$ - 100.6798
€ - 106.0762

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

НЕИЗМЕННЫЕ ВЕЛИЧИНЫ

Фёдор Иванович вернулся в Уфу...


 Фёдор Иванович вернулся в Уфу...

История - удивительная вещь... Она постоянно уходит, фактически на наших глазах, но и с неизменным постоянством способна оживать. Правда, не сама по себе, а благодаря случаю, моменту, людям. Неравнодушным людям.

Помню, какое-то время назад, еще будучи студенткой филологического факультета, проводила каникулы в Санкт-Петербурге. И в один из дней отправилась в мемориальную квартиру Николая Андреевича Римского-Корсакова. Поплутав по петербургским проулкам, нашла я нужный адрес и, поднимаясь на этаж, вдруг услышала: "Ну, наконец-то, барышня, мы вас заждались!" В недоумении поднимаю голову: смотрит на меня дедушка - хранитель музея - и лукаво так улыбается. Да, не балуют туристы музей русского композитора - я оказалась первой посетительницей в тот день. Зато какой увлекательнейшей экскурсией я была награждена! Хранитель с трогательной теплотой поведал мне историю семьи, событий, наполнявших эти стены. Бывал здесь, оказывается, и Шаляпин. Поразительно, но я практически увидела, как в переполненной гостиной у высокого открытого окна стоит сам Федор Иванович и дает один из знаменитых внеплановых концертов, а из соседских дворов сбегается люд послушать великого баса...

Я живо вспомнила этот эпизод неделю назад, когда прогуливалась по залам, в коих разместилась уникальная выставка. В Национальном музее Республики Башкортостан развернута экспозиция "Фёдор Шаляпин. От Стольника к Дон Кихоту". Спутницей моей в этом небольшом путешествии стала председатель Уфимского отделения Межрегионального Шаляпинского центра Елена Замрий. Получилось, что в суете подготовки к открытию Елена Петровна сама не успела с чувством-с толком ознакомиться со всеми экспонатами. Так что выставку мы изучали вместе, а я с удовольствием слушала ее рассуждения и рассказы о деятельности центра и, конечно, о Федоре Ивановиче Шаляпине.
В двух залах разместилось более ста пятидесяти артефактов, предоставленных Всероссийским музейным объединением музыкальной культуры имени Михаила Ивановича Глинки. Пребывание певца в нашем городе иллюстрируют материалы, переданные Уфимским центром, краеведами столицы Анатолием Чечухой и Владимиром Буравцовым. К слову, два года назад, в дни празднования 140-летия со дня рождения Федора Шаляпина, здесь также проходила выставка, только представлял ее Театральный музей имени Алексея Александровича Бахрушина, и была она более, скажем так, сценичной, то есть существенное внимание уделялось костюмам певца. Нынешняя экспозиция предполагает, скорее, философский подход и отражает в большей степени работу Шаляпина над ролями. Множество афиш и программок, где с легкостью можно найти оттиски "г-н Шаляпин", партитуры с многочисленными пометками и записями, наброски костюмов и грима, сделанные рукой самого артиста, и так далее. Хотя нельзя не отметить внушительных размеров изрядно потрепанный дорожный кофр певца, несколько костюмов и сценическую обувь Федора Ивановича - разглядывая все это, вполне можно представить исполинские габариты хозяина.
- Большое достижение - открытие в Уфе представительства Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени Глинки. Это значит, что такие потрясающие выставки будут приезжать к нам всё чаще. Не зря говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, - рассуждает Елена Петровна. - Посмотрите, газетные вырезки, письма Шаляпина, уникальные фотографии, наградные ленты - каждый экспонат дышит историей, и все это свидетельство огромной народной любви. А ведь Федора Ивановича действительно боготворили. И не только за невероятный певческий и артистический дар. Он был неравнодушным человеком, патриотом. Вот пример. Первая мировая война началась в июле, и уже в первых числах октября Шаляпин открыл лазареты в Москве и Петрограде. В это самое время он узнает, что в Польше после страшных боев уничтожены целые поселения и города, он срочно выезжает туда и дает концерты, жертвует деньги, спускается в окопы... Кстати, еще один известный факт: в 1920-е годы во время страшного голода великий русский бас дает благотворительные концерты, а средства направляет в разные точки России, в том числе в Оренбургскую и Уфимскую губернии. Сохранились письма с шаляпинскими распоряжениями на сей счет.
Его же все время пытаются очернить, обвиняют в том, что, дескать, бросил родину, чуть ли не продал, пособничал белогвардейцам ... Упрекают, что не вернулся, хотя Горький его звал. Да, пережив нищету и голод, Федор Иванович ценил возможность жить безбедно, но и жертвовать не скупился. От политики старался держаться подальше, а вот голодным детям эмигрантов помог, потому и был лишен звания народного артиста, которым очень гордился. Говаривали, мол, служит не своему народу. А он ему служил. И как гражданин, и как настоящий артист.
...В одной из музейных витрин мы видим его наброски грима и костюма. Как Федор Иванович работал над ролью! Любопытно, что своему сыну Федору, снимавшемуся в Голливуде, он наказывал никогда всецело не растворяться в персонаже. Перевоплощаться необходимо, но всегда сохранять дистанцию, оценивать себя со стороны. Тем сильнее потрясает подтвержденный факт: Федор Иванович дважды переживал клиническую смерть во время исполнения партии Бориса Годунова. Только представьте, он сам, получается, отключал сердце и вновь запускал его! Это, безусловно, из области сверхъестественного! Случалось, и сомненья его посещали. При том, что Шаляпин прекрасно знал себе цену, одну роль он считал не покорившейся ему. Это Мефистофель. Певец много размышлял и работал над образом: и дело даже дошло до скандала, когда вышел на сцену миланского Ла Скала в одной лишь черной накидке... Червь сомнения так и точил гения, хотя современники, видевшие его на сцене, с уверенностью говорили о полном и даже пугающем перевоплощении.

Мы проходим дальше. Елена Петровна продолжает:
- Второй зал полностью посвящен опере "Дон Кихот". Эта опера Жюля Массне своим успехом во многом обязана Шаляпину, по просьбе которого и была написана. Одной из лучших стала сцена смерти Дон Кихота, блестяще исполненная великим артистом. Здесь есть экспонаты, посвященные театральным постановкам и киноверсии оперы. Шаляпин был околдован образом этого рыцаря и феноменально превращался в него. Сам придумал грим. Между прочим, он гримировался полностью - в "ход шли" даже уши, ногти. Артист говорил, что внешность Дон Кихота он создал, "исходя из нутра" героя Сервантеса. Певец подарил ему длинные, тонкие (!) ноги, острую бородку, хохолок на лбу, детский взгляд и рыцарские доспехи. И теперь, глядя на фотографии изможденного, тощего сумасбродного старика, трудно поверить, что это Федор Шаляпин в полном своем расцвете, не отличавшийся субтильностью.
О Шаляпине можно говорить бесконечно! Чем тщательнее изучаешь его, тем больше проникаешься и потрясаешься масштабом личности. Когда я только начала общаться с Галиной Александровной Бельской (именно эта женщина стояла у истоков шаляпинского движения в Уфе - В.А.), мне казалось, что уж очень сильно она увлечена им. Теперь я так не думаю. Шаляпин - человек-планета! И Бельская поняла это сразу. Она очаровалась сама и очаровывала окружающих!
- Елена Петровна, Вы продолжатель ее дела. Чем сегодня живет Уфимский Шаляпинский центр?
- Он живет тем же: популяризацией творчества Федора Ивановича Шаляпина. У нас ничего не изменилось. Другой вопрос, что мы постарались после ухода Галины Александровны не потерять запущенных ею проектов. Это конкурсы, в которые она жизнь вдохнула. Открытый городской конкурс юных вокалистов "Дебют" имени Федора Шаляпина, Региональный конкурс юных пианистов имени Веры Тимановой, детский художественный конкурс "Шаляпин. Музыка. Театр", научные конференции, "Шаляпинские чтения". В нынешнем году вместе с Собором русских Башкортостана собираемся провести литературный конкурс "Родник". Каждое из направлений - грани творческой личности Шаляпина: музыкант, певец, артист, художник, скульптор... Кроме того, проводим концерты, творческие вечера, тематические встречи. Большая поддержка приходит со стороны Детской филармонии, Уфимского государственного института искусств, Мемориального дома-музея Сергея Тимофеевича Аксакова, множества неравнодушных людей. Занимаемся краеведческими изысканиями, сотрудничаем со школами, библиотеками... А работа с детьми - работа на перспективу, на будущее.
С недавних пор слышу такие высказывания: мол, тема уфимского дебюта Шаляпина изжила себя. Дебют - это факт. Как факт может себя изжить? Наше счастье, что Шаляпин побывал в Уфе. Шаляпин - бренд. В равной степени с Аксаковым, Нестеровым, Нуреевым. Если вы здесь или за границей произносите имя любого музыканта, композитора, артиста - одно дело. Но когда говорите "Шаляпин" - совсем особое отношение чувствуется, высокая планка, и от нее не отказываются. Мы обязаны сберечь и развить такое наследие. Вот чем занимается Уфимское отделение межрегионального Шаляпинского центра.
...Есть еще одно большое дело, не оконченное Галиной Александровной Бельской: музей Федора Шаляпина в Уфе. Дом № 1 по улице Гоголя сохранен, но будет ли там музей - вопрос открыт уже более двадцати лет. Есть уникальные материалы - прижизненные издания, раритетные фотографии, ноты, подписанные Леонидом Собиновым, есть даже автограф, который Шаляпин дал Ахмет-Заки Валиди... А еще множество материалов, книги, монографии - все это хранится у подвижников центра. Так что экспонатов для музея предостаточно. Сейчас все силы центр направил на то, чтобы открыть мемориальную доску Галине Александровне Бельской на доме, где она жила, где, можно сказать, некогда зарождалось шаляпинское движение в Уфе.
Полтора часа мы ходили с Еленой Петровной по залам Национального музея, вглядывались в лица на черно-белых фотографиях, читали газетные вырезки, рассматривали рисунки, наброски и говорили, говорили... Конечно, многое остается за кадром, невозможно пересказать все. И пусть Федор Иванович никогда не пел в тех стенах, но я физически ощутила, что и через сто лет он смотрит на нас, продолжает покорять, удивлять, потрясать. Планка его гения высока, недостижима. Еще сто лет пройдет, а мы будем пытаться разгадать шаляпинскую магию. Как хорошо, что есть увлеченные этой идеей люди, истинные хранители духовности!

Валентина АЙШПОР.
P.S. Ожившая история жизни и судьбы Федора Ивановича Шаляпина ждет вас в Национальном музее Республики Башкортостан до 21 июня.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.


 Фёдор Иванович вернулся в Уфу...  Фёдор Иванович вернулся в Уфу...

Дата создание новости 23-04-2015   Комментарии (0)   Просмотров: 1 761     Номер: 78(12726)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.