Молодёжный форум "IВолга-2014"
Все горизонты открыты и...статичны
В Самарской области на фестивальной поляне "Мастрюковские озера" завершил работу форум молодых инноваторов Приволжского федерального округа "IВолга". Итоги десятидневного съезда впечатляют: восемь проектов удостоены дипломов первой степени и 300 тысяч рублей, шестнадцать - дипломов второй степени и 200 тысяч, столько же - дипломов третьей степени и 150 тысяч рублей. Всего призовой фонд составил 8 миллионов рублей. Как и год назад, шестнадцать участников форума получили в качестве приза путевки на космодром Байконур. Трое награждены поездками в Китайскую Народную Республику.
Напомним, что на этот раз встреча молодых инноваторов носила международный статус - в ней принимали участие делегаты из Китайской Народной Республики. Наш регион на "IВолге" представляли более ста человек. Они продемонстрировали свои разработки в различных областях инженерии, медицины, ЖКХ, сельского хозяйства, в гуманитарной сфере.
"Вечерка" с большим нетерпением ожидала возвращения молодых и целеустремленных представителей республики, чтобы из первых уст узнать об их достижениях, открытиях и планах на будущее. Несмотря на огромное количество дел, которые накопились у ребят за это время, а тут еще и лето - пора отпусков и каникул, никто из них от предложения встретиться не отказался. Более того, многие данную идею восприняли с энтузиазмом - а почему бы не пережить самые яркие моменты молодежного форума еще раз? Итак, мы начинаем серию публикаций об участниках "IВолги".
Владимир Бекузин - воспитанник Уфимского государственного авиационно-технического университета - оказался в составе делегации от Республики Башкортостан не случайно, молодой человек уже больше года разрабатывает и совершенствует инновационный проект "Интеллектуальный амортизатор". Идея создать линейку "умных" амортизаторов, рожденная ранней весной 2013 года, нашла активную поддержку в лице на тот момент аспиранта кафедры электромеханики, а сейчас старшего преподавателя, кандидата технических наук Вячеслава Евгеньевича Вавилова. Также не обошлось без поддержки заведующего кафедрой электромеханики - доктора технических наук Флюра Исмагилова и доктора технических наук Ирека Хайруллина.
Известно, что в основе любой инновационной разработки лежит не столько проблема, сколько несовершенство уже существующего продукта, процесса, услуги. Вот и нашего нового знакомого не устраивали частые поломки подвески его автомобиля.
- Наши дороги оставляют желать лучшего, - считает Владимир. - К чему ведет низкое качество дорожного полотна? К снижению комфортабельности, безопасности и, конечно, быстрому истощению ресурсов транспорта. Ну, а если мы не можем построить дороги под наши автомобили, значит, нужно машину перестраивать под условия дороги. То есть, отталкиваясь от известного философского заключения - если гора не идет к Магомету... - мы приступили к изучению явления.
Так из простого вопроса "а почему бы не сделать лучше?" вызрела замечательная идея - разработать интеллектуальные амортизаторы. И она, благодаря усидчивости и трудолюбию студента, получила путевку в жизнь. Говорить о том, реализуются ли в конечном итоге замыслы в готовый продукт, еще рано. Несмотря на неплохой старт и, безусловно, основательно исследованный и подготовленный проект, ему необходима финансовая поддержка. Участие в различных форумах - хорошая возможность таковую получить.
- Мы выделяем амортизаторы первого и второго класса, - привычно объясняет Владимир Бекузин. - Амортизатор первого класса представляет собой линейный электрический двигатель с системой управления...
Замечая некую растерянность в моих глазах, молодой исследователь, на секунду задумавшись, решил упростить мне процесс восприятия.
- Не понятно? Объясню проще. Перед каждым колесом автомобиля располагаем датчик неровности дорожного полотна, который при движении сканирует рельеф. И в зависимости от этого наш амортизатор либо приподнимает колесо, либо опускает - так, чтобы линия горизонта автомобиля оставалась статичной.
И чем же подобная установка "грозит" автомобилю? Во-первых, существенной экономией на техническом обслуживании автомобиля; во-вторых, увеличением срока эксплуатации транспортного средства за счет минимизации ударных нагрузок. Кроме того, езда на машине станет более безопасной, а маневры на поворотах мягче.
- При использовании амортизатора первого класса стакан с водой, поставленный на приборную панель автомобиля, который едет по неровной дороге, не прольется! - утверждает мой собеседник.
Теперь переходим к разбору качеств и преимуществ амортизатора второго класса. По словам участника "IВолги", инновационное изделие представляет собой линейный электрический двигатель-генератор, преобразующий энергию колебания в электрическую энергию. Этой энергией можно питать бортовую систему автомобиля или кондиционер без нагрузки на силовой агрегат. Если говорить более доступно, то это значит, что во время движения по "морщинистому" дорожному полотну на стойках (амортизаторах) автомобиля выделяется энергия, которая переходит в тепло. Владимир преобразовал (пока еще теоретически) данный ресурс в электричество, что позволит экономить до 10 процентов топлива.
- Прежде, чем был готов окончательный вариант амортизаторов, мы проектировали, рассчитывали, моделировали бесчисленное количество раз. Построили десятки, если не сотни, различных характеристик, которые подтверждают работоспособность нашего изделия, - делится Бекузин.
Следующим этапом в продвижении любимого детища стал поиск средств на его реализацию. По самым скромным подсчетам экономиста, на создание опытного образца линейки амортизаторов и техническую документацию необходимо порядка 12 миллионов рублей. Владимир, понимал: для того, чтобы участвовать в конкурсах на крупные гранты, нужно подготовить "железо" - образец изделия. Начался период активного штурма всевозможных бизнес-форумов, конференций, симпозиумов...
- Подавал заявки на многие гранты, что-то брали, что-то нет. Участвовали прошлой осенью в молодежном инновационном конкурсе "Умник", дошли до финала, но главный приз - 400 тысяч рублей - завоевать так и не удалось. Руки, конечно, мы не опустили. Планируем принять участие в этом конкурсе и в нынешнем году.
Расценивая молодежный форум "IВолга" как хороший шанс в продвижении проекта, Бекузин, с одобрения научного руководителя, подал заявку, прошел отборочный тур. И вот он, в команде единомышленников - творческих и целеустремленных молодых людей, направляется в Самарскую область, с нетерпением и большим волнением ожидая того дня, когда представит на суд комиссии свою разработку.
- Десять дней пролетели невероятно быстро! Встреча прошла на самом высоком уровне. А главное - мы познакомились с интересными людьми, хорошими инструкторами, замечательными преподавателями. Удалось пообщаться и с делегатами из Китая, которые оказались очень доброжелательными и приветливыми.
Володя не скрывает, что к первому региональному отборочному туру подошел со всей серьезностью - совместно с преподавателем подготовил презентационную речь и ответы на возможные вопросы экспертов. Поскольку форум ежегодно проводится в режиме автономного полевого лагеря с подготовленной инфраструктурой, презентация инновационных разработок конкурсантов состоялась под куполом большого шатра. Участники подсаживались к одной из трех групп экспертов и рассказывали о преимуществах своего проекта, специалисты же не только задавали уточняющие вопросы, но и давали профессиональные советы по коммерциализации и реализации замысла.
- Какие-то работы разнесли в пух и прах, - вспоминает наш герой. - У меня же все прошло в спокойной и дружественной атмосфере. После выступления остались только положительные эмоции.
Потянулись напряженные дни - шел подсчет баллов, из трехсот представленных проектов только сорок шесть могли претендовать на участие в федеральном этапе форума.
Проект Бекузина набрал 86 очков и прорвался в финальный этап необычного состязания, который прошел уже в несколько другом формате. Работу и выступление участников на этот раз оценивала комиссия из семи экспертов. По итогам форума в тематической смене нашего героя "Инновации и техническое творчество", грант второй степени в размере 200 тысяч рублей завоевала землячка Владимира - Юлия Рзаева за "Разработку нового ингибитора для предотвращения солеобразования при добыче нефти".
Кстати, пять проектов из Башкортостана стали лучшими. Участники получили гранты на общую сумму 900 тысяч рублей.
- Я выиграл путевку в летнюю школу Московского физико-технического института, - делится итогами форума Бекузин. - Обучение будет проводиться в августе. Уже там у нас появится возможность побороться за премию школы в 50 тысяч рублей.
Но на данный момент мысли о предстоящей поездке отошли на второй план, поскольку на первом сегодня - поступление в магистратуру УГАТУ. Как оказалось, у молодого, но перспективного инноватора, кроме проекта "Интеллектуальный амортизатор", есть и другие разработки. К примеру, тема дипломной работы, которую он защитил на твердую "пятерку" буквально на днях, звучит так "Высокоскоростной магнитно-электрический генератор с высококоэрцитивними постоянными магнитами орбитальной станции".
- После начала освоения космоса в 50-60-х годах человечество поставило перед собой задачу исследовать ближайшие планеты с целью нахождения новых ресурсов, жизни, полезных ископаемых, - запоем рассказывает Владимир. - А энергия солнца, которой питается наша МКС, уменьшается обратно пропорционально квадрату расстояния, - слова льются потоком. - То есть, если вы захотите (пока еще теоретически) полететь на Марс, то вашему кораблю не хватит солнечной энергии. Мы задались целью создать альтернативный источник и спроектировали специальный генератор.
Наш новый знакомый признается, что в будущем видит себя работником малого предприятия по производству и сборке амортизаторов. В том, что спрос на его изделие будет большим, он ничуть не сомневается.
- Мои друзья с интересом наблюдают за развитием моего замысла, надеясь однажды оборудовать свои машины этими амортизаторами, - улыбается Бекузин. - Но если все же проект не получит гранта, у нас есть еще множество других разработок - это волновая и ветровая электростанция, гибридный магнитный подшипник... Все проекты можно коммерциализировать, главное - к делу подойти с умом.
Ильвина ХУЗИАХМЕТОВА.
НА СНИМКАХ: Владимир Бекузин; участники "IВолги-2014".
НА СНИМКАХ: Владимир Бекузин; участники "IВолги-2014".
10-07-2014 (0) Просмотров: 1 503 Номер: 134(12532) Версия для печати