…Крестились старушки на дивный вертеп
«Тихая ночь, дивная ночь» - мелодия рождественского гимна, которую выводят восемнадцать подшмыгивающих на морозце носами ребятишек из Братства православных следопытов «Преображение», заставляет встрепенуться большинство из тех людей, которые в канун одного из главных праздников христиан собрались возле Кафедрального собора Рождества Богородицы.
До этого «следопыты», а в их число входят ученики воскресных школ Уфы, радостно распевали многочисленные колядки – «Радуйся, да радуйся небо, Просвятися, земле: сын Божий народился…» Январский вечер «покусывал» детвору (девять девочек и девять же мальчишек), которая чуть притопывала, трамбуя свежий снег своими сапожками. Вела хор «следопытов» их руководитель Мария Евгеньевна Нестерова, чей голос звучал основой в песнопениях. Девчушки держали себя скромно, а пацаны постарше чуть озорничали и прыскали в кулак, пристроив на спину одному из малышей, стоявших в первом ряду, шпаргалку с текстом колядки… Но вот зазвучала «Тихая ночь» Франца Грубера и Йозефа Мора, созданная в 1818 году, известнейший гимн Рождеству, который в своем традиционном зимнем концерте в обязательном порядке исполняет с хором Венский филармонический оркестр, и настроение у детей мгновенно изменилось – очень уж хороша и трогательная эта посвященная рождению Спасителя песнь, заставившая народ подтянуться поближе к чуть подвирающим (оттого, наверное, что действительно замерзли) юным певчим…
Впрочем, целью нашего прихода сюда были не «следопыты», они, скорее, стали приятным, как сейчас принято говорить, бонусом к событию, ради которого журналисты «Вечерней Уфы» наведались в один из самых красивых храмов нашего города. Речь я веду о Рождественском вертепе, который был создан нашей землячкой, ныне живущей и работающей в Москве, замечательным скульптором, керамистом Валентиной Кузнецовой и подарен ею и меценатом Артемом Шарафутдиновым нашему городу. В публикации, анонсирующей установку вертепа («ВУ» от 31 декабря №95), мы уже рассказывали читателю о том, что в минувшем году Валентина Георгиевна получила сразу два предложения на создание Рождественского вертепа – от Ярославского художественного музея и от Артема Шарафутдинова. И оба предложения приняла, хотя и немного нервничала, поскольку предстоял очень большой фронт работ, а год у нашей землячки – члена-корреспондента Российской академии художеств, заслуженного художника Республики Башкортостан, обладателя Диплома и Серебряной медали Академии художеств РФ Валентины Кузнецовой и так выдался очень и очень непростой. Дело в том, что 2019-й стал для Валентины Георгиевны юбилейным, отмеченным к тому же открытием ее персональной выставки в Российской Академии художеств, что само по себе требовало от виновницы торжества серьезной подготовки… Но в конечном итоге все срослось – выставка прошла с огромным успехом, и обе композиции, и для Ярославля и для Уфы, были созданы в срок и вовремя дошли до тех, кому, собственно, предназначались. Ярославская украсила экспозицию местного художественного музея, а уфимская, которая должна стать собственностью БГХМ имени Михаила Нестерова, в залах коего постоянно представлены кузнецовские работы, в рождественские дни встречала прихожан в притворе Кафедрального собора Рождества Богородицы. Я видела, как старушки, заходившие в храм, крестились, глядя на работу Валентины Георгиевны, и кланялись крохотному младенцу Иисусу, прекрасноликой Богородице, а затем, вплотную подойдя к пещере (так и переводится слово «вертеп»), собранной из хвойных лап, внимательно рассматривали фигуру плотника Иосифа, одеяния волхвов и пастуха, а также овечку и бычка, словно охраняющих колыбель Спасителя… Затем бабушки вновь крестились, кланялись вертепу и только после этого шли в храм. Все, кто в эти дни побывал в Кафедральном соборе Рождества Богородицы, задержались возле работы Валентины Георгиевны, изумляясь, восхищаясь, всплескивая подчас руками, но главное – подробно объясняя буквально прилипшим к пещере детям, кто есть кто в этой композиции…
Напомню читателю, что по высоте скульптуры, созданные Валентиной Кузнецовой, равняются 60 сантиметрам. Они прошли высокий обжиг в заводской печи (1250 градусов) и покрыты ангобными красителями и глазурью, что придает им особую крепость.
Добавлю также, что наш и ярославский – первые, скажем так, большие вертепы в творчестве мастера Кузнецовой. Ранее она вместе со своим племянником – скульптором Павлом Фадеевым – уже работала над этой темой, создавая практически крохотные композиции «Дары волхвов» по заказу одной из ценительниц таланта Валентины Георгиевны… И именно тогда Кузнецова начала тщательно изучать все, что связано с вертепами и с существующим каноном. Вообще, как она признается, основой для проникновения в библейские мотивы и постижения именно данного сюжета стало ее трепетное отношение к мировой художественной культуре, к подлинным шедеврам великих живописцев, а еще фрески Джотто, которые ей некогда посчастливилось своими глазами увидеть в Капелле Скровеньи в Падуе, а также во Флоренции…
Говорят, вертеп, созданный Валентиной Кузнецовой, произвел очень сильное впечатление на главу Башкортостанской митрополии Владыку Никона. А уж как ее работа легла на сердце уфимцам – всем прихожанам Кафедрального собора Рождества Богородицы, и не только им! Такой подарок дорогого стоит.
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
17-01-2020 (0) Просмотров: 551 Номер: 3(13382) Версия для печати