Зуборезчик Селюнин - хозяин полноправный
Единственный в Уфимском приборостроительном производственном объединении зуборезчик 6-го разряда Георгий Селюнин - достойный представитель уникальной специальности. В этой редкой профессии он трудится уже 20 лет. За безупречный труд, успешное выполнение производственных планов и совершенствование профмастерства Георгий Леонидович удостоен почетного звания «Лучший рабочий 2015 года». А еще добавим, что высококвалифицированный рабочий Георгий Селюнин... имеет высшее юридическое образование.
- Когда говорю, что работаю зуборезчиком, все считают, что я - стоматолог. И удивляются, почему на заводе, - с улыбкой рассказывает Георгий. - Тогда объясняю, что режу... шестерни. Многие представление о них все же имеют: шестеренки есть везде - в часах, автомобиле, приборах для самолета, в любой технике. Уточняю, что настраиваю станки, использую техкарты, контрольно-измерительные инструменты. Номенклатура очень разная: наружные цилиндрические, конические, косозубые шестерни... Некоторые из них очень маленькие, иногда на ногте пальца умещаются 5-6 штук. Зубья даже не видны, надо рассматривать через лупу.
- Тяжело освоить труд зуборезчика?
- Поначалу было страшновато, ведь выполнить производственное задание нужно с первого раза, - признается Георгий. - Случалось, и брак у меня бывал, но постепенно руку набил. Сейчас я уже как рыба в воде: серьезных сложностей не вижу, у меня есть справочники, техническая литература. Наш 29-й цех специализируется на изготовлении оборудования для нефтегазовой отрасли. Одна шестеренка может по технологии изготавливаться 12 часов, а другая - 15 минут. На настройку станка обычно уходит от 1 часа до 4-х. По времени эта работа трудоемкая, особенно если детали - с определенным уровнем сложности.
Профессия Селюнина востребованная: зуборезчиков в городе не хватает. Нередко ему звонят с предприятий столицы, приглашают выполнить профильную работу, например, на заводе «Уфакран».
- К сожалению, молодежь сейчас идет на заводы неохотно, нет интереса к производству. А ведь здесь можно заработать, и неплохо, если к этому подходить с головой, а не стоять как робот у станка. Никто на заводе не будет против, если молодежь станет развиваться, совершенствовать свою квалификацию, осваивать новую специальность. На наше предприятие ученики приходят из технических училищ. Есть очень смышленые, а бывают и такие, им ничего не хочется. Понимаете, наша работа связана с математикой. Очень много формул, - эмоционально продолжает собеседник. - Приходится много считать, изучать документацию, настраивать на определенный режим несколько узлов станков. Только после этого шестеренка получается такой, какой она должна быть.
Зуборезчик Селюнин - многостаночник:
- Мое дело - проверять технические параметры, одновременно могу работать и на другом станке. Токари, фрезеровщики трудятся на одном станке, а я перемещаюсь от одного к другому, третьему, четвертому, это зависит от объема работы. Я изготавливаю также шестеренки для авиаприборов. Там они маленькие, как в часах, диаметр до 4 мм: работать приходится с микроскопом, в самых мелких из них зубьев не видно.
- А какая у вас была самая большая шестерня?
- Диаметром полметра. Не скажу, что такие большие, крупномодульные изготавливать сложнее, чем мелкие. Думаю, наборот, полегче, все перед глазами, - отвечает Георгий Леонидович. - Мелкие, если уронить с пальца, на полу их уже не найдешь. А у крупных - большие затраты по времени. Если одну шестеренку я делаю в среднем один час, то метровую, наверное, буду резать дня два. Это зависит от технологических требований, у каждой детали они свои.
…Георгию Селюнину чуть больше сорока лет.
- Вы уверены, что профессия зуборезчика - на всю жизнь? - спрашиваю у него.
- Да. Мне это интересно. Я делаю то, что нравится. Успел окончить юридический факультет Башкирского инстиута социальных технологий, пробовал себя в торговой компании. Это все не мое, и я вернулся на завод. Моя специальность творческая, это приятно. Я чувствую себя нужным работником. Спасибо отцу, он дал мне правильное направление, - говорит Селюнин. - Когда я вернулся из армии, отец предложил прийти в цех №16а на УМПО, где трудился мастером. У меня уже был диплом слесаря КИПиА, также поставили учиться работать на зуборезных станках. Мой наставник был пожилой человек, часто болел, приходилось многое изучать самостоятельно. Ни разу не пожалел, что освоил еще одну специальность. Я вырос и живу в рабочем районе Инорс. Это родная для меня среда, мои друзья здесь также трудятся на производстве. Есть среди них и коллеги-зуборезчики. Мы общаемся, ездим на природу, рыбачим. Своему старшему сыну Вадиму я, как мой отец, посоветовал выбрать рабочую специальность. Сейчас он учится в Уфимском машиностроительном колледже профессии «Наладчик станков и оборудования в механообработке».
На прощание прошу Георгия Леонидовича показать мне станки: их у него 16. Каждый из них он знает в совершенстве: зубострогальный, зубофрезерный, зубодолбежный, с ЧПУ...
- Вот какое у вас «царство», - пошутила я.
- Я здесь полноправный хозяин, - улыбнулся Георгий.
Гузель ЮСУПОВА.
Фото из архива героя публикации.
Фото из архива героя публикации.
21-02-2020 (0) Просмотров: 895 Номер: 12(13391) Версия для печати