Уфа и уфимцы в свете великой личности
Под фотографией на обложке, с которой смотрит молодой Федор Шаляпин, есть фамилии трех людей, чьими стараниями в Уфе овеществилась память о великом русском певце.
Это два автора нового издания – Галина Бельская и Елена Замрий, а также депутат Совета городского округа город Уфа РБ, директор ООО «Агидель-ИнвестСтрой» Филюс Ишбулатов, без реальной благотворительной помощи которого не случилось бы ни этой книги, ни целого ряда памятных акций в честь замечательного баса, чей артистический путь начинался в нашем городе осенью 1890 года.
Книга, выпущенная издательством «Лето» в конце 2019-го, рассказывает не только о первоначальном периоде становления неординарного таланта, но в ней отражена многолетняя деятельность Уфимского отделения Межрегионального Шаляпинского центра, который с первых шагов возглавляла, да, собственно, и основала Галина Александровна Бельская. О ней теплую вступительную статью написала ее преемница на этом нелегком посту Елена Петровна Замрий, перечислив все те начинания, которые сегодня стали традиционными. Их стоит напомнить, чтобы лучше представить, какая им предшествовала активная организаторская работа. Это международный фестиваль оперного искусства «Шаляпинские вечера в Уфе», присвоение имени великого певца Концертному залу института искусств, установка по соседству памятника и смена мемориальной доски, проведение научных конференций, учреждение детских вокальных, художественных конкурсов, написание школьниками тематических сочинений, выпуск календарей, тетрадей, шоколада и даже водки с шаляпинской символикой.
Книга состоит из двух равнозначных частей. В первой, где обозначено авторство Бельской, можно прочитать про весь жизненный и творческий путь Федора Шаляпина с заметным подробным креном в сторону его пребывания в Уфе. Причем есть интереснейшие эпизоды, выявляющие характер артиста. Например, про краткосрочные гастроли, когда из Уфы впервые певец выехал в группе Семенова-Самарского в Златоуст, где решено было поставить акт из «Синей бороды». Вдруг оказалось, что Семенов–Самарский забыл взять волосы для синей бороды. И вот что вспоминает об этом Шаляпин: «Тогда я отрезал солидный клок моих длинных волос, выкрасил в синий цвет и предложил Самарскому. Он был тронут этим жестом. Он не знал, что если бы ему потребовался мой палец или ухо, я охотно предложил бы ему и ухо, и палец». Впоследствии великий русский бас оказал поддержку своему первому антрепренеру, которому был благодарен за доброе к себе отношение в начале своей артистической карьеры.
Весьма эмоционально описано состояние молодого начинающего певца, когда он простудился и охрип за два дня до большого концерта в Уфимском дворянском собрании. Ему посоветовали лечиться гоголем-моголем. Показалось, что помогло, и он отправился выступать, но организатор концерта отправил его выздоравливать, перенеся на пару дней начало вокального вечера. О том, как он сотворял свой гоголь-моголь из рома, яиц и жареного сахара, Федор Иванович рассказывал знакомым петербургским литераторам, среди которых был Александр Куприн. В 1915 году, когда отмечалось 25-летие сценической деятельности Шаляпина, вышел рассказ «Гоголь-моголь», в котором великий писатель увековечил уфимский эпизод из жизни великого певца.
Даже по названиям главок можно судить о самых разнообразных фактах из уфимского периода, описанных Галиной Бельской: «Уфа музыкальная», «Уфа, уфимцы и Шаляпин», «Прощай, Уфа», «Уфимцы и потомки Шаляпина», «Культурное наследие Ф.И.Шаляпина в Башкортостане»…
Столь же живо и с таким же почтением к личности знаменитого артиста написана Еленой Замрий вторая часть книги. Вот, например, глава о встрече в Риме с дочерью Шаляпина Мариной Федоровной. Ей, последней из девяти детей Шаляпина, довелось стать хранительницей памяти о русском гении. В 2007 году ей исполнилось 95 лет, но она многое порассказала об отце, об их семье, причем с большим чувством юмора. Однажды в детстве ей попеняли, будто она какая-то странная. «А что тут удивительного, - воскликнула девочка, - я ведь родилась в 12-м году. А папа что делал в это время? В Монте-Карло пел в спектакле Дон Кихота. Ну, значит я странная, потому что дочка Дон Кихота!»
В главе «И минуло 15 лет…» говорится о продолжении традиций, заложенных в бытность «у руля» Галины Бельской. О конкурсе юных пианистов имени Веры Тимановой, о маленьких лауреатах, чьи работы выставлялись в галереях под рубрикой «Ф.И.Шаляпин. Музыка. Театр», об открытом детском вокальном состязании «Дебют», где председателем жюри была профессор Миляуша Галиевна Муртазина. Об открытии Шаляпинского зала в Уфимской детской филармонии, о Шаляпинской программе в воспитании ребятишек из детского сада №35. И о серьезных конференциях – Шаляпинских чтениях на базе института искусств. «Надеюсь, что у шаляпинского движения в Уфе – долгое и счастливое будущее», - эти оптимистичные строки Елены Замрий можно считать и завершающими книгу «Шаляпин в Уфе», и открывающими следующие этапы в увековечении памяти великого сына России.
Алла ДОКУЧАЕВА.
3-04-2020 (0) Просмотров: 594 Номер: 23(13402) Версия для печати