Память
Тихий подвиг
Как мы уже сообщали, в Уфе состоялось открытие памятника героям – ликвидаторам Чернобыльской катастрофы и других радиационных аварий.
В торжественной церемонии приняли участие председатель Государственного Собрания – Курултая РБ Константин Толкачев, исполняющая обязанности заместителя Премьер-министра Правительства РБ Ленара Иванова, глава Администрации Уфы Ульфат Мустафин, президент общероссийского союза общественных объединений Союз «Чернобыль» России Вячеслав Гришин. На митинг пригласили участников событий, которые произошли в Чернобыле 33 года назад, ликвидаторов других аварийных ситуаций, а также родственников погибших, чтобы вспомнить всех, кого уже нет с нами.
Даже природа после всех капризов наконец подарила солнечный день, словно не хотела помешать торжеству. В сквер имени 50-летия Победы на торжественную церемонию открытия памятника героям–ликвидаторам пришли сотни уфимцев и гостей столицы. Многие держали в руках портреты своих родственников, ставших жертвами атома. Люди пришли задолго до начала митинга. Здесь собрались руководители и члены региональной общественной организации ветеранов, инвалидов Союз «Чернобыль» и ее районных подразделений, ликвидаторы радиационных аварий и их родственники. Приветствуя друг друга рукопожатиями и объятиями, прежде всего делились радостью – наконец-то выполнена главная задача, установлен памятник чернобыльцам и другим борцам с радиоактивными авариями. А затем уже говорили о насущном, вспоминали ушедших товарищей. Каждый из этих скромных мужчин 33 года назад смотрел смерти в лицо, чтобы защитить нас от последствий катастрофы. Хотя героями себя не считают. «Мы просто выполняли свой долг», – говорят они.
Подполковник запаса Николай Киселев, вертолетчик, летал над разрушенным реактором Чернобыльской АЭС неделю сразу после взрыва, в мае, а затем больше месяца в июле-августе.
- Требовалось подготовить технику, которая была более защищена и имела большую грузоподъемность, – рассказывает Николай Семенович. - У нас под ногами лежали свинцовые пластины, не всегда, но кое-кому доставались 40-килограммовые свинцовые пояса. Это давало больше гарантии. Тем не менее ощущения мы испытывали неприятные, после полета над реактором у меня всегда была красной правая щека, потому что винт в правую сторону. Ну и плюс радиоактивная пыль на горло садилась, поэтому все чернобыльцы были с посаженными голосами. Потом уже пошли проблемы посерьезнее, это нарушение обмена веществ, остеопороз, замена суставов…
- Если ты висишь над самым разломом, то счетчик сразу зашкаливает. Мы ставили роботов на реакторы, но они быстро выходили из строя, потому что была высокая доза облучения, – вспоминает чернобылец. - В конце августа МАГАТЭ поставило условие: нужно выселить людей не из 30-километровой зоны, а из 100-километровой. Чтобы быстрее очистить территорию от радиоактивных отходов, набрали добровольцев, молодых ребят, которые лопатами все скидывали, но они все умерли. А мы таскали на внешней подвеске 2-тонную бочку с латексом и, проходя на минимальной высоте, сливали его. Он склеивал радиоактивную пыль пленкой. Стояла задача, чтобы эта пыль в Европу не улетела.
Рифкат Мурзагулов – тоже ликвидатор, он служил на Семипалатинском полигоне.
- Мы долгое время были секретчиками. Я участвовал в испытаниях ядерного оружия, призывался в 1968-м, домой вернулся в 1970-м, – рассказывает Рифкат Габдулахатович. - Нас там было из Башкирии 210 человек, сегодня осталось всего 53. Болезнь у всех одна - онкология. Первое время мы не знали, что рискуем жизнью, нам даже не давали ничего, кроме противогазов, никаких дозиметров не было. Но мы выполняли конституционный долг. В итоге мы создали надежный ядерный щит для нашей Родины. Я являюсь председателем комитета ветеранов подразделения войск особого риска России по РБ. В нашу организацию входят ветераны полигонов Семипалатинска, Новой Земли, Капустина Яра и атомных подводных лодок, ПО «Маяк».
- В 1986 году мне было 37 лет. Работал на Уфимском фанерном комбинате, - рассказывает Эрик Зайнуллин. – Получил повестку из военкомата. Прошел медкомиссию, и вместе с группой из Калининского района нас отправили сначала в Тоцкие лагеря. Там прошли обучение на химиков-разведчиков, и через две недели нас отправили в Чернобыль. Работал в службе радиационной безопасности. Приходилось ездить в Припять и производить замеры. Так как ездил ежедневно, то быстро набрал дозу, заболел. Меня должны были проверить в Киевском радиологическом центре, но я отказался, не захотел оставлять ребят. Подлечился в лазарете и снова приступил к своим обязанностям командира взвода радиационной химической разведки. Как на фронте, ходили в разведку, только враг был невидимый, – говорит Эрик Зайнуллин. - У меня даже есть стихотворение: «Над нами пули не свистели, вокруг снаряды не рвались, мы, в ОЗК своих потея, с незримым атомом дрались».
За свой тихий подвиг Эрик Зайнуллин награжден орденом Мужества.
Из десяти тысяч жителей Башкирии, участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, сейчас в живых остались около 2400 человек. Три с лишним десятилетия назад эти люди ликвидировали активную фазу катастрофы. Сейчас в Уфе живут порядка 800 героев, но с каждым годом их ряды неумолимо сокращаются. Многие серьезно больны, некоторые прикованы к постели. Мы этот подвиг не имеем права забыть.
Инициатором установки памятника является местная общественная организация инвалидов Союз «Чернобыль», которая отстаивает интересы и права чернобыльцев. С 2011 года чернобыльцы занимались проблемой памятника. В 2015 году был установлен закладной камень на улице Архитектурной. Затем его перенесли в сквер 50-летия Победы. И вот наконец открыт великолепный памятник. Четырехметровая скульптура выполнена из бронзы, автор — заслуженный художник РБ Ханиф Хабибрахманов. Композиция символизирует память и уважение к подвигу жителей республики — ликвидаторов последствий радиационных аварий.
Безусловно, здесь, в сквере 50-летия Победы, самое достойное место для монумента: поблизости ряд учебных заведений. И молодежи много. Именно подрастающему поколению памятник прежде всего будет напоминать о подвиге старших товарищей, которые заслонили мир от ядерной опасности.
Сергей ОСАДЧИЙ.
Фото Дмитрия МУХАМЕТКУЛОВА.
Фото Дмитрия МУХАМЕТКУЛОВА.
20-08-2019 (0) Просмотров: 1 837 Номер: 59(13343) Версия для печати