Поколение победителей
Приписал себе год, чтобы взяли на фронт...
Как-то вечером ко мне подошла 12-летняя дочь Вероника и попросила помочь подготовить для школы доклад на тему Великой Отечественной войны. И не просто доклад, а рассказ о своем родственнике - участнике событий кровавого лихолетья. Такой человек в нашей семье есть - это мой дед, Рашит Кабирович Рамазанов. Однако, чтобы не упустить ни одной детали, мы решили пойти к нему. И, что называется, из первых уст записать рассказ фронтовика.
В ближайшие выходные, собрав гостинцы, и отправились. Дедушка живет в старом деревянном, впрочем, вполне добротном доме на окраине Уфы. Собака нас встретила веселым лаем, и хозяин, услышав ее "переливы", вышел навстречу.
- Привет, дедуль, мы к тебе в гости!
- Проходите, мои дорогие, я пока один.
...В доме пахло старыми вещами, медом и смолой. Дочка открыла окна, и свежий ветер ворвался в столовую. Я заварила чай с мятой и нарезала пирог с яблоками, который мы принесли с собой. Сели за стол, и, после расспросов о здоровье дедушки, я завела разговор:
- У нас задание в школе, дед. Надо написать доклад о Великой Отечественной. Поможешь? Расскажи, пожалуйста, то, что ты помнишь о военных днях...
- Все помню, как вчера. Тяжелые были годы. Я родился в Ульяновской области в 1927-м. Отец учительствовал в сельской школе, мама воспитывала троих сыновей. Работящие были очень, скотину держали, землю обрабатывали, поэтому и жили зажиточно. А потом их раскулачили.
- Что значит "раскулачили"? - изумленно спросила дочка.
- Кулаками считали тех, у кого в доме что-то было: свое хозяйство, запасы или, в конце концов, дело. В те годы шел активный процесс коллективизации, то есть всё у всех отбирали - ценные вещи, съестные продукты, кур, лошадей, другую скотину, и заставляли людей работать в колхозах. Родителей тоже посчитали кулаками, и после разграбления их дома властями, они решили переехать в Узбекистан в город Шахрисабс.
В 1941 году всех наших родственников и друзей, достигших возраста 18 лет, призвали в Советскую Армию для защиты Родины от фашистских захватчиков. Моему отцу и брату повестки пришли в 1942-м.
В ту пору жилось очень тяжело, голодно. Мать в колхозе убирала урожай - пшеницу, рис, морковь, картофель, свеклу... Но брать оттуда домой овощи и зерно было категорически запрещено, ведь все отправляли на фронт. Так что нас кормил лес. Я собирал орехи, виноград, абрикосы, вишню... Ловил рыбу. Приносил из леса дрова.
В октябре 1944-го мне исполнилось 17 лет. А в ноябре того же года я был призван в Советскую Армию.
- Тебе же ещё не было тогда 18 лет! Почему же тебя призвали в армию?!
- Сам хотел, рвался на фронт - сражаться за Родину. В своей метрике подправил год рождения и направился в военкомат - проситься на передовую.
- И тебя взяли?
- Да, взяли! Несмотря на то, что я был маленький и худой... Но стране нужны были бойцы, так что никто особо не разбирался с моими документами.
Сначала получили приказ пройти курс молодого бойца. Нас учили военному делу, ходить в строю, стоять в карауле, стрелять, ездить на мотоциклах. Новобранцев "обкатывали" на учебных танках. Готовили для отправки на фронт. Каждый месяц из части отбывали в зону боевых действий пятьдесят-шестьдесят человек, готовых защищать страну. В общем, в январе 1945 года мы приняли присягу на верность Родине.
...Во время подготовки очередной отправки маршевой роты на фронт двое молодых солдат бежали из части. Беглецов искали несколько дней. Через неделю их задержали. Привезли в часть и судили перед строем. Был зачитан приказ командира полка о расстреле дезертиров. Больше беглецов не было.
В феврале нашу команду отозвали на фронт. В апреле 1945-го довезли до Дрездена. Встречал новичков командующий Первой танковой армией генерал Катуков. Нас отправили в сороковой гвардейский танковый полк одиннадцатой дивизии. Война двигалась к концу. Бой шел за Берлин, нас готовили для наступления на столицу Третьего рейха. Но 8 мая 1945 года был заключен пакт о капитуляции Германии, и Великая Отечественная война закончилась победой Советского Союза. Германия была разделена на четыре оккупационные зоны - советскую, американскую, английскую, французскую.
...Несмотря на победу СССР, положение в Германии у нас было не из легких. В дни службы нас ждали постоянные тревоги и боевые учения с применением оружия, марши танковых рот и полков... Я был назначен командиром орудия сорокового танкового полка.
В одном из учений во время наступления на "противника" наш танк попал в аварию. Машины мчались на большой скорости, нас внутри родного 637-го трясло, кругом летали пыль, гарь... Мне стало страшно, и я, боясь задеть кого-либо, поскольку это все-таки учения, поднял пушку, придав ей вертикальное положение. В это же самое мгновение наш танк заехал на высотку, где располагался фашистский дот. Скажу больше, механик-водитель Василий Весник заметил впереди глубокий обрыв. Василий резко затормозил, но машина на большой скорости юзом проползла вперед и оказалась во впадине глубиной в семь-восемь метров. Это была своеобразная площадка для подъезда машин к доту, сооруженному из бетона. Пушка танка чуть не уперлась в бетон, зависнув буквально в пятидесяти сантиметрах от дота. Если бы она столкнулась с этим монолитным сооружением, башня нашего танка была бы уже
сорвана, а члены экипажа погибли...
Через некоторое время к месту аварии прибыла целая команда, в составе коей были капитан, несколько полковников и генералов. Они спросили: "Кто командир орудия?!" Я шагнул вперед. Мне задали вопрос: "Почему поднял пушку в вертикальное положение?" - "Испугался". - "Ты должен стрелять по противнику, а не в небо!" - грозно рявкнул один из генералов. Я промолчал. Чем все закончилось, спросите? Лейтенанту - командиру нашего танка пришлось худо... И в итоге его отправили в другую часть. А меня... Меня назначили вместо него командовать танком и дали месячный отпуск для поездки к родным.
В 1950-1951 годах началась демобилизация старших солдат и сержантов. И в 51-м меня тоже отправили на родину. В то время мне было всего-то 24 года...
- Дедушка, а ты убивал фашистов? - неожиданно спросила Вероника.
Он не ответил, опустил глаза под взглядом ребенка, вздохнул и попросил еще чая.
...На днях дедушке исполнилось 90 лет. На здоровье он не жалуется, бодр, сам ходит в магазин и справляется с повседневными бытовыми проблемами. А дети (у него их трое) не оставляют его одного, постоянно навещая и помогая во всем. И каждый год 9 мая нашему дорогому деду, Рашиту Кабировичу Рамазанову, приходят открытки с поздравлениями от Президента России, от Главы Республики Башкортостан. Вот уже 10 лет подряд накануне Дня Великой Победы он неизменно направляется в местную школу - рассказывает детям о войне, о суровых реалиях тех страшных дней. И всякий раз встречает этот праздник со слезами на глазах, вспоминая о своих родных и друзьях, которые не вернулись с полей сражений...
Алсу ИВАНКО.
20-10-2017 (0) Просмотров: 1 140 Номер: 84(13160) Версия для печати