КРАСОТА - НЕЗЕМНАЯ!
Созвездие московского Кремля
В последний декабрьский день 1995-го из-за метеоусловий и иных непредвиденных обстоятельств мы вынуждены были встречать Новый год в Москве, в гостинице "Россия".
В двенадцать ночи, услышав малиновый звон курантов и бой часов Спасской башни, мы весело чокались бокалами с шампанским, поздравляя друг друга, а потом всей компанией вышли на балкон, полюбоваться панорамой столицы. Взоры наши были прикованы к изумительным Кремлевским звездам.
Помню, за новогодним столом кто-то из коллег спросил: "А гаснут ли когда-нибудь звезды Кремля?.." Тогда на эту фразу никто, кажется, не откликнулся, все были заняты главными событиями - здравицами и разговорами на новогоднюю тему. В последующем вопрос об этом тоже не возникал...
Ныне, вспомнив давний случай, я решил найти ответ на этот интересный, на мой взгляд, вопрос. И вот что из этого получилось.
Пятиконечные звезды на башнях Кремля появились спустя восемнадцать лет после Октябрьской революции 1917 года. В решении об этом было записано: "К 7 ноября 1935 года снять четырех орлов, находящихся на Спасской, Никольской, Боровицкой, Троицкой башнях кремлевской стены. К этому сроку установить на указанных башнях несветящиеся пятиконечные звезды с эмблемой "Серп и Молот" из уральских самоцветов".
Каждая звезда была изготовлена из одинаковых материалов - высоколегированной нержавеющей стали и красной меди. А самоцветы Урала нужны были для инкрустации эмблем с серпом и молотом, которые находились в середине с обеих сторон.
Кремлевские звезды непосвященным, разглядывающим их с земли, кажутся крохотными, ведь расстояние до пятиконечных красавиц весьма солидное. В действительности самая крупная из них с трудом вмещалась в условный круг диаметром в пять метров при весе не менее тонны. Их нужно было украсить самоцветами Каменного Пояса, которые были выполнены на Свердловской гранильной фабрике. На ней к этой работе приступили 1 сентября 1935 года, и уже примерно через месяц все было готово. Поверхность серпа и молота украсили александрит, аметист, горный хрусталь, топаз... Даже опытным гранильщикам заказ показался делом непростым. Ведь каждый камень, а величиной они были от крупной сливы до небольшого яблока, надо тщательно отшлифовать, огранить, вставить в позолоченную оправу и прикрепить к серебряной пластинке. Отделка самоцветов получилась восхитительной и неповторимой. Близко на этот шедевр удалось полюбоваться не только уральским мастерам по гранильным работам, но и москвичам. Ведь прежде чем звезды заняли свое постоянное место на башнях Кремля, для всеобщего обозрения 23 октября 1935 года их выставили в Москве - в Центральном парке культуры и отдыха имени Максима Горького. Среди посетителей равнодушных не было. Высокое мастерство свердловских ювелиров покорило сердца жителей и гостей Москвы. На другой день на Спасской башне засияла первая звезда. Затем их установили на шпилях остальных.
В кремлевском созвездии у каждой пятиконечной красавицы свои особенности, определяемые архитектурой и высотой башни, ее местом в историческом ансамбле. Сами звезды выполнены по рисунку московского художника-декоратора Ф.Федоровского в мастерских Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) и на столичных заводах.
Установка первых звезд над Кремлем, то есть замена двуглавых орлов - символов самодержавия - на советские, началась 24 октября 1935 года. Новые украшения на Спасской, Никольской, Боровицкой и Троицкой башнях установили всего за три дня. Однако те звезды "прожили" в московском небе только год с небольшим. Из-за дождя, снега и ветра самоцветы потускнели, утратили сияние. Выяснилось, что и размер многогранников завышен, а значит, нарушилась архитектурная гармония башен. В 1937 году звезды решили переделать и установить новые, но уже с подсветкой. Автором эскизов вновь стал Федоровский. Он определил иные размеры, форму, рисунок и предложил особое стекло рубинового цвета (не рубин!), содержащее редкие металлы: селен, сернистый и углекислый кадмий. Теперь пропорции оказались удачными. Несмотря на то, что башни разной высоты, звезды (а это взгляд снизу) кажутся одинаковыми. На самом же деле на Водовзводной башне расстояние между концами лучей - 3 метра, на Боровицкой - 3,2 метра, на Троицкой - 3,5. Самые большие - на Спасской и Никольской: 3,75 метра.
Несущей конструкцией красных "многогранников" стал каркас, опирающийся у нижнего основания на трубу, в которой располагаются подшипники для вращения. Вес каждой звезды - около тонны. Но с помощью подшипников конструкции легко, словно флюгеры, меняют положение при направлении ветра. Даже ураган - такова прочность крепления - звездам не страшен. Каждый луч - сложная пирамида. Основания оных сварены между собой в центре пятиконечных красавиц.
Кремлевские звезды постоянно горят. Для этого на Московском электроламповом заводе разработали специальные долговечные лампы накаливания мощностью 5000 ватт для Спасской, Никольской и Троицкой башен и в 3700 ватт - для Боровицкой и Водовзводной. В каждой лампе смонтированы две нити накаливания, подключенные параллельно. Если одна перегорает, то светит вторая, а на пульт управления поступает сигнал о неисправности. Чтобы световой поток распределялся равномерно, лампы смонтированы в специальной оптической системе. А для сброса излишнего тепла, предохранения звезд от перегрева установлены два вентилятора, которые работают посменно по двенадцать часов в сутки.
Тогда сварить рубиновое стекло поручили Донбасскому стекольному заводу. Рецепт стекла подбирал известный московский специалист-стекольщик Н.Курочкин.
Установку звезд приурочили к 20-й годовщине Октябрьской революции. Помимо прежних четырех башен решили еще украсить и Водовзводную (пятую по счету). И 23 сентября 1937 года установили последнюю звезду. Работы выполнили, как тогда было принято, за рекордно короткие сроки, уложившись в три месяца. И в начале ноября 1937 года, семьдесят шесть лет назад, звезды Кремля вновь вспыхнули в московском небе.
Однако и им не суждено было гореть долго. Во время бомбежек в 1941-м они сильно пострадали. Но после войны власти решили вернуть столице уникальные огни. Новое, улучшенное стекло изготавливал вышневолоцкий завод "Красный Май". И зажгли их в День Победы - 9 мая 1945 года.
"Звездный рубин" - сплав молочно-белого и красного стекла. Четырехмиллиметровая оболочка звезды состоит из четырех слоев: молочного, прозрачного, рубинового (применен краситель - селен) и еще одного прозрачного. Каждое стекло "дышит" по-своему. Поэтому надо было привести все к единому коэффициенту расширения, иначе звезды разорвет. Плюс добивались того, чтобы рубин "откликался" на солнечные лучи... Специалисты "Красного Мая" готовили для Кремля только листы стекла. Детали из них потом вырезали в Москве.
В 1974-м "красномайцы" изготовили еще одну партию рубинового стекла - для реконструкции звезд.
...Интересно и то, как ухаживают за знаменитыми звездами. Аппаратура управления ими смонтирована в Троицкой башне. В ней находится центральный пульт, на который и поступает информация о состоянии вентиляции и работе ламп. Аварийная сигнализация определяет нарушения в работе агрегатов управления. Два раза в сутки лампы визуально проверяются; ежедневно следят и за тем, как переключаются вентиляторы обдува. И ежемесячно проходят планово-профилактические работы. В 1978 году старое оборудование (например, источники питания ламп, электрические лебедки) заменили на новое. Самой "капризной" звездой, вернее, башней, считается Спасская. Оборудование на ней мастерам приходится "инспектировать" очень осторожно, поскольку здесь куранты, а совсем рядом - Царская башня. А ее, поднимая на высоту люльку, ни в коем случае нельзя задеть. Очередная плановая замена "звездных" стекол проходила в 2003 году.
Гаснут ли когда-нибудь звезды московского Кремля? "Нет!" - весьма уверенно говорят знатоки и старожилы столицы. Сами собой они гореть не перестают, если, конечно, кто-то не захочет их потушить. Такое случилось в первый день Великой Отечественной войны в целях светомаскировки. Снова зажгли их, как было сказано выше, 9 мая 1945 года. И с той поры они ни разу не гасли. Впрочем, нет, оговорюсь: было. Но в очередной раз они погасли не на долгий срок. Произошло это во время ночных съемок художественного фильма режиссера Никиты Михалкова "Сибирский цирюльник". И нужно было только для того, чтобы соблюсти в кинокартине историческую достоверность воссоздаваемой эпохи.
Ильяс ГАЛЕЕВ.
16-01-2013 (0) Просмотров: 1 619 Номер: 7(12155) Версия для печати