Своя изюминка
Поэзия старых джинсов
В Музее современного искусства РБ имени Наиля Латфуллина (улица Карла Маркса, 32) открылась необычная выставка “Джинсовые сирины”. Все экспонаты - от дизайнерских арт-объектов, ассамбляжей и коллажей до предметов быта - выполнены из джинсовой ткани.
Идея джинсового проекта возникла год назад, когда директор музея Василь Ханнанов задумал украсить деревья в скверике, прилегающем к музею, вязаными “одеждами” и обратился за помощью к мастерицам студии художественного текстиля “Кускар”. Деревья, облаченные в теплые “свитера”, привлекли внимание жителей Уфы - на фоне хмурых осенних пейзажей пестро-полосатый трикотаж их стволов радовал взгляд.
Позитивный опыт вдохновил “Кускар” на дальнейшее сотрудничество с Музеем современного искусства, и мы принялись вместе искать варианты нестандартного использования текстиля в художественных проектах.
Но как совместить актуальное искусство, являющееся приоритетным для данной выставочной площадки, и декоративно-прикладное, в котором работает студия “Кускар”? Явное противоречие, хотя и вызвало сомнения, не испугало Василя Ханнанова, художника, как известно, склонного к экспериментам и даже неким провокациям в искусстве. Наиболее подходящим материалом для объединения усилий мы сочли jeans.
Мастера, работающие с текстилем, давно полюбили этот непростой в обработке, но прочный и эффектный материал, который после носки (в виде тех же джинсов), становится даже интереснее. Например, своими потертостями и “дырявостями”. Лоскутницы научились использовать готовые элементы сине-голубых штанов: кармашки, пояса, шлевки, минимальными усилиями создавая сумочки, саше и прочие полезные в хозяйстве стильные штучки.
Надо заметить, что феномен джинсов, являющихся символом определенной эпохи и мировоззрений, давно будоражит воображение художников. Этот вид одежды, пожалуй, как никакой другой претерпел в своей истории невероятные превращения - от рабочих штанов до поистине культового предмета гардероба для целого поколения.
“Отец когда-то мрачно сказал мне, что Советский Союз развалили джинсы, точнее, их отсутствие...” - произносит герой книги Сергея Лукьяненко “Чистовик”. Несмотря на иронию, в этом есть доля истины. Для современной молодежи купить очередные джинсы - заурядное событие. А вот люди постарше помнят времена настоящей охоты за заграничными брюками, являвшимися вожделенной мечтой.
Наверное, одними из первых у нас в стране в них облачились шестидесятники. Это было время разрешенного вольнодумства и “оттепели”. Рожденная в этих условиях поэзия Андрея Вознесенского, Беллы Ахмадулиной, Роберта Рождественского для нас и по сей день является непревзойденным образцом красоты слова, бунтарского духа и внутренней свободы. Показательно, что тема джинсов нашла отражение в их творчестве. Название проекта “Джинсовые сирины” отсылает нас к строкам Андрея Вознесенского, обращенным к Василию Аксенову - “Сокололетний Василий! Сирин джинсовый, художник в полете и силе”.
В этом контексте Василь Ханнанов и предложил кускаровкам поразмышлять: кто еще в современной культуре является для нас “джинсовым сирином”, чьи строки могут сообщить композициям из потертой ткани зашифрованный смысл, подтолкнуть к воспоминаниям и собственным ассоциациям. Так появились работы с поэтическими эпиграфами, наполнившие выставочное пространство музея не только визуальными, но и литературными образами.
Удержаться строго в предложенной концепции оказалось очень непросто, слишком уж история джинсов многогранна. Подключившиеся к проекту молодые художники и дизайнеры внесли свою лепту, представив интересные объекты на злободневные темы.
Нет смысла описывать экспозицию. Приходите в музей (выставка продлится до 9 ноября) и составьте собственное мнение.
Стелла МАРКОВА,
член Союза художников России, руководитель студии художественного текстиля “Кускар”.
Фото Дмитрия
МУХАМЕТКУЛОВА.
член Союза художников России, руководитель студии художественного текстиля “Кускар”.
Фото Дмитрия
МУХАМЕТКУЛОВА.
17-10-2014 (0) Просмотров: 1 545 Номер: 200(12598) Версия для печати