Башкортостан Рустэма Хамитова сопровождают Председатель Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан Константин Толкачев, заместитель Премьер-министра Правительства РБ Фидус Ямалтдинов, министр образования РБ Альфис Гаязов, советник Президента Республики Башкортостан Спартак Ахметов, первый заместитель главы Администрации Стерлитамака Марат Мусин и другие официальные лица. Интересно, что это за бравые ребята и девчата в форме гостей приветствуют? Ага, профильный полицейский класс...
- То, что вы занимаетесь спортом, это очень хорошо, - поздоровавшись, обращается к участникам соревнований Рустэм Хамитов. - К сожалению, такие площадки пока не во всех школах. А наша задача - сделать так, чтобы они появились во всех!
Президенту предоставляют право ввести мяч в игру, и первые команды бросаются в бой. Понаблюдав немного за ходом встречи, Рустэм Закиевич отправляется в информационно-методический центр отдела образования городской Администрации. Журналистам тоже очень интересно взглянуть на единственный в республике интерактивный комплекс Trans-Force (в России таких всего тридцать), позволяющий максимально погружаться в изучаемый предмет как при помощи интерактивных функций (на столах шесть мониторов с соответствующими "пультами управления"), так и благодаря наглядности учебного материала. Экран во всю стену дает 3D-изображение, причем никакие очки надевать не требуется. Заниматься в этом классе будут и младшие школьники, и старшеклассники. Почему "будут"? Да просто монтаж комплекса завершен на днях. Так что щедрые порции учения с увлечением ожидают стерлитамакских девчонок и мальчишек в новом учебном году: отдел образования выделяет два автобуса, которые будут по графику, согласно заявкам из школ, доставлять сюда ребят из всех микрорайонов.
Вместе с оборудованием приобретено шесть учебно-познавательных программ, в том числе "История", "Естествознание", "Космос", "Ядерная энергетика".
- Вот это новый шаг, интересная вещь, это нужно делать, - выносит после презентации вердикт Рустэм Хамитов. - И новое программное обеспечение нужно писать. А есть у комплекса мировые аналоги?.. Нет? Надо наших программистов состыковать с разработчиками, это обойдется подешевле... - Уточнив стоимость комплекса, Президент с удовлетворением отмечает: - Абсолютно реально!
Как выясняется, перед приездом в информационно-методический центр Рустэм Закиевич побывал в одной из стерлитамакских школ, и там ему с гордостью поведали о курсах, где педагогов учат... перекачивать в ноутбук файлы с видео- и фотокамер. В общем, вчерашний день пытались выдать за свидетельство прогресса. Теперь понятно, какой смысл Президент вложил в свои слова, оценивая только что закончившуюся презентацию: "Вот ЭТО новый шаг"...
...Вторая половина рабочего дня для нас начинается возле стерлитамакского Дворца культуры. Сюда же стягиваются и участники пяти дискуссионных площадок, с самого утра работавших на базе учебных заведений города. Осматриваем экспонаты выставки "достижений учебного хозяйства". Вот за столом двое ребят, не теряя времени, занимаются резьбой по дереву. Тимур Идрисов и Салимьян Мусин нашли себе дело по душе и после уроков совершенствуют полученные навыки в стенах родной 31-й школы: на ее базе действует кружок Центра детско-юношеского технического творчества. Ведет его преподаватель технологии Ринат Гулов. Вот он рядом со своими воспитанниками. Ринат Зуфарович освоил резьбу по дереву уже во взрослом возрасте и с каждым годом находит в ней новые плюсы. Это занятие не только развивает усидчивость, мелкую моторику и пространственное воображение, но и дает пацанам в руки практически готовую профессию.
- Если ты сумел шкатулку сделать - значит, любую мебель соберешь, - поясняет собеседник. - А еще мои воспитанники учатся получать от труда удовольствие. Представьте, был какой-то непонятный огрызок доски от бани, а получается просто прелесть...
Марат Ямалетдинов, преподаватель технологии из школы № 24, заслуженный учитель Республики Башкортостан, согласен со своим коллегой. Я погружаюсь в тему все глубже, но разговор о липе как самой "послушной" древесине вынуждена все-таки прервать: боюсь, не успею взглянуть на другие экспонаты. Чего только на выставке нет - и мягкие игрушки, и расписная посуда, и изделия из войлока... А вот к этому стенду просто не могу не подойти: по столу разъезжают инновации в прямом смысле слова. Заместитель директора Образовательного центра информационных технологий "Истра", руководитель направления "робототехника" Ильгиз Валиев и его сын (а одновременно ученик, и даже уже не "второгодник" - пять курсов разной сложности окончил) пятнадцатилетний Рамиль представляют систему роботов, выполненных на базе конструктора "Лего": тягач с прицепом и погрузчик, имитирующие - в данном случае никакого негативного оттенка слово не несет - производственный процесс.
- Это не стандартная модель, мы сами ее придумали, - с гордостью говорит паренек.
Интересуюсь, сколько времени на работу понадобилось, и слышу в ответ:
- Две ночи.
- Так мало?!
- Наоборот, много, - улыбаются Валиевы. - Две ночи - это же только на программирование...
Как я и предполагала, Президент, осматривая выставку, тоже остановился возле стенда "Истры". Правда, Рустэм Закиевич вел разговор совсем на другом уровне. Краем уха я уловила:
- Так, а процессор где у него?..
Да, информатизация и компьютерные технологии - это сегодня факторы, обуславливающие динамику развития любой сферы. И тем не менее во главе угла все равно оказываются системные моменты. Многие из них Рустэм Хамитов озвучил во время своего выступления на пленарном заседании республиканского совещания.
Вопрос образования, подчеркнул глава региона, - тема неисчерпаемая, и в рамках одного совещания подробно обсудить все происходящее нереально, поэтому сосредоточиться нужно на тех моментах, которые несут новую информацию и будут взаимно полезны всем присутствующим.
Говоря о сфере дошкольного образования, Рустэм Хамитов отметил, что впервые за последние двадцать пять-тридцать пять лет в республике началось масштабное строительство детских садов: в 2012 году их в общей сложности будет сдано порядка пятидесяти, а это почти одиннадцать тысяч новых мест.
- Это детские сады современные, зачастую с бассейнами. Дорогие - слов нет, - заметил Президент, - одно место нам обходится от 500 тысяч до 1 миллиона рублей. Конечно, на это требуются огромные ресурсы - в нынешнем году порядка 4,5 миллиарда рублей направлено на строительство... Никогда такого развития дошкольного образования не было!
Помимо этих пятидесяти детских садов мы еще будем искать дополнительные возможности по развитию, скажем так, частного предпринимательства в этой области, - подчеркнул Рустэм Хамитов. - Не надо стесняться. Надо, наоборот, главам муниципалитетов наших городов помогать в этой работе. И уже многие районы и города двигаются в этом направлении - открывают новые учреждения частного типа. Пусть там десять-двадцать ребятишек, но эта услуга тоже востребована... Так что сообща мы в ближайшие два-три года проблему по детским садам, в основном, закроем.
В 2013 году, сказал глава региона, такого количества дошкольных учреждений уже не будет строиться, ресурсы пойдут на содержание имеющихся и повышение заработной платы работникам, которая в детских садах очень невысока.
Перейдя к теме школьного образования, Рустэм Закиевич привел такие цифры: в республике сегодня четыреста с небольшим тысяч учеников. В советское время обучались более семисот тысяч ребят, и тогда система образования справлялась.
- И никто не скажет, что ученик был пл
ох, - заметил Президент. - Страна развивалась, готовились специалисты, из школы выходили умные ребята. И тогда мы, вообще говоря, меньше "плакали", чем сегодня, когда слышим постоянные требования, просьбы о том, что "это неправильно, это плохо, это не так".
Что произошло с нами? Мы же только вчера в два раза больше ребят учили, даже в неприспособленных помещениях. Никаких компьютеров не было, никакой электроники, информатизации. Книжек, тетрадей не было - писали на "полях" газет... Я не говорю, что надо к этому возвращаться, но мы тогда справлялись с образованием. Что сейчас произошло? Почему мы всегда говорим о том, что это не так, это не верно, это плохо, система деградировала? Что произошло с нами? Это вопрос животрепещущий. Если говорить о деньгах, я уже сегодня своим коллегам называл цифру: в образование в целом в Республике Башкортостан мы направляем 45 миллиардов рублей в этом году. Из 140 миллиардов рублей нашего бюджета - 45 миллиардов. Назовите мне другую отрасль, в которую вкладываются такие ресурсы. Медицина у нас в полтора раза "дешевле"...
Мы уже мобилизовали все ресурсы, которые можем направить в эту отрасль, - сообщил глава региона. - Где деньги, как они расходуются? Каким образом, вообще говоря, происходит перераспределение этих ресурсов во всей этой образовательной среде? 5,5 миллиарда рублей неэффективных расходов - это только официальная цифра, выведенная по нормативам, которые нам спускают "сверху" наши федеральные учреждения, министерства.
Но самое страшное даже не то, что в республике сто пятьдесят классов, в которых всего по одному ученику, триста с лишним, в которых по два, и порядка пятисот или шестисот, где по три, подчеркнул Президент, а то, что "возрастает бюрократический аппарат, разрастается структура, которая сегодня получает финансирование через систему образования. При этом не делает того, что должна делать.
- Всякие госучреждения, какие-то исследовательские, методические центры. Одно, другое, третье, пятое, десятое... Учеников стало в два раза меньше, инфраструктура выросла в два или три раза - и, конечно, денег не хватает. Я вам честно говорю, что мы уже больше денег направлять в образование не можем. У нас дефицит бюджета по 2012 году - 16 миллиардов рублей, - сообщил Рустэм Хамитов. - Давайте обсуждать - где идет системный сбой? То есть денежный поток не дает решения проблемы, постоянно идут стенания: "заработной платы нет", "школа в плохом состоянии", "крыша течет" и так далее. В этом году на ремонты мы направили два с лишним миллиарда рублей. Никогда школы такого объема денег не получали. А поток просьб не снижается...
Объясните, пожалуйста, каким образом сегодня стоимость обучения одного ученика по некоторым районам обходится в 500 тысяч рублей? Этого ребенка проще отправить учиться, я не знаю, да хоть за границу. Это что за такая система? Как мы живем?
Я сформулирую следующее - министерству образования в течение года снизить неэффективные расходы на 20 процентов, - поставил точки над i Президент. - Вот вам задание. Решайте - но не за счет сокращения школ... Ищите внутренние резервы. А как иначе? И эти деньги останутся у вас, пойдут на повышение заработной платы учителям. - После этих слов в зале раздались дружные аплодисменты. - Далее. Мы говорим о новых формах обучения, о компьютеризации, интернете... Но я посмотрел сегодня - даже лучшие школы Стерлитамака еще находятся на начальном пути в этой части. Еще только вводят программные продукты, которые позволяют сделать образ электронной школы. Еще лишь вводятся элементы глобальной информатизации системы образования. Жизнь идет намного быстрее... Нам надо находить такие точки, где мы не догонять будем, а сразу опережать то, что есть в обществе.
Наша задача, - подчеркнул Рустэм Хамитов, - формировать современную школу. А создать великолепные условия для учебы при правильном подходе можно даже в старых деревянных стенах. Строительство ради освоения денег - порочная практика. Вопрос в том, будут ли в новой школе использоваться новые методики.
- Меня сегодня спрашивали: "Почему вы вводите одноканальную систему управления в республике? Мы привыкли к тому, что у нас есть Президент, есть Премьер, аппарат Правительства, аппарат Президента", - вернулся к "системной" теме глава региона. - Я говорю: "Ту работу, которую может сделать один человек, не нужно делать вдвоем". И ту работу, которую может выполнить один аппарат, не нужно выполнять двумя аппаратами. То же самое - школы. Посмотрите, ищите резервы, ищите тех, кто "присосался" к деньгам школ, кто кормится от этого. Уходите от всех этих дублирований, всех этих "рыб-прилипал".
Второе. Мы ищем вместе с вами новые формы образования - пусть это будут современные, интерактивные, даже дорогие. Не жалко... Не выдавайте мне за новое то, что давным-давно пройдено и известно.
В области развития высшей школы Рустэм Хамитов поставил задачу заняться проработкой вопроса о создании мегауниверситетов.
- Может быть, это самое главное из того, что мы должны делать сегодня, - создавать мощную профессиональную систему образования, - подчеркнул Президент. - Потому что сегодня самое дорогое - это компетенции. Это то, что называется знанием. Нам не нужно, чтобы в сельском хозяйстве работало 40 процентов населения республики. Вы знаете, в мире 5-10 процентов населения стран кормят немаленькие государства. У нас сегодня в сельском хозяйстве работает 40 процентов трудоспособного населения. Конечно, в том, чтобы этих людей вовлечь в новую экономику, велика роль науки, университетов, образования. То есть мы все еще продолжаем идти по инерции, говорим, действуем по старинке. И каждый день мы отстаем. Вот мы сидим, обсуждаем - и уже на один день отстали от лидеров. От лидеров, которые развиваются, получают федеральные финансы, зарубежные гранты, которые ведут активную жизнь. Это всем нам надо понимать...
Собственно, разговор для начала я сознательно заострил, - признался Рустэм Хамитов, завершая выступление. - Мне написали доклад, он очень красивый, симпатичный. Я такие доклады не читаю и читать не собираюсь, потому что это макулатура. Наша жизнь не должна идти в соответствии с тем, что написано на бумаге, которую только на макулатуру можно отправить. Жизнь другие ставит задачи. Мы должны им соответствовать, если хотим быть успешными. Если хотим, чтобы республика была действительно на высоте по всем направлениям.
...В рамках республиканского августовского педсовета Рустэм Хамитов вручил на совещании награды лучшим педагогам - лауреатам профессиональных конкурсов 2012 года. В частности, двадцать учителей стали обладателями премий Президента Башкортостана, а двенадцать из них получили к тому же почетное звание "Заслуженный учитель Республики Башкортостан".
Разговор о плюсах и минусах отрасли продолжил министр образования республики Альфис Гаязов. Полностью текст его доклада можно будет найти на сайте www.morb.ru
Не оставили зал равнодушным и другие выступающие. Кто-то делился опытом, кто-то очерчивал проблемы... Несколько эмоциональных реплик вызвала у Президента речь лидера республиканской профсоюзной организации работников образования Светланы Прониной. В самом деле, к чему бесконечно требовать повышения заработной платы учителям, когда эта работа в регионе и без того ведется? И еще. Неоднократно уже прозвучало: снижайте неэффективные расходы - и освободившиеся средства пускайте на повышение зарплаты... Есть два очень хороших выражения: "Критикуя - предлагай" и "Кто хочет работать - ищет возможности..." Они есть, эти возможности, и все мы, каждый на своем месте, должны их находить. И реализовывать. Только в сумме наши усилия помогут "вырастить" те самые внутренние инвестиции, в которых так нуждается Башкортостан.
Светлана ШИРОКОВА,
Уфа - Стерлитамак - Уфа.
P.S. Да, чуть не забыла. Хочу поблагодарить через газету принимающую сторону за отличную организацию и сказать отдельное спасибо начальнику отдела по связям со СМИ Администрации Стерлитамака обаятельной Ирине Каримовой, которая вела нашу группу по маршруту и помогала получить все необходимые комментарии.
Фото Альберта ЗАГИРОВА.
14-08-2012 (0) Просмотров: 2 144 Номер: 155(12053) Версия для печати