Быть им в раю, ведь в аду они уже побывали
Под таким заголовком двадцать лет назад в "Вечерней Уфе" (среда, 23 августа 2000 года) вышла статья о случившейся в Баренцевом море трагедии - во время учений затонула атомная подводная лодка "Курск". Все 118 человек экипажа погибли.
За прошедшие годы появилось множество версий о том, что послужило причиной катастрофы, но до сих пор нет окончательных ответов на многие вопросы, которые возникли в те страшные августовские дни.
По официальной версии, АПЛ "Курск" погибла из-за взрыва торпеды во время подготовки к учебной торпедной атаке. Неофициальных версий взрыва в торпедном отсеке несколько - одни эксперты говорят, что подлодка могла торпедировать сама себя учебной подводной ракетой, другие - о возможной атаке со стороны американской подводной лодки, третьи - о возможном столкновении с иностранной субмариной, есть версии о столкновении с миной времен Великой Отечественной войны и даже о случайном попадании боевой ракеты, выпущенной с атомного ракетного крейсера "Петр Великий". Капитан 1-го ранга Игорь Курдин, автор книги "Курск". 20 лет спустя. Тайны, скрытые под водой", считает, что и сегодня нельзя с абсолютной точностью сказать о причинах гибели “Курска”…
Выступления в средствах массовой информации в ту пору были противоречивы. Солидные газеты сообщали о случившемся обтекаемо. "Вечерка" была первым из местных изданий, назвавшим имена подводников из Башкирии и попытавшимся передать обстановку и то настроение, что испытывали близкие наших моряков, их друзья и родные.
Мы решили воспроизвести основную часть статьи, написанной в те дни 20 лет назад.
"Уже не веришь в счастливую случайность и ждешь субботы, когда должна прийти помощь. А вдруг все-таки норвежские водолазы обнаружат на дне Баренцева моря хоть одного живого российского моряка. Молишься всевышнему, призывая его к милосердию и прощению за нашу грешную страну, за ее вечные, давно уже никому не нужные секреты и патологическую нелюбовь к простому человеку", - писала "Вечерка".
"И вот наступило 20 августа. Норвежцы спускаются к месту расположения спасательного шлюза. Водолазы работают в командах из трех человек и могут находиться под водой до шести часов. Вскоре они сумели отвернуть вентиль на спасательном шлюзе.
15.00-24.00. Проводятся подводные исследования. Они говорят о том, что практически вся лодка полна забортной воды.
21 августа. Трем норвежским водолазам удалось открыть внешний люк 9-го отсека. 12 норвежских глубоководников соглашаются проникнуть внутрь лодки, но они не справились со вторым, внутренним люком.
В 14.00 Пресс-служба ВМФ России сложила с себя полномочия по информированию о ходе спасательных работ экипажа "Курска".
В 16.00 офицер штаба Северного флота сообщил, что по результатам своего последнего погружения норвежцы считают нецелесообразным дальнейшее проведение спасательных работ.
В 17.00 штаб флота официально сообщает, что экипаж "Курска" погиб. Надеяться больше не на что и не на кого. Будто над всей Россией раздался горестный крик чаек холодного Баренцева моря. Так пронзительно кричат птицы в день беды, когда пытаются спасти из пучины моря своих детенышей. Вмиг осиротели 55 детей в 35 областях, краях и республиках нашей необъятной родины.
Башкортостан находится в тысячах километров от морей и океанов. Но и к нам пришло большое горе. В военкомате подтвердили, что на затонувшем "Курске" находились четыре призывника из республики. Эти фамилии болью были высвечены на экранах наших телевизоров: Фанис Ишмуратов из Баймакского района - мичман, Наиль Хафизов из Альшеевского, старший инструктор, Роберт Гесслер из Благоварского района, старшина 2-й статьи, и Салават Янсапов из Ишимбая - главный корабельный старшина. Самолетом через Санкт-Петербург в Североморск вылетели отец и старший брат Фаниса Ишмуратова, мать и брат Наиля Хафизова. Родители Роберта Гесслера до места трагедии добирались поездом, а отец и тетя Салавата Янсапова полетели через Москву.
Волей судьбы (а может быть, Всевышнего) парни из Башкортостана несли службу в хвостовых отсеках лодки. По заключению английских специалистов, именно подводники, находившиеся в кормовой части "Курска", отключили его реакторы и обесточили лодку, лишив себя системы аварийного жизнеобеспечения. Жить им оставалось 3 часа, и они знали это. Но думали не о себе, а о тысячах людей, мирно работающих в эти минуты на берегу. Возможно, они спасли всех нас от еще одного Чернобыля.
Наши ребята все оказались контрактниками. Мичман Ишмуратов недавно приезжал в отпуск, рассказывал о своей службе. Служил четвертый год и расставаться с морем не хотел. Мальчишку из деревни Мрясово оно влекло с детства. Буквально два месяца назад видела своего сына Розалия Закировна Гесслер. Роберт приезжал к ним в поселок Западный в отпуск. Призывался он на флот в мае 1996 года, отслужил два года и остался служить дальше.
У мамы Наиля Хафизова разлука с сыном была дольше. Он только еще обещал приехать в отпуск. Теперь Фания-алай уже никогда не увидит своего мальчика, которого воспитывала одна, пытаясь уберечь от всех невзгод, не подозревая, какие страшные испытания выпадут на его долю.
Долго держался Валерий Сабирович Янсапов. Однако, когда вновь начались расчеты и прогнозы, как поднять лодку и возможно ли это, не выдержал и он. И найдется ли та сила, что поднимет тысячи тонн металла из воды? Так хочется им всем поверить в то, что весь мир придет на помощь. Что не будет дней, подобных тем семи, когда российские военные сообщали: "У нас лучшая техника, работаем, погода мешает, течение сильное, люк деформирован… Ждите…" И они ждали. А им по существу все время говорили неправду", - с болью констатировала "Вечерка".
"Через годы, возможно, откроется завеса секретности", - так заканчивается статья.
Да, сегодня о "Курске" написано уже много статей, книг, сняты фильмы, но секреты все же остались. И жива память. В парке Победы установлен памятник подводникам. На борту рубки высечены имена тех, кто навечно остался верен морю.
Галина ГРИГОРЕНКО.
18-08-2020 (0) Просмотров: 694 Номер: 57(13436) Версия для печати