КРУГЛЫЙ СТОЛ
Возможен компромиссный вариант...
В судебной практике часто встречаются дела, в которых нелегко установить правого и виноватого. Например, потерпевшая обвиняет подозреваемого в насилии, тогда как последний не только отрицает факт преступления, но клянется-божится, что потерпевшая сторона сама же его и соблазнила. Честно отрабатывающий свой хлеб обвинитель старается запрятать подозреваемого за решетку, а столь же честно заботящийся о своей репутации адвокат пытается всеми силами “отмазать” своего подзащитного. Итогом может стать приговор, после которого конфликтующие стороны разойдутся непримиримыми врагами: насильника (или соблазненную жертву?) отправляют в места не столь отдаленные, а потерпевшая (или соблазнительница?) покидает здание суда с подмоченной репутацией, ибо судебные разбирательства у нас носят публичный характер, при котором все тайное становится явным.
Не правда ли, знакомая ситуация, вызывающая правомерный вопрос: а есть ли альтернатива таким спорным тяжбам?
Участники “круглого стола” “Перспективы развития медиации в Республике Башкортостан”, состоявшегося в Администрации столицы в последний день января, убеждены, что есть. Это медиация - форма внесудебного разрешения споров с помощью третьей, нейтральной и беспристрастной стороны. Во время процедуры медиации конфликтующие самостоятельно приходят к взаимовыгодному решению. В этом им помогают только опыт, знания и тактичное поведение посредника-медиатора. К плюсам института медиации участники дискуссии отнесли: конфиденциальность всей информации, которой обмениваются стороны в процессе улаживания спора, вплоть до конфиденциальности самого факта проведения процедуры; сроки проведения процедуры медиации короче сроков разрешения судебных дел; затраты на юридическое сопровождение судебного процесса несоизмеримо выше, чем гонорар медиатора; возможность посредством медиации сохранить партнерские отношения.
Казалось бы, выгоды очевидны. Однако председатель рабочей группы по развитию института медиации в Республике Башкортостан и член Молодежной общественной палаты при Совете городского округа город Уфа РБ Полина Вишневская отмечает, что если в США доля споров, решенных внесудебным порядком, составляет 95 процентов, то в России это число не превышает 5-6 процентов. Увы, но о законе, предусматривающем досудебное регулирование конфликтов и действующем в нашей стране вот уже два года, мало кто знает. Как следствие, любой, даже самый ничтожный спор оборачивается бумажной волокитой и тянется годами, делая судебную машину все более и более громоздкой. Кстати, по степени загруженности Верховный суд Башкортостана занимает первое место среди субъектов Федерации.
Для развития института медиации участники “круглого стола” наметили ряд мер. В первую очередь надо активизировать усилия по широкому информированию населения и формировать спрос на оказание медиативных услуг. Во-вторых, вести разъяснительную работу среди участников юридического сообщества, акцентируя внимание на то, что медиация отнюдь не заменяет судебную систему. Как отмечено в принятой резолюции, в республике будет зарегистрировано некоммерческое партнерство, в состав которого войдут профессиональные и непрофессиональные медиаторы, представители юридического и судейского сообществ, известные общественные и политические деятели республики. Уже в следующем месяце в Уфе откроются курсы по обучению медиаторов, попасть на которые сможет практически любой при наличии высшего образования. Предполагается, что институт медиации поможет решать споры в гражданских или семейных правоотношениях, улаживать конфликты между работниками и работодателями.
Добавим, что в работе “круглого стола” приняли участие депутат Госдумы России Рафаэль Марданшин, Уполномоченный по правам предпринимателей в РБ Рафаиль Гибадуллин, председатель судебного состава по рассмотрению общегражданских дел апелляционной инстанции судебной коллегии по гражданским делам ВС РБ Азат Гизатуллин, почетный судья ВС РФ Нурия Мингазова, федеральные и мировые судьи, представители Молодежной общественной палаты при Госсобрании - Курултае РБ, Молодежной общественной палаты при Совете городского округа и Башкортостанского отделения Ассоциации юристов России.
И последнее. Вернемся к началу статьи и представим, чем закончился бы конфликт между нашими персонажами, если бы за дело взялся медиатор, призванный находить компромиссный вариант. Вполне может быть, что стороны не просто примирились бы, но и создали новую ячейку общества. А почему бы и нет? Если от любви до ненависти только один шаг, то это же расстояние и в обратном направлении...
Сергей ШУШПАНОВ.
7-02-2013 (0) Просмотров: 1 679 Номер: 23(12171) Версия для печати