Юбилейное
Человек со светлой энергией
В эти февральские дни мы отмечаем столетие знаменитого ученого, биолога и зоолога, врача и писателя-натуралиста Ивана Филипповича Заянчковского.
Иван Заянчковский родился на Украине в городе Руде Киевской области. Незадолго до начала Великой Отечественной войны он окончил Воронежский государственный университет, а в 1948 году - Узбекский сельскохозяйственный институт, получив специальность ветеринарного врача.
Вся его жизнь была посвящена служению избранному делу: Заянчковский работал ветврачом в Самарканде и Донбассе, заведовал кафедрой акушерства в Троицком ветеринарном институте, а позднее - кафедрой ветеринарии, зоогигиены и зоологии в Рязанском сельскохозяйственном институте. В 1964 году, защитив докторскую диссертацию и получив звание профессора, Иван Филиппович начал работать заведующим кафедрой акушерства и хирургии в Башкирском сельскохозяйственном институте.
Именно в Уфе раскрылся многогранный талант ученого, заслуженного деятеля науки БАССР, заслуженного деятеля науки РСФСР, почетного академика Академии наук Башкортостана. Основными направлениями его научной деятельности стали зоология, этиология, ветеринарное акушерство, искусственное осеменение сельскохозяйственных животных. Одним из первых в СССР Иван Заянчковский занялся разработкой проблем профессиональной этики в ветеринарии. В 80-е годы прошлого века он принимал самое деятельное участие в подготовке и издании республиканской Красной книги.
Иван Филиппович - автор более трехсот научных работ, в том числе пяти монографий, более сорока научно-популярных книг, которые изданы на двадцати языках - в СССР и за рубежом.
Судьба не случайно связала его с Уфой. В конце 30-х годов прошлого столетия на окраине Уфы находилась Опытная шелкостанция, где занимались разведением тутового шелкопряда с целью получения коконов. Агрономом в этом хозяйстве работал Павел Филиппович Заянчковский. Летом 1938 года на время летних каникул к нему приехал младший брат Иван. Тогда же здесь, в Уфе, оказалась и гостившая у своих родителей студентка Томского мукомольно-элеваторного института Валентина Иванушкина. Молодые люди встретились и полюбили друг друга. Валентина Ивановна более полувека была не только подругой жизни, но верной и надежной помощницей, критиком и первой читательницей книг своего супруга.
- Отец был не только ученым и педагогом, но и человеком с широким кругом интересов. Он предпочитал изучать содержание книг с карандашом в руках, анализируя прочитанное. Любил приключенческие романы Фенимора Купера, Жюля Верна, Александра Дюма... Восхищался поэзией, высоко ценя как древнеримских авторов, так и лирику современников. Цитировал порой их стихи в своих книгах, - рассказывает сын Ивана Филипповича Юрий Заянчковский.
В семье Заянчковских бережно хранят архив своего отца, деда и прадеда. Например, собранные маленькие календарики, марки и открытки, связанные с природой. Записные книжки, а их более двадцати, куда он вносил свои заметки, фразы, понравившиеся ему... А о его коллекции статуэток животных и птиц ходили легенды. В числе этих "экспонатов" и мохнатая панда из Китая, и изящный воробышек из Чехословакии, и гордые кони каслинского литья...
Отдельно хранятся послания от известных людей, с которыми Иван Заянчковский вел переписку. До конца своей жизни, например, он писал письма Василию Пескову (и получал ответы), обсуждая не только проблемы охраны окружающей среды, охраны животных, публикации в газетах и журналах, но и насущные вопросы жизни. В этом архиве можно встретить и письма от вице-президента Академии сельскохозяйственных наук Болгарии Кирилла Братанова, академика Константина Скрябина, легендарного маршала СССР Семена Буденного. С последним Заянчковский общался при подготовке книги "Твоя родословная, Акбузат", стремясь побольше узнать о подготовке лошадей для кавалерии, их поведении в экстремальных условиях войны.
В числе известных людей, с кем Иван Филиппович поддерживал дружеские отношения, были Мустай Карим, Анвер Бикчентаев, профессор Наиль Гатауллин...
Вообще, Иван Филиппович был открытым и очень общительным человеком. Когда он приходил в редакцию, а Заянчковский был одним из самых любимых и верных наших авторов практически с первых номеров "Вечерки", то молодежь стремилась "случайно" заглянуть в комнату, чтобы пообщаться с профессором, зарядиться той чистой энергией, которая исходила от него. Его жизнелюбие и оптимизм поражали. Казалось, годы не властны над ним. Например, девяностолетний профессор своеобразно делал зарядку: рассыпал по полу коробок спичек, а затем по одной собирал, наклоняясь за каждой и вновь распрямляясь.
Он искренне любил жизнь, любил этот мир, призывал защищать и приумножать богатства природы, проявлять заботу о бережном их использовании и охране.
Галина ГРИГОРЕНКО.
10-02-2017 (0) Просмотров: 1 294 Номер: 12(13088) Версия для печати